Экономические основы межгосударственных объединений с участием России и перспективы ЕЭП | | 2004-09-01 13:01:12 26 августа 2004 года в Агентстве РИА "Новости" состоялась пресс-конференция Дмитрия Ивановича Сухопарова - директора Департамента международного сотрудничества Минпромэнерго России. Темой выступления стало создание Единого Экономического Пространства (ЕЭП) между Украиной, Белоруссией, Казахстаном и Россией.
СУХОПАРОВ: «Чтобы вы поняли меру моей ответственности за то, что происходит на Едином Экономическом Пространстве, я одновременно являюсь Национальным координатором от России в созданной организационной группе по формированию ЕЭП. А до этого я вел эту работу как замминистра экономразвития и торговли. Вел весь блок СНГ и эту тему уже лет десять. Поэтому она для меня и знакомая и родная, где я чувствую и минусы, и плюсы.
Тема ЕЭП появилась ровно полтора года назад. В феврале 2003 года президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали заявление о формировании Единого Экономического Пространства на территории четырех государств. Это был, конечно, политический документ. Одновременно президенты приняли конкретное решение: о создании группы высокого уровня. В нее вошли заместители председателей правительств указанных четырех государств. Христенко от России, Азаров - первый вице-премьер от Украины, Кобяков - вице-премьер от Белоруссии и Мынбаев от Казахстана.
В каждой стране сразу же были оперативно созданы свои группы, куда вошли заместители министров основных профильных министерств. И нам был дан очень короткий период на разработку соглашений, концепций и комплекса мер. Решение о ЕЭП появилось в последний день зимы, а мы уже к сентябрю эти документы подготовили. Группа высокого уровня, эксперты, мы работали в режиме нон-стоп. Мы собирались фактически каждые три недели и на высоком уровне поочередно в столицах государств. В Киеве, Минске, Москве и Астане. Каждый раз по завершению встречи нас принимал президент той страны, где проходила встреча. Мы ему докладывали о проделанной работе, о следующих этапах. И в результате мы смогли к сентябрю разработать и проект соглашений, и концепции, и первый черновой набросок комплекса мер по их реализации. На саммите в сентябре в Крыму эти документы были утверждены. Нам было поручено доработать уже конкретный комплекс мер и представить его президентам на утверждение. Что мы и сделали к концу года.
Далее уже в 2004 году президенты поручили нам нарабатывать темы и пакеты конкретных уже секторальных соглашений. Мне не хотелось бы подробно комментировать соглашение и концепции. Это рамочные документы, которые описывают основные принципы формирования ЕЭП. Я напомню, что в первую очередь это четыре свободы. Свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это то же, что и в европейском экономическом сообществе. Мы здесь, собственно, никакой велосипед не изобретаем. Мы делаем аналог того, что уже есть. Но этот аналог только один. Когда говорят, что в мире десятки, сотни таких. Нет. Это только одно.
Есть много зон свободной торговли, но это лишь самая первая форма свободной интеграции. Важная, но все же элементарно-простая форма внешней торговли. В зонах свободной торговли создаются условия, частично облегчающие продвижение товаров и освобождение их от пошлин. У нас есть такая свободная зона в СНГ. Она была создана на базе соглашений 1992 года. Как только на месте распавшегося СССР появились независимые государства, то сразу были подписаны двусторонние и многосторонние соглашения. Где сразу было оговорено, что стороны при взаимной торговле не взимают импортные пошлины. Я обращаю внимание, импортные пошлины. За исключением изъятий, которые оформляются протоколами. Напомню, что если в ставках таможенного тарифа, а это четыре большие книги, 11, 5 тысяч кодов только по товарам, то у нас существуют изъятия только 4-5 наименованиям. То есть, можно сказать, что их нет.
Вы знаете их. Это сахар был, спирт и табачные изделия. Сейчас мы подписали протокол и графики по поэтапной их отмене. И фактически останется на ближайшие два года один спирт. С Украиной будет еще сахар - до 2007 года. А там останется спирт. Вы знаете, что такое спирт. У нас был эмбарго по импорту спирта, пока мы наводили порядок и поднимали отрасль. Сейчас у нас эта отрасль производит качественные спирты, которых хватает для производства алкогольной продукции и для внутреннего рынка и для экспорта. Здесь порядок наведен. Но разрушать эту систему еще рано. То есть ее можно разрушить, если убрать контроль за обращением спирта. Тогда опять может появиться технический спирт под видом пищевого. Потому что там разница в ценах огромная. А для бизнеса, вы знаете, это один из главных приоритетов. Так что пока это изъятие сохранится.
