На главную Карта сайта Электронная почта
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫФОРУМЫО ПРОЕКТЕ
«МЕЖДУНАРОДНИК»
№ 10 (785) - июнь 2004 года
Хосни Мубарак стал Почетным доктором МГИМО | Бернадетт Ширак лично поздравила российско-французскую магистратуру с 10-летием | 3-й конвент РАМИ | Перипетии Познера | Владимир Потанин: "Я всегда ощущал ответственность за людей" | Уроки мастерства от Сергея Брилева
эксклюзивное интервью
ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич
Ректор МГИМО(У)
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Международные аспекты социальной безопасности

2005-03-17 15:19:15

Массовые протесты населения нашей страны против т.н. "монетизации" льгот показали, что власть имущим необходимо считаться с мнением и интересами простых людей, с их правами, закрепленными в Конституции нашей страны. Так, статья 7 Конституции говорит о том , что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Непродуманный, поверхностный подход к реформе социального обеспечения привел к нарушению прав граждан, обострению у них чувства беззащитности и, как следствие – к обострению социально-политической ситуации в стране.

Надо заметить, что важность проведения научно обоснованной политики в области социального обеспечения  самым непосредственным образом связана с ухудшающейся демографической ситуацией в стране. Мизерные зарплаты, пособия и пенсии ведут к нищенскому существованию значительной части населения страны, которой также недоступны качественное медицинское и социальное обслуживание.

По данным зарубежных источников, если в 1992 г. население страны составляло 148 миллионов человек, то сегодня оно составляет 145 миллионов. Это абсолютный рекорд уменьшения численности населения среди всех стран мира. По мнению некоторых аналитиков к 2050 г. численность населения страны составить не более 100 миллионов человек.[1] По другим оценкам численность населения страны к этому периоду упадет до 80 миллионов человек.[2] Это сильно ограничит возможности страны по охране самых протяженных в мире границ и самой большой по площади страны.

В прошлом году российская политическая элита была повержена в шок рассекреченным докладом ЦРУ, названным "Глобальные тенденции 2015" (Global Trends 2015), в котором говорилось о том, что приблизительно через 10 лет Россия, самая крупная страна мира, может распасться на восемь мелких государств. "Помимо физического развала инфраструктуры, годы варварского отношения к окружающей среде негативным образом сказываются на населении России. Все это усугубляется социальными последствиями крушения старой системы, такими как алкоголизм, сердечно-сосудистые заболевания, наркомания и ухудшение системы здравоохранения. Население России не только уменьшается, но и становится все более больным и менее способным быть двигателем экономической стабилизации" – говорится в докладе.[3]

В декабре 2004 г. Национальный разведывательный совет США опубликовал доклад "Начертание глобального будущего" с прогнозами развития стран и регионов мира к 2020 г. По оценкам авторов этого доклада Россию к этому времени ожидает резкое ухудшение демографической ситуации, вытекающее из-за снижения рождаемости,  недостаточной медицинской помощи и потенциальной эпидемии СПИДа.[4] 

Как и многие россияне, автор настоящей статьи не придерживается столь пессимистических взглядов. Дело в том, что демографическая история России знает примеры иного порядка. Так, на основании переписей населения в дореволюционный период в 1897 г. численность населения России (без Польши и Финляндии) составляло 116, 3 млн. человек., а в 1913 – уже 155,4 млн. человек.[5]

Вспомним, то было время великих государственных деятелей С. Витте и П. Столыпина. К сожалению, нынешние реформаторы Г. Греф и А. Кудрин, М. Зурабов – это политики явно не их калибра. Невольно приходит на память мысль У. Черчилля о различии между государственными деятелями и просто политиками – первые думают о судьбах страны, вторые - о  следующих выборах. Парадокс же состоит в том, что нынешняя исполнительная власть видимо вообще не задумывается о будущих выборах. 

Думается, что многие руководители в центре и на местах  только в результате массовых акций протеста со стороны пенсионеров наконец-то поняли, что социальная политика – слишком серьезная вещь, к которой нельзя относиться с пренебрежением и решать социальные вопросы лихой кавалерийской атакой. 

