2005-02-10 14:45:43 Вопрос: В минувшем году российской дипломатии пришлось выдержать экзамен, какого еще не было, - цунами. Именно МИДу и его службам пришлось выяснять судьбу россиян, оказавшихся в зоне бедствия. До сих пор среди жертв трагедии числятся пропавшими без вести восемь россиян. Это просто цифра или вам известны имена и что стало с этими людьми?
Ответ: Это реальные имена, мы установили их родственников, но судьбы этих восьми человек нам не известны. У родственников взяты образцы ДНК, теперь остается ждать результатов экспертизы.Но это займет несколько месяцев.
Вопрос: - Так долго?
Ответ: Экспертизу будут проводить местные специалисты, но речь ведь идет не только о россиянах. На Таиланде собрано 4 тысячи неопознанных тел и, как предполагают тайские власти, свыше тысячи из них - иностранцы. У них тоже есть родственники, которые хотят знать судьбу близких. Так что будем ждать. Все, что можно в этой части, нами уже сделано.
Вопрос: Официально установлена гибель только двоих россиян, и вместе с восьмью, чьи личности идентифицируются, получается всего десять. Чем объяснить, что нас беда так "пощадила"?
Ответ: Наших в зоне бедствия было значительно меньше. Шведов, как вы знаете, погибло свыше тысячи, очень много жертв среди немцев. Но это их излюбленные зоны отдыха. Многие компании, где они работают, даже оплачивают им этот ежегодный десятидневный Кристмас - Рождество, чтобы они смогли совершить подобное путешествие. А учитывая, что католическое Рождество отмечается раньше, чем православное, получается, что цунами пришлись как раз на разгар этих рождественских каникул. У нас же массовые отпуска связаны не с Рождеством, а с новогодними праздниками.
Не случайно в разгар бедствия самолеты с российскими туристами один за другим брали курс на Пхукет, который уже подвергся удару стихии.
Вопрос: Можно сказать, наших спас наш Новый год? -
Ответ: Ну, второстепенные факторы, возможно, тоже сыграли свою роль. Наиболее пострадала самая дорогая и престижная прибрежная полоса курортной зоны. Россияне традиционно ищут места подешевле. Кроме того, наиболее дорогие отели стоят на самой кромке моря, их-то и затопило, а те, что во второй линии, где россиян было больше, меньше подверглись удару стихии.
Вопрос: В прессе появлялись сообщения, что не всегда наши туристы получали адекватную помощь от нашего диппредставительства в Таиланде. Например, пострадавших отправляли в затопленные отели за паспортами, под предлогом, что они хранятся в сейфах...
Ответ: Так могли ответить в турагентствах, но не в нашем консульстве. На случай чрезвычайных ситуаций у нас есть распоряжение для посольств - с пострадавших не требовать ни паспорта, ни других документов, а просто выдается свидетельство на возвращение. Скажу больше, в обычное время мы получаем жалобы на консульские службы, которые не всегда проявляют должное внимание к соотечественникам, а порой и сталкиваемся с фактами грубости, хамства наших работников. Мы такие случаи не оставляем без внимания. Но за все время, пока шли спасательные работы и разыскивались без вести пропавшие, в МИД не поступило ни одной жалобы! А вот попытки превратить трагедию в фарс, даже розыгрыш, имели место.
Вопрос: О чем вы говорите, вся страна была в шоке! -
Ответ: Ну вот представьте, на "горячую линию" поступило паническое сообщение от "родственников", что на небольшом острове несколько дней находятся 30 наших туристов, без еды, без питья.
Наш консул в Таиланде Владимир Пронин немедленно связался с тайскими военными, в воздух подняли три вертолета, чтобы одним рейсом снять оттуда наших. Вертолеты садятся на остров, а там - ни одного россиянина.
Чья-то злая шутка, оказалось. Другой "шутник", перебрав спиртного, сообщил своей родне, что он погибает на острове Пхи-Пхи. Мы стали разыскивать его, подключили местную полицию - нашли, только не на Пхи-Пхи, а в баре, в полном здравии. И слава Богу.