Еще раз подчеркиваю, что свободная торговля в рамках 12 стран СНГ у нас есть, и она на самом высоком уровне. Изъятия здесь мизерные. То, что вы иногда слышите об изъятиях, допустим, трубы, оцинковка, это уже другое. Это не изъятие из режима свободной торговли, а меры в соответствии с общепринятыми нормами и правилами ВТО. Проводятся расследования. Они предусмотрены и национальным российским законодательством и, еще раз подчеркиваю, нормами и правилами ГАТТ и ВТО. Если доказывается, что одна из сторон экспорт свой каким-то образом субсидирует, тогда вводится соответственная мера и компенсационная пошлина или ограничение.
Когда мы начали работать в рамках по формированию ЕЭП, возникли некоторые вопросы с той же Украиной. В рамках ЕвразЭС у России идет свободная торговля без изъятий и ограничений. ЕвразЭС, напомню, включает пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Там у нас изъятий нет уже несколько лет. Но Украина участвовала в ЕвразЭС, только в статусе наблюдателя, не принимая и не подписывая условий и соглашений. И поэтому на Украину распространялись все правила и нормы ВТО в области внешней торговли, которые предусматривали изъятия. У нас таких было около десятка со стороны России на Украину, и со стороны Украины на Россию. И сейчас они есть. Но эти полтора года ежедневной работы экспертов, позволили выработать понимание, что мы идем к одной цели создания свободного перемещения товаров, услуг и т.д. У нас понимание настолько высокое, что мы практически по очень сложным, казалось бы, процедурам (по той же оцинкованной стали и трубам) нашли выход. Когда мы пошлину не стали взимать, на данном этапе просто установили добровольные ограничения. Это предусмотрено. И пошлины не взимаются. Естественно, по мере продвижения на пути формирования ЕЭП мы снимем и остальные ограничения.
20 августа в Минске состоялось 14 заседание группы высокого уровня. На этом заседании мы в соответствии с распоряжением Президента Путина еще раз уточнили перечень документов и соглашений, которые должны быть разработаны для формирования ЕЭП.
Я вам напомню, что в Крыму президенты уже одобрили пакет 60 соглашений, которые будут разрабатываться независимыми экспертами на контрактной основе. Такие контракты орггруппой уже заключены. Все страны представили необходимую информационную базу. Вы понимаете, допустим, чтобы эксперту отрабатывать какую-то область в конкурентной политике, ему надо иметь под рукой весь набор документов, которым данная сфера регулируется во всех четырех странах. И только на базе этого, плюс близкие международные документы из практики других стран, эксперт будет готовить нам проекты соглашений. 23 темы станут разрабатывать эксперты в рамках семи рабочих групп.
Но есть и такие документы, которые нельзя делать у независимого эксперта. Там у себя за компьютером, в келье или в кабинете. Потому что это требует уже переговорного процесса. Допустим, общий таможенный тариф. У всех он разный, у всех ставки разные. Если в рамках ЕвразЭС мы уже продвинулись. Допустим, по Белоруссии в рамках двойки тариф уже на 95% унифицирован. С Казахстаном есть расхождения, где-то процентов 60 унифицирован. Сейчас еще они предложения представили. Выходим где-то на 75% унификации. С Украиной мы эту работу просто еще не начинали. Так как с Украиной только сейчас в рамках работы над этими соглашениями, мы будем вести переговоры и по согласованию ставок по общетаможенному тарифу. Но это уже требует именно экспертной, живой переговорной работы.
Сейчас в Минске мы еще раз все эти темы прошли и уточнили. Было добавлено еще одно соглашение в области инвестиций. Это тема движения капитала. Добавили его к пакету 60, который был. Сейчас это уже 61 соглашение и две темы мы добавили к пакету, который разрабатывается экспертами. 25, значит, итого получается 86 тем.
Все проекты должны быть разработаны до конца 2004 года. Причем мы поставили себе промежуточные «вешки». В сентябре будем проверять первый этап. Нам представят макеты этих документов. Мы их посмотрим. Может, дадим какие-то рекомендации исполнителям уже на этом этапе. А концу года они должны будут нам сдать итоговые тексты в соответствии с условиями договоров. И вот там мы приступим, опять же эксперты, к их обсуждению, согласованию и подготовке к подписанию на уровне президентов.
