На главную Карта сайта Электронная почта
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫФОРУМЫО ПРОЕКТЕ
«МЕЖДУНАРОДНИК»
№ 10 (785) - июнь 2004 года
Хосни Мубарак стал Почетным доктором МГИМО | Бернадетт Ширак лично поздравила российско-французскую магистратуру с 10-летием | 3-й конвент РАМИ | Перипетии Познера | Владимир Потанин: "Я всегда ощущал ответственность за людей" | Уроки мастерства от Сергея Брилева
эксклюзивное интервью
ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич
Ректор МГИМО(У)
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Дипломаты с двойным дном

2005-06-08 13:31:22

Таможенное законодательство многих стран содержит положение об освобождении от определенных форм таможенного контроля высших должностных лиц государств и иностранных дипломатов. Подобные вопросы достаточно подробно регламентированы в действующем Таможенном кодексе Российской Федерации.

Так, статья 300 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. предусматривает особенности перемещения товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства. Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающие вместе с ними члены их семей могут ввозить на таможенную территорию Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, и вывозить за пределы таможенной территории Российской Федерации товары, предназначенные для их личного и семейного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Личный багаж главы дипломатического представительства иностранного государства, членов дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающих вместе с ними членов их семей освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного и семейного пользования, или товары, ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации которых запрещен законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации либо регулируется карантинными правилами. Таможенный досмотр должен проводиться только в присутствии указанных в настоящей статье лиц или их уполномоченных представителей.

Статья 386 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи освобождения некоторых должностных лиц от определенных форм таможенного контроля.

При этом установлено, что освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается исключительно Таможенным кодексом РФ. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи.

Личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подлежит таможенному досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу Российской Федерации в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Также освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется после ратификации этих договоров.

Далее предусматривается, что руководитель федеральной таможенной службы  или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Представляется, что вышеперечисленные правила освобождения от определенных форм контроля вполне разумны и обоснованы результатами многолетней практики таможенного контроля.

В истории этого самого контроля были и другие времена, воспоминания о которых  может вызвать ощущение озноба у тех, кто действительно болел душой за интересы своей страны. Речь идет о существовавшем в советские времена правиле освобождения от таможенного контроля всех лиц, следовавших по дипломатическим  паспортам. Но если в отношении иностранных дипломатов это вызывалось необходимостью соблюдения норм международного права, в частности, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., то что касается советских граждан, следовавших через границу по дипломатическим паспортам, фактическое изъятие их из под советской таможенной юрисдикции приводило к очень печальным последствиям для интересов государства из-за многочисленных злоупотреблений ими своим дипломатическим статусом. Вот некоторые примеры такого рода.

Летом 1985 г. заместитель начальника Ленинградской таможни В. А. Удальцов сообщил мне о том, что по имеющимся у него данным  руководящий дипломатический работник советского посольства в одной из латиноамериканских стран сокрыл в вализах для дипломатической почты предметы контрабанды, опечатал их сургучным печатями посольства и намерен ввезти их в СССР под видом дипломатической почты на одном из судов Балтийского морского пароходства.

Нами была спланирована и проведена операция по перехвату этой контрабанды после прибытия судна   в Ленинградский порт. Советский дипломат был полностью убежден в собственной недосягаемости для таможенного контроля, вел себя уверенно, указав, с ним в багаже следует дипломатическая почта, которая, конечно же, являлась неприкосновенной. 

Надо заметить, что встреча на границе с такими людьми вызывала у многих таможенников чувство благоговейного почитания, поскольку абсолютное большинство носителей дипломатического паспорта были выходцами из советской партийно-государственной номенклатуры. Любой, даже незначительный конфликт с ними мог иметь для карьеры таможенника фатальные последствия.  Поэтому  с такой категорией граждан приходилось работать по принципу: "Либо грудь в крестах, либо голова в кустах". Таможенный контроль в таких случаях должен быть снайперски точным. 

Поэтому, когда я приказал склонившему над дипломатическими вализами таможеннику вскрыть сургучные печати посольства, то заметил как его форменная рубашка почти мгновенно потемнела от пота. После вскрытия печатей настала очередь покрыться испариной горе-дипломата. Вместо дипломатической почты из вализ посыпались видеокассеты с порнофильмами и всевозможный ширпотреб.

В иных случаях нарушения со стороны дипломатов были более серьезными. Как помнится, в том же 1985 г. пришлось обратиться с докладной запиской по инстанции с предложением приступить к осуществлению таможенного контроля в полном объеме в отношении советских дипломатов, возвращавшихся из-за рубежа. Причиной тому послужили многочисленные сигналы о проводимой в отношении лиц, имевших дипломатический статус, активной вербовочной работы со стороны западных спецслужб. Те из них, кто совершал различные махинации на "черном рынке" страны пребывания, вел порочный образ жизни, становились исключительно уязвимыми в вербовочном отношении. Полноценный таможенный контроль представлялся одним из немногих эффективных средств пресечения их преступной деятельности на раннем этапе. Насколько я знаю, мы были не одиноки в своих инициативах.  Думается, однако, что определенная влиятельная и продажная часть партийно-государственной номенклатуры не могла так вот просто позволить перерезать одну из пуповин, питавших ее столь драгоценной конвертируемой валютой, и подобные предложения с ходу отвергались с очень простым доводом: "Вы себе отдаете отчет на кого замахнулись!?" 

Интересно отметить, что в обвинительном заключении по делу бывшего ответственного сотрудника ФБР США Р. Ханссена, арестованного в 2001 г. по обвинению в шпионаже в пользу СССР, а затем России,   в качестве доказательств вины содержатся его донесения в Центр. Так, во втором своем агентурном сообщении в ноябре 1985 г.  Р. Ханссен сообщает некоторые дополнительные подробности вербовки в США  действовавших в составе советского дипкорпуса  в США  работников КГБ Южина, Моторина и Мартынова и, в частности, дает следующую ориентирующую информацию на них: "Были предоставлены значительные средства, превышающие по размеру те, которые могли быть "зажаты" от их собственных агентов. Последний из них всегда (в прошлом) использовал средство сокрытия – сумку с банкнотами, зашитыми в ее днище во время  своих поездок домой"(т.е. в СССР – прим. авт.). Для кого и в каких целях эти лица перемещали в СССР значительные суммы валюты обвинительное заключение, естественно, умалчивает.

Полагаю, этот и подобные ему случаи в конечном итоге привели к  необходимости более четкого правового регулирования правового статуса лиц, обладающих дипломатическим паспортом.

Политика35
Жизнь15
Культура5
Экономика5
История международных отношений11
Речи и выступления8
Энергетическая дипломатия1
Студенческая жизнь1
ООН2
Ситуация в Ираке2
Биография1
Ближний Восток3
Народная дипломатия1
Балканы1
Экономическая интеграция2
"Цветные" революции1
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
НОВОСТИ
ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРУМЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ
ГАЗЕТА "МЕЖДУНАРОДНИК"
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
 
Издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: info@mezhdunarodnik.ru
Информация о разработчиках
© 2004–2005 ООО «Международник»
Лицензия Росохранкультуры Эл №ФС 77-20365 от 03 марта 2005.
Rambler's Top100  HotLog online dating service
HotLog