Обращает на себя внимание то, что за рубежом в науке и на практике социальное обеспечение ассоциируется с социальной безопасностью.[6]  В США, например этими вопросами занимается специально созданный орган федеральной власти – Управление социальной безопасности, действующее на основании Закона о социальной безопасности 1935 г., принятого для предотвращения социального взрыва после Великой депрессии.

Полагаем, что и в нашей стране необходимо принятие аналогичного закона взамен наспех скроенного печально известного закона № 122. При этом социальная безопасность должна пониматься  как элемент национальной безопасности и входить в доктрину или концепцию национальной безопасности Российской Федерации. Надо полагать, что социальная безопасность должна занимать подобающее ей место среди прочих стратегических приоритетов нашего государства.

Чтобы убедиться в совершенно недостаточном внимании государства именно стратегическим аспектам социальной безопасности стоит всего лишь внимательно изучить текст самой Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России в 1997 г.   Вопросы социальной безопасности должны быть включены в круг основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Справедливости ради, следует отметить, что не только власть, но и многие наши ученые и просто сограждане не осознают наличие глубокой взаимосвязи между вопросами национальной и социальной безопасности. Так, Советом Безопасности Российской Федерации 3 ноября 2004 в МГУ был проведен "круглый стол" по теме: “Подготовка новой Концепции национальной безопасности Российской Федерации (основные приоритеты развития, угрозы национальной безопасности, национальные интересы России и механизмы их реализации)” с ведущими учеными в этой области, однако вопросы социальной безопасности не нашли своего адекватного отражения в его работе. В ноябре-декабре того же года Советом безопасности была организована широкая интернет-конференция по указанному вопросу. Обескураживает тот факт, что никто из сотен участников этой интернет-конференции   при этом не затронул вопросов социальной безопасности.

Очевидно, что эти вопросы требуют самого внимательного изучения со стороны юристов, экономистов, психологов и других специалистов для того, чтобы наше общество и страна в целом были готовы к вызовам, которые нам бросает время.



[1] Davanzo Julie, Oliker Olga, & Grammich Clifford. A Shrinking Russia //The Atlantic Monthly – July/August, 2003

[2] Oliker Olga, Charlick-Paley Tanya. Assessing Russia's Decline: Trends and Implications for the United States and the U.S. Air Force. RAND's Project Air Force 2002, p.50

[3] The Indenpendent – 30 April, 2004

[4] Government Printing Office (GPO), Superintendent of Documents, PO Box 391954,

Pittsburgh, PA 15250-7954; Phone: (202) 512-1800; Fax: (202) 512-2250; http:\\bookstore.gpo.gov;

GPO Stock 041-015-0024-6; ISBN 0-16-073-218-2, p. 10

[5] Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811 – 1913). Статистические очерки М.: 1956. – с. 26

[6] Social security: a new consensus: [Papers of the 89th Sess. of the Intern. labour conf., June 2001]. - Geneva: Intern. labour office, 2001. - VI, 114 с.: диагр.; 24 см.; Social security disability: Alternatives would boost: Cost-effectiveness of continuing disability: Rev.: Rep. to the chairman, Subcomm. on social security, Comm. on ways a. means, House of representatives. - Washington: GAO, 1996. - 112 c.: ил.; 28 см. - (GAO/HEHS / United States Gen.accounting office; 97-2); Social security in the 21st century / Eric R. Kingson a. James H. Schulz, ed. - New York; Oxford: Oxford univ. press, 1997. - XXII, 313 c.

Политика35
Жизнь15
Культура5
Экономика5
История международных отношений11
Речи и выступления8
Энергетическая дипломатия1
Студенческая жизнь1
ООН2
Ситуация в Ираке2
Биография1
Ближний Восток3
Народная дипломатия1
Балканы1
Экономическая интеграция2
"Цветные" революции1
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
НОВОСТИ
ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРУМЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ
ГАЗЕТА "МЕЖДУНАРОДНИК"
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
 
Издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Информация о разработчиках
© 2004–2005 ООО «Международник»
Лицензия Росохранкультуры Эл №ФС 77-20365 от 03 марта 2005.
Rambler's Top100  HotLog online dating service