Конечно, мы не будем обсуждать все пункты, порученные нам президентами, сразу. Сделаем перечень первоочередных соглашений, которые подлежат согласованию и подписанию. Тут важно быть точным. Потому что иногда пишут, что уже к сентябрю будет готов перечень первоочередных документов к подписанию. Это перечень документов, который не в сентябре подписываться будет. Просто нам президенты должны сказать: «да, этот перечень мы утверждаем, а вы, когда к концу года все документы положат вам на стол, вот с этих документов и стартуйте. Они являются приоритетными». А сам перечень - он не абстрактный и берется не с потолка, а зависит от той цели, какую мы перед собой ставим. Напомню, что еще в Крыму была маленькая дискуссия. Так Украина сначала предложила пакет из 14 соглашений, которые охватывали только условия свободной торговли, отмену изъятий и т.д. Но когда их анализируешь, то понимаешь сложность. Допустим, достигается соглашение об отмене антидемпинговых процедур. Оно маленькое - на полторы странички, но оно может вступить в силу только тогда, когда будут созданы экономические условия для того, чтобы не было антидемпинговых процедур. Это значит, что должна быть единая конкурентная политика, единая политика в области субсидирования. Потому что, если в одной из стран принимаются какие-то внутренние решения, они могут влиять на ситуацию на рынке.
Например, мы хотим нашу трубную промышленность модернизировать. И, казалось бы, вполне разумно принять решение на данный срок освободить предприятия от уплаты налогов в местные бюджеты и в бюджет центральный. Но это ничто иное, как субсидирование. Потому что аналогичное предприятие, допустим, Омский трубный завод, будет работать без таких льгот. И его трубы будут стоить соответственно на 20 % больше. Поэтому в соответствии с нормами, правилами ВТО данное предприятие, как обычно, это несколько предприятий, обращается в правительство, что по их данным в такой-то стране на основании таких-то документов созданы такие-то условия. Поэтому в соответствии с российским законодательством могут предложить провести расследование и ввести компенсационную пошлину. И мы не вправе им отказать. Потому что у нас действует наше законодательство, и мы должны по нему работать. Изменения возможны только после того, когда мы - все четыре стороны - выработаем единый регламент. Так сейчас живет Брюссель. Там ведь не может принять одна страна одни условия, другая другие. Там действуют единые регламенты на территории всех стран европейского сообщества. И поэтому условия хозяйствования равные. И здесь уже нет и самой темы для того, чтобы были какие-то антидемпинговые процедуры.
Поэтому этот пакет, предложенный Украиной, там 14 соглашений, когда начали мы обсуждать, увеличился. Потом пакет достиг 34 соглашений. А когда в Минске поработали, у нас были сложные обсуждения. Но мы научились уже понимать друг друга и слушать друг друга. Что на первых этапах иногда отсутствовало. Раньше каждая сторона приезжала со своими директивами. Нет, вот это и больше ничего. Но для того нас и объединяет общая цель: построение единого экономического пространства. И мы научились слушать друг друга, и теперь говорим на едином языке. Я сказал это не для красного словца. На самом деле у нас все больше повышается эффективность работы. И мы все меньше тратим времени на риторику или на убеждение друг друга, что надо, дескать, отказаться от ложной аргументации.
Итак, сейчас мы уже вышли на нынешний перечень. Еще раз повторяю, получается 86 соглашений. Из них 29 первоочередных. Это результат работы в Минске. В Минске мы обсуждали предложения, чтобы в Астане уже конкретно отметить и принять. Сделать уже практические шаги в рамках ЕЭП. Одним из первых, и эта работа идет уже полтора месяца, надо убрать изъятие из режима взимания НДС, который действует по России. С 2001 года у нас был принят Налоговый кодекс. С 1 июля 2001 года мы перешли на взимание косвенных налогов со странами СНГ. Изъятие есть по нефтегазу и сжиженному конденсату. С дальним зарубежьем мы и ранее жили по принципу страны назначения. Это практика общая, мировая. Но в России и в СНГ почему мы не могли в 92 году перейти на такой режим? Да просто потому, что у нас не было между собой никаких таможенных границ. То есть после создания на территории бывшей СССР независимых государств, границы были условные. А для того, чтобы вернуть НДС при экспорте, он возвращается на основе таможенной декларации, которая подтверждает, что данный товар пересек границу, потому что иначе будет лжеэкспорт. И его в 90-е годы было очень много. Автомобили оформлялись куда-нибудь в Прибалтику, а реализовывались где-нибудь на территории России. А косвенный налог НДС 20 % возвращался. Это касалось не только машиностроительной продукции, какой-нибудь там гравий и цемент экспортировали и т.д. Поэтому данная тема - очень непростая. Она грозила на первом этапе огромными убытками для всех государств. Но постепенно мы отработали схему. Ведь таможенные службы уже созданы, они были сформированы, обеспечены компьютерной техникой и т.д., для того чтобы вести соответственный оперативный учет. На границах были оборудованы таможенные переходы.