Вопрос: Но "горячая линия" в целом, как я понимаю, сыграла свою роль. -
Ответ:Конечно, можно даже сказать - решающую. В первые же дни после цунами у нас стояла одна задача - выяснить, сколько россиян в зоне бедствия, установить личности. Ведь на Пхукете, который оказался центром бедствия, нет нашего консульского пункта. Помимо тех самолетов, что прилетают на Пхукет через международные аэропорты, где пассажиров фиксируют, немалая часть летит через столицу - Бангкок. Человек проходит там пограничный контроль, а куда он дальше направился, неизвестно.
И тут нам помогла "горячая линия" - свой главный список мы составляли на основе звонков родственников, потерявших связь с близкими. Одновременно наши сотрудники в Таиланде собирали сведения у турагентств, по отелям, в госпиталях. Как только выяснилось, что аэропорт в Пхукете способен принимать самолеты, туда вылетели два наших сотрудника.
Вопрос:Только два?
Ответ: Это был чартерный рейс тайской авиакомпании, и самолет был переполнен дипломатами других стран, представителями тайских властей. Мы, конечно, еще раньше отправили группу наших представителей автотранспортом, но до Пхукета 800 километров...
Вопрос: Когда вам стала ясна общая картина: сколько наших пострадало?
Ответ: В течение 10 дней мы уже располагали исчерпывающей информацией. Всего у нас получилось четыре списка: погибшие - самый короткий, слава Богу; пропавшие без вести - список, который постоянно сокращался и в конечном счете закончился на этих восьми неопознанных людях. Третий- список тех, кто жив и здоров, который, к счастью, все время увеличивался и закончился на числе 799 человек. И четвертый - это люди, которые, как выяснилось потом, числились в числе пропавших, но которых не было на Пхукете или они были, но далеко от зоны бедствия и не давали о себе знать.
Представьте, такой звонок по "горячей линии":
- У меня сын и дочь улетели, может, они тоже попали в цунами?
- А куда улетели, уточните?
- Не знаю точно...
Так появился этот четвертый список. Наши ребята из консульского отдела нашего посольства в Таиланде их называли "пятидесятниками", потому что в списке значилось около 50 человек. Потом он сократился до двух. Мы буквально на днях вычислили эту последнюю пару, мужа и жену, по спискам пассажиров - они благополучно вернулись в Россию, не подозревая, что их искали по всему Таиланду.
Вопрос: Все же, признайтесь, трагедия застала врасплох. Какие же уроки МИД извлек из всей этой истории?
Ответ: Замечу, что в МИДе налажена система реагирования на кризисные ситуации и есть система оповещения наших сотрудников, поэтому в первые часы по получении информации о трагедии в министерстве был создан оперативный штаб, который сразу же приступил к работе. Эта работа в целом выполнена успешно.
Но вы правы - выявились и проблемы. В районе трагедии совершенно ненадежной оказалась мобильная связь. Теперь мы видим, что наши диппредставительства должны оснащаться на случай подобных обстоятельств автономными средствами радиосвязи, подобными тем, которые мы используем, когда работаем над обеспечением визитов на высоком уровне. Конечно, это будет стоить денег, но сравнительно небольших, и мы этот вопрос рассматриваем.
Вопрос: Но это техническая проблема. Во время трагедии возникла иная: кто отвечает за вывоз людей, за то, что они понесли материальные издержки? Понятно, что МЧС делал свое дело, как всегда, профессионально. А ответственность туроператоров, авиаперевозчиков...
