Макдональдс: Западное чудо-оружие |
| 2005-02-03 17:52:29 Эйфория была огромной, когда 15 лет назад напротив памятнику народному поэту Александру Пушкину впервые загорелись две золотистые дуги - как символ далекой и манящей планетарной системы, вращавшейся вокруг капитала и рубленых котлет. Компания McDonald's открыла свой первый филиал в Советском Союзе 31 января 1990 года, и он остается до сегодняшнего дня самым прибыльным в мире: иногда сотрудники обслуживают более 40000 посетителей в день.
Вместе со светлым стеклянным комплексом, который, по сравнению с напоминающими пещеры московскими кафе с затхлым воздухом, казался многим очень уютным, и улыбчивыми работниками пришла новая эра. До того момента советский сервис отличался тем, что покупателя игнорировали, его облаивали, относились к нему без уважения. Поэтому компания McDonald's большое значение придавала тому, чтобы ее сотрудники прежде никогда не работали в советской гастрономии. Необычная скорость обслуживания и приветливость за металлической стойкой, выражавшаяся в волшебных формулах 'Спасибо' и 'Добрый день', обвораживали посетителей, которые впервые смогли почувствовать себя таковыми. Филиал McDonald's превратился в центре Советского Союза в остров другой, недосягаемой, западной жизни. В остров, который доступен для всех за рубли, а не только за доллары. В этой сказочной стране посетители всегда были новыми гражданами мира, в то время как в близлежащих магазинах мяса порой, в лучшем случае, хватало только для знакомых заведующего филиалом. Скептики предрекали скорый конец, когда весь ассортимент будут составлять одни лишь жирные сосиски. Однако компания McDonald's обошлась без разрушенного рынка поставок и построила свою собственную громадную ферму и даже внесла свой вклад в то, чтобы дать толчок развитию малого предпринимательства. В первые годы вокруг площади Пушкина возник оживленный вторичный рынок, на котором хитрые молодые люди предлагали спешащим водителям или прохожим Биг-Маки или картофель фри - с наценкой. Имитация Биг-Маков, продукция, изготовлявшаяся в разных подвалах, стала появляться повсюду. Ресторан быстрого питания стал местом притяжения для туристов, наиболее популярным после Красной площади и Кремля. Сначала были очереди, похожие на очереди к популярному Ленину в Мавзолее, они опоясывали площадь Пушкина дважды. Русский вариант 'Fast Food' требовал четырехчасового ожидания. Первые места в очереди стали желанным товаром.
Успеху не смогло помешать изобретение петербуржца: изготовление мягкого сэндвича между двумя электродами с помощью электрического разряда, продолжающегося в течение 40 секунд. Менеджеры быстро отделывались, будто убирая остатки лука с подноса, от денежных штрафов, назначаемых городской администрацией: то за не разрешенное подключение, то за отключение в ночное время неоновых ламп. Сегодня в России работают 127 филиалов, к ним вскоре добавятся еще 105. Взволнованные ораторы-политики, превратившие в девяностые годы площадь Пушкина в московский Гайд-парк, давно уже разочарованные оттуда убрались. McDonald's продолжает сиять. Биг-Мак оказался самым успешным чудо-оружием из арсенала западных ценностей.
|