И вот мы с 2001 года со всеми странами СНГ перешли на взимание НДС тоже по стране назначения. Но нефтегаз и сжиженный конденсат были пока временно оставлены. Ибо это весьма ощутимая доля поступлений в российский бюджет. Но учитывается тот позитивный путь, который мы сейчас проходим по формированию ЕЭП и в первую очередь обращения Украины, потому что, в первую очередь, это касается именно Украины. Потому что основные потоки нефти и газа идут из России в Украину и Белоруссию. На НПЗ Украины еще четыре года назад мы поставляли четыре миллиона тонн нефти, потом на следующий год уже 8 млн., потом уже 16, сейчас уже 22 млн. тонн нефти. И газ идет. Украина потребляет где-то 76-78 млрд.кубов газа, из которых 16-18 она сама производит и 60 - получает из-за рубежа. В зависимости от того, с кем у нее идут договора. Или газ это был чисто российский, или было 30 млрд. кубов газа из Туркменистана. В этом случае НДС мы, естественно, не взимали. Это был товар уже не наш. Вот почему эта тема очень важна для Украины. Наша пресса часто пишет на эту тему.
После недавней встречи Путина с Кучмой, президенты сообщили о решении России в будущем отказаться от изъятий. Президент Кучма очень высоко оценил, понимая, что это было непростое решение. Нам надо пройти утверждение в Госдуме. Все-таки на первом этапе это прямые потери для бюджета. Но как экономист, который этой темой занимается уже давно, уверяю, что есть ряд причин, почему все страны мира перешли на эту форму взимания косвенных налогов. Это в первую очередь стимулирует экспорт. Потому что если экспорт облагается НДС, который не возвращается, это экспорт не развивает, а тормозит. Поэтому когда мы снимаем ограничения, это позволит увеличить и поставки данной продукции. Основа для этого есть. И потом способствует расширению контактов и в других, казалось бы, напрямую не связанных направлениях. Допустим, увеличение объема переработки нефти на украинских МПЗ будет способствовать одновременно созданию новых производств в области нефтехимии и росту инвестиций от российских компаний. То есть тут очень много связанных с либерализацией экономических акций, которые в целом развивают и двусторонние отношения, и выводят нас на совместные поставки в третьи страны.
Пресса нас уже критикует, что все, что касается ЕЭП, якобы повторяет сценарий, как это было на первом этапе переговоров с ВТО. Вот мол, там чиновники отрабатывают некие политические установки. Уверяю вас, мы работаем не ради того, чтобы создать какие-то мертвые соглашения. Все документы имеют практическую важность. Они живые. Относятся к конкретным отраслям и направлениям экономики. С сентября мы начнем работать с бизнесом всех четырех стран. У меня уже было много встреч и с представителями российского бизнеса, и белорусского, украинского и казахстанского. Они сейчас тоже между собой уже работают. Мы проводили в Киеве встречу. Там был представлен бизнес всех четырех стран. Это было месяц тому назад, где были я и мои коллеги. Мы рассказывали, что мы делаем, как работаем и как видим их участие. И сейчас бизнес будем подключать, чтобы они были в теме, давали нам свои консультации и советы, которые мы постараемся учитывать. Потому что все, что мы делаем, это ради того, чтобы создать самые благоприятные условия для работы различных форм бизнеса на территории 4 стран.
Говоря о перспективах. Когда будут подписаны документы, это не значит, что завтра же они будут полностью реализованы. В сентябре 2003 года, когда были подписаны соглашения, уже начали говорить, вот мы уже часто стали подписывать декларации. Дескать, мы итак уже живем в едином экономическом пространстве. Нет! Мы еще долго жить в нем не будем. Европа шла к этому 30 с лишним лет. Они подписали договор в 57 году. Но они сняли границы только в начале 90-х. Для создания единого экономического пространства между собой понадобилось еще несколько лет. Так что есть разные этапы. Все зависит от того, какую цель себе ставить.
Вот мы себе ставили цель, чтобы (и это была инициатива Украины) в первую очередь улучшить условия для торговли, чтобы не было никаких изъятий и ограничений. Чтобы не было изъятий и ограничений - это уже называется не свободой торговли, это называется этап таможенного союза! То есть когда стороны унифицировали все документы, регулирующие внешнюю торговую деятельность. Как между собой, так и с третьими странами.