Ответ: Это, конечно, не в адрес МИДа, но при анализе нашей работы в зоне бедствия мы указали на отсутствие согласованной юридической базы, определяющей полномочия и ответственность юридических лиц. Обязан ли авиаперевозчик в случае чрезвычайных ситуаций доставлять людей обратно и за чей счет? По логике, конечно, это должно делаться за счет турагентств и авиаперевозчика. Хотя с авиаперевозчиками уладили вопрос, ведь только около ста человек было эвакуировано МЧС, остальные вернулись назад рейсовыми самолетами. Но, очевидно, все эти вопросы должны быть закреплены в законодательстве.
Вопрос: Деятельность МЧС и военных была у всех на виду. А чем занимался МИД кроме поисков пропавших без вести?
Ответ: МИД выполнял задачи, поставленные президентом. Нам было поручено координировать международную часть. В чем-то совместить усилия МЧС и Минобороны. Самолеты с гуманитарной помощью не могут лететь в никуда и сесть на голое место. Они должны прилететь туда, где их готовы принять и где созданы необходимые условия как для разгрузки, так и жизнеобеспечения самих спасателей.
К примеру, воздушный коридор в Индонезию поначалу был забит, и один из самолетов с гуманитарной помощью простоял более суток в Малайзии, прежде чем получил там "добро" на посадку на острове Суматра. Неожиданно возникли сложности с пролетом над Ираном. Из-за согласований с иранской стороной пришлось задержать вылет самолетов. Но и с иранцами в итоге договорились.
Вопрос: Россия выделила крупную помощь и в деньгах, и в продуктах питания, средствах первой необходимости. МИД как-то контролирует ее дальнейшую судьбу? - Помощь России пострадавшим странам, как отмечалось на недавней международной конференции в Женеве, была эффективна. Эффективность эта определяется, во-первых, оперативностью - реакция России была немедленной.
Второе - адресностью гуманитарных поставок. Поставки осуществлялись силами Минобороны и МЧС. Кстати, МЧС - это одно из наиболее организованных ведомств такого рода в мире, в ООН его называют "Эмерком" ("Чрезвычайный комитет"). В МЧС знают, что нужно в зоне бедствия: палатки, одеяла, какие виды продовольствия, медикаменты. Это мука, сахар, подсолнечное масло - 3-5 видов продуктов. Можно даже и не спрашивать потерпевшие страны, нужно ли им это, а просто отправлять все перечисленное туда. Но...
Важно, чтобы сама пострадавшая сторона была готова принять помощь. Поэтому мы в первые же дни трагедии организовали здесь, в министерстве, встречу с послами стран, подвергшихся удару стихии. Дали соответствующие поручения нашим посольствам. Ни копейки, поверьте, не ушло мимо.
Вот простой пример. Индия от гуманитарной помощи отказалась, и в Таиланде выяснилось, что продуктов достаточно, а в Индонезии и Шри-Ланке они были остро необходимы. Было принято решение отправить туда 20 тысяч тонн зерна. Но в Шри-Ланке единственный мукомольный завод, построенный, кстати, еще советскими специалистами, оказался разрушен. Значит, нужно слать не зерно, а муку.
А это уже совсем другая проблема...
Вопрос: Как Россия взаимодействует с ООН при распределении гуманитарной помощи?
Ответ: Мы впервые так масштабно сотрудничаем с ООН. Раньше, и эта традиция - еще с времен СССР, помощь обычно оказывалась в двустороннем порядке. В этот раз Россия выделила в общей сложности $33 миллиона, которые будут распределяться по программам ООН. Из них 11 млн. уже израсходованы на чрезвычайные мероприятия, еще 12 будут переданы в течение года во Всемирную продовольственную программу ООН в виде гуманитарных поставок. Наконец, впервые мы передаем "живые" деньги - по 3,5 млн. долл. - во Всемирную организацию здравоохранения, Детскому фонду ООН и еще 3 миллиона- Управлению ООН по координации гуманитарных вопросов. Но Россия не станет перечислять указанные средства до тех пор, пока мы точно не будем знать, под какую программу помощи, на закупки каких гуманитарных товаров будут эти деньги расходоваться.
Вопрос: Спасибо за интервью и поздравляю с профессиональным праздником.
|