И тогда импортный товар, который, допустим, закупила украинская компания и выпустила у себя в свободном обращении, точно так же может реализовываться и в России, Казахстане и Белоруссии. Вы понимаете, что для импортера это очень выгодно. Одно дело, когда он заключает сделку на 10 единиц техники, другое дело, когда он заключает на 1 500. Он получает скидки. Поэтому, если это рассматривать как первый этап, то мы и подготовили 29 первоочередных документов, которые смогут это обеспечить. Но я опять же, это не значит, что эти соглашения мы в первую очередь подготовим, подпишем. Мы по ним уже работаем. Повторюсь, что три страны - Россия, Белоруссия и Казахстан – сосуществуют в рамках ЕвразЭС, а там цель, по сути, та же самая: создание таможенного союза, а потом единого экономического пространства. И в рамках ЕвразЭС у нас приоритетными направлениями предусмотрено, что уже к концу 2005 года мы должны были уже к этому выйти. Одно другому абсолютно не противоречит. У нас эти мероприятия полностью пресекаются и идентичны с теми, что планируется по ЕЭП. Но здесь Украина.
Украина только сейчас присоединилась. Поэтому у нас в соглашении и концепции отмечается, что может быть разновременность подписания договоренностей и разный скоростной режим. Но это объективно. Чтобы одна сторона не сдерживала готовность остальных трех стран. Вот они уже вышли на единый регламент. Ради бога, они подписывают и передают национальному органу, единому регулирующему органу. А четвертая страна подчищает все необходимые условия, присоединяется и на ее территории тоже начинает действовать этот механизм. Поэтому сказать, что срок един для четырех – сложно. Это зависит от политической и экономической ситуации, от стремлений. У нас опыт есть. В 1995 году, когда подписали соглашение о таможенном союзе между Россией и Белоруссией, Казахстан потом присоединился. Так при стремлении все быстро сделать, Белоруссии потребовалось четыре месяца, а Казахстану - 10 месяцев для унификации. И мы уже к концу 95 года имели общий таможенный тариф. Единые ставки таможенного тарифа.
О пакете 29 первоочередных документов. Все темы важные. Из них большая часть из первой группы. Напомню, у нас семь групп. Первая группа – занимается вопросами таможенной тарифной политики и таможенному администрированию. То есть эта группа сконцентрирована на вопросах внешней торговли товарами (услуги отдельно). Это все, что с ней связано. И к этой теме относится и унификация всего. И порядка взимания экспорта и импорта пошлин. Это единое внешнее регулирование торгово-экономической политики с третьими странами.
Это режим единый, потому что будет можно ставки пошлин всех унифицировать, а в то же время иметь соглашения. Допустим, одна страна предоставляет 105 развивающимся странам льготный режим. То есть как все развитые страны, СССР был одним из первых, мы обязались тогда не взимать пошлины или взимать 50% от ставок пошлин с развивающихся стран. Сейчас 75%. Со стран, которые входят в эти списки. Но сейчас в этих списках есть такие развитые страны, которые изначально там были и еще остались. Такие как Турция, Южная Корея, Саудовская Аравия. Они уже по экономическому потенциалу уже давно перегнали некоторые страны, которые им предоставляют льготный режим. Там есть иной метод регулирования. Есть списки, на которые не распространяется льготный режим. То есть можно, допустим, можно на Южную Корею иметь льготный режим, но исключить электронику и автомобили. А оставить, допустим, текстиль. Вот это все надо отрабатывать и согласовывать. Опять же там есть соглашения о субсидировании, о конкурентной политике. Без решения этих вопросов мы не можем подписать соглашение об отмене количественных ограничений антидемпинговых процедур и так далее. Вот что такое пакет из 29 первоочередных документов.
По свободе перемещения рабочей силы. Сначала у России был подход такой, что мы предлагали весь пакет, 86 документов, сделать и принять Единой Книгой. Так в свое время поступили европейцы. Их логика была, раз все темы связаны, значит и подписывать надо единой книгой. Вот почему она и называлась единый договор. У нас тоже будет своя конституция, так ее условно называли, то есть весь пакет документов. И мы предлагали не определять первую очередь, вторую, а просто равномерно работать по всем группам. Подготовить его к подписанию, и потом подписать. Но потом было предложение Украины о том, что все-таки давайте выделим 14. Они все касались первой группы. В итоге некоторые вопросы, например, о перемещении рабочей силы, физлиц, оказались в последней группе. Ее как-то и не учитывали. Но еще раз говорю, что все соглашения будут разработаны к концу года. И та же группа № 7, которая занимается этой темой, тоже сядет за стол переговоров. И будет готовить. Если они ее подготовят раньше других, мы ее также вынесем президентам на подписание. То есть если какие-то темы не попали в 29, это не значит, что над ними не будут работать. Все группы будут работать с темами.
Сейчас в Минске по предложению Украины, 4 страны подготовили к подписанию на встрече в Астане, которая пройдет 15 сентября, двустороннее соглашение по косвенным налогам. С Казахстаном между Россией, Белоруссией и Россией. Таким образом, на территории 4 стран у нас будут косвенные налоги, чтобы НДС взимали без каких-либо изъятий. По остальным странам по СНГ это еще осталось. А здесь по 4 государствам это будет с нового года. И одновременно Украина попросила упростить порядок перемещения физических лиц. Это поручение мы дали. Мы, эксперты, разработаем саму схему этого документа. И должны ее в Астане президентам доложить, а они уже определят срок для подготовки: месяц, полтора, два - сколько понадобится. Документ сложный, миграционные карты и все остальное. С нами должны работать и пограничники, и МВД и таможенники. В этом году мы его должны уже разработать и принять.
Отличие русской и европейской модели. Я говорил, что есть много зон свободной торговли, а модель единого экономического - только одна. Это Брюссель. Другой модели нет в мире. Создали единое экономическое пространство сейчас пока только европейцы. Вы знаете, что они динамично развивались последние годы. Правда, они сейчас возьмут паузу лет на 10. Потому что они раньше были менее громоздкими: было 6 стран, потом 9, 12! Но даже перед тем, как дойти с 9 до 12, соглашаясь на вступление Греции, Португалии и Испании, они дали им срок до 5 лет, чтобы подтянуть уровень их экономического развития до европейского уровня вот этих 9 стран. И потом уже они их принимали. А сейчас они решили добавить к 15 уже имеющимся государствам-членам еще 10 стран. А ведь еще осталось несколько стран из Восточной Европы, которые они тоже примут в ближайшие годы. Например, бывшую Югославию. ЕС потребуется лет 10-15, чтобы вывести эти страны до своего уровня. Но там единое экономическое пространство отработано, создано. Там тоже еще есть проблемы. Например, по услугам. Это такая тема, которая сейчас у них еще регулируется национальными законодательствами, а не едиными регламентами.
Мы всего этого, к сожалению, не имеем. Потому что еще не сели за стол переговоров по унификации нормативных законодательных актов. Сейчас эксперты пока только разрабатывают проекты соглашений. И вот когда они их нам выложат на стол, будет сделана сопоставительная таблица. В ней будет видно: здесь норма такая, а здесь такая. И вот тогда надо будет уже экспертам, все взвесив, прийти к единому пониманию. Или перейти на какие-то международные общепринятые нормы. Или если есть специфика данной темы у нас, то важно определить, насколько она чувствительна для какой страны. То есть находить ту компромиссную норму, которая отвечает требованиям всех четырех. Это очень сложный процесс. Но по завершению каждого из них и надо требовать внесения поправки и в нормативные и законодательные акты. Это жизнь. Это азбука.
А мы сейчас, когда принимаем какие-то решения по тому же НДС, по изъятию, мы пока подписывали с этими странами двустороннее соглашение. Они отличались от нашего внутреннего законодательства. Поэтому эти документы ратифицировали. Ибо международный документ имеет приоритет над внутренним. Это как сейчас вступаем в ВТО. И мы, и Украина, И Белоруссия, и Казахстан. И мы для этого огромнейшие списки, сотни поправок, тысячи вносим в законодательство всех стран. Потому что мы переходим на международные нормы и нормативы. И кстати вот то, что мы все четверо вступаем в ВТО, это облегчает нам путь к этой вот унификации. Но что касается области внешней торговли, то это все четыре страны, они все вступают, на разных этапах. Поэтому мы согласовываем вступление в ВТО. И это нам как раз способствует, потому что мы сами себя выводим на единую нормативную базу. Что же касается тем, которые не регулируются ВТО, где нет требований унифицировать, привести законы в соответствие с какими-то международными нормами, то здесь надо будет работать, отрабатывать, унифицировать уже непосредственно на уровне четверых.
Унификации требуют все темы, все 86 пакетов. Общий таможенный тариф. У нас ставки таможенного тарифа регулируются правительством. По нефти было принято федеральным законом. Помните, есть там такая формула. Чтобы было ясно всем, какая будет ставка. Это мониторинг за два месяца уровня цен на международном рынке, на мировом, в зависимости от этого рассчитывается ставка экспортных пошлин. Остальные ставки принимается правительством на основании решения комиссии. На Украине данный вопрос решает Верховная Рада. То есть все везде по-разному. А когда мы этот вопрос унифицируем, мы должны передать его наднациональному органу, то есть единой комиссии по торговле и тарифам. А это уже будет требовать поправки даже и в Конституции. Потому что сейчас у нас по Конституции это наш национальный приоритет.
Вопрос: Нет ли опасений, что действия четверки в режиме нон-стоп будут тщетны, если, скажем, выиграет Ющенко и приложенные усилия не будут поддержаны?
СУХОПАРОВ: Я знаю Ющенко. Мы с ним работали, когда он был премьер-министром. Независимо от того, кто победит, все равно любой лидер страны работает в направлении развития экономики свого государства. Еще весной новый министр иностранных дел Украины был ярым сторонником того, что путь Украины это только путь в Европу. А тут, когда он сам поработал министром иностранных дел, оценил эту ситуацию реально. В интервью одной из газет он сказал, что Украина не хочет, как Турция стоять в предбаннике европейского сообщества. Турция стоит там уже 20 лет с лишним. Пока стоишь в предбаннике, а процессы-то идут. А выигрывает тот, кто работает на интеграцию. Если бизнес ограничен рамками одной страны, Украины, и не может свободно выйти на рынок соседних Казахстана, России и Белоруссии, у него меньше маневра и больше издержек. Если вот так ждать, когда тебя примут.
Мы пойдем в Европу все вместе. Я работал в Бельгии. Они нам предлагали уже с 95 года создать группы по свободной торговле. Есть такие вещи, которые не надо опережать. Вступать надо с позиции сильной экономики, а не на этапе, когда она у тебя еще слаба. Мы вышли из спада, мы идем вверх, но они пока еще очень сильны. Вот когда мы будем вместе работать четверо, это усилит экономические позиции и России, и Украины, и Белоруссии, и Казахстана. А европейцы (я там жил четыре с половиной года) в Брюсселе очень любят, когда на границах тихо и спокойно. Когда в 90 году, помните, у нас не было продуктов в магазинах, везде там плакаты висели: «окажите гуманитарную помощь». И вот представляете с гуманитарной помощью в это время заявить, вот примите нас в Европу что ли? Не надо.
Вопрос: Существует ли программа какая-то на поддержку интересов российских компаний в странах СНГ. Чтобы они больше вступали, скупали активы?
СУХОПАРОВ: У нас есть одна из тем, и одна из рабочих групп, которая занимается соглашениями в области инвестиций и свободного движения капитала. Тяжело, когда бизнесмены ищут какие-то ходы на рынки соседей через третьи, пятые страны. Лучше, чтобы инвестиции были прямые. Это выгодно и бизнесу, это меньше трат и так далее. Поэтому одна из тем, и мы включили слово соглашение, которое было в числе первоочередных под № 57. Это как раз об инвестициях. То есть мы его тоже приблизили к первоочередным.
Компаниям надо не помогать, а не мешать. В первую очередь создать такой благоприятный климат, чтобы им было гарантировано, что завтра снова не изменят регламенты, чтобы были устойчивость и стабильность в регулировании их действий со стороны государства. И задача государства (мы делаем все на уровне на национальном, чем занимается Минэкономразвития, в котором я работал 4 года замминистра) - это регистрация одно окно. Цель - как можно меньше барьеров на пути бизнеса. Естественно разумный государственный контроль есть везде в мире. Без этого нельзя. Бизнесу он нужен. Это с одной стороны и защищает, но, с одной стороны, важно чтобы не было лишних преград
Что дает России участие в ЕЭП и какие сектора экономики смогут развиваться более динамично. Когда мы в целом смотрим на товарооборот с зарубежными странами, львиная доля приходится на нефть и на сырьевые товары, а еще на металл и удобрения. Но доля российского экспорта в страны СНГ в машинном оборудовании в два с половиной раза больше, чем в страны дальнего зарубежья. Поэтому для России рынки Украины, Казахстана и Белоруссии и других стран СНГ очень важны.
Говоря про другие страны СНГ, перед ними тоже двери открыты для вступления. Мы просто четыре, кто первые начал работать над этим. Все, что мы сейчас делаем, мы делаем и ради остальных стран. Я уверен, что ни будут поэтапно к нам присоединяться.
Для России страны СНГ важны как рынок сбыта не только сырьевых товаров, а машинно-технической продукции. И другой готовой продукции. Я вас уверяю, что у нас в товарообороте из Белоруссии, Казахстаном и Украиной это доля высокая, увеличивается с каждым годом. Мы вышли на товарооборот по Белоруссии и Украине чуть ли не на 12-14 млрд. Если вы уберет оттуда с Белоруссии газ, останется 10 млрд., это уже за исключением нефти и газа. И это очень важно, так как в экономиках всех стран ЕЭП идет рост. Значит, неизбежно будет модернизация производств, которая уже лет 15 не проводилась. То есть все производства должны оснащаться более новой современной техникой. Не вся техника будет приобретаться за рубежом.
У нас очень много инноваций, мы обмениваемся технологиями. Мы подписали соглашение об изготовления целого ряда узлов для самого современного французского самолета. Сейчас мы говорим о сотрудничестве в области космической техники. У нас были и двухсторонние соглашения, например, с Украиной и так далее. Сейчас говорим, что это могут быть и четырехсторонние соглашения. Украины, Белоруссии, России и Казахстана. Что в рамках всех четырех стран будем делать совместные проекты. Это самые высокие технологии. Да, у нас очень велика сырьевая составляющая в товарообороте. Но наша цель от нее уйти, чтобы эта доля уменьшалась.
Перед нашим министерством промышленности и энергетики поставлена конкретная задача по увеличению доли машинно-технической продукции в экспорте России. Она прямо расписана по годам. И это вполне реально. А для этого и нам будут нужны станки. И с Украины, с Белоруссии, Казахстана. Эти проекты легче сделать совместно. Поэтому когда мы говорим, что вот есть опыт Европы. Но нельзя забывать положительный опыт, который был накоплен и в нашем общем хозяйстве, которое называлось СССР. Да были издержки плановой экономики. Но были плюсы в том, что мы строили предприятия, исходя из рынка 16 стран. У нас была узкая специализация, строились компактные, мощные предприятия, которые были высоко производительными и обеспечивали комплектацию, потребность. Поэтому у нас есть свой опыт, и ценно то, что мы сейчас можем его использовать. Мало того, что у нас есть общий язык общения – русский. Но у нас еще единые технические стандарты, технологические. И сейчас вы приходите на завод на Украине, Казахстане, одна и та же технология. Мы когда производим тот же самолет АН-9, который собирается в Киеве, а 70% комплектующих идет из России. Как тут не говорить о важности кооперации.
В рабочей группе прорабатывается вопрос создания международного депозитария. Это крайне необходимый орган для того, чтобы обеспечить свой фондовый рынок. И мы, когда думали про проект, сразу же его назвали евразийский депозитарий. И документы, когда мы разрабатывали концепции, они так уже и назывались. И вот сейчас, когда 2 июля в Москве на заседании российско-украинская комиссия были одобрены концепция и положение. Комиссей было поручено до 1 ноября разработать детали. Это было как бы в рамках двойки, но уже шире. И сейчас, при обсуждении в Минске, мы говорили на базе этого надо создать международный депозитарий четверки. То есть наработки комиссии, казалось бы, действующей в интересах двух стран, будут использованы для всех членов ЕЭП.
В прошлом году Россия, Белоруссия, Казахстан подписали соглашение о порядке экспортного контроля. Сделано оно на базе международных обязательств. Мы передали его Украине, она посмотрит, внесет предложения, и на ее базе сделаем единую координацию на этом направлении уже в рамках четверки.
Позиция России по тарифам, в том числе в области энергоресурсов. У нас есть такие темы по ЕЭП. На определенных этапах наши партнеры предлагали установить единые тарифы на транспортировку. Это касается и трубопроводов, и электроэнергии, и железнодорожных тарифов. Это тема особенно важна для Казахстана и Украины. Но мы объясняем, что не может единых тарифов. Потому что они даже в рыночной экономике у нас в России на разных участках транспорта, как трубопроводного, так и железнодорожного, они разные. Одно дело идет по степи ветка, другое – по тоннелю. Там разные окупаемости, себестоимости, разные ставки. Речь идет о национальном режиме. О том, когда мы выйдем на этап унификации, то все участники всех четырех стран, будут иметь национальный режим, то есть если идет по данной ветке груз, не зависимо от того российский, казахский, украинский или белорусский, единая ставка будет для этого груза. Переходит он на ветку другую, там, где уже другой тариф, там будет тоже национальный режим. То есть для всех грузов четырех стран это будет одинаковый режим. Это речь о транспортировке груза.
Если вести речь о торговле и ценах. Нефть - это товар биржевой, товар, цены которого устанавливаются на мировом рынке. Отсюда идет и торговля этим товаром. Там не будет единых цен. Она и у нас разная по стране. Доставить какой-нибудь нефтепродукт из Омска. Пока мы везем его до границы, он становится уже в минусе для экспорта. Или, допустим, нефть экспортируют, там идет по трубопроводу нефть, переработали, и сразу же идет в порт и загрузка. Поэтому единых цен, это не возможно. Это было в годы СССР. Когда были плановые цены, не зависимо от транспортных издержек, товар стоил везде одинаково. Мы понастроили заводы по переработке леса в степи, на юге Волги, не обращая внимания на транспортную составляющую. Вот сейчас мы из этого положения и выходим.
|