2005-03-01 14:48:43 Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова ("Дипломатический ежегодник - 2004", Дипакадемия МИД России)
Беспрецедентная по своим масштабам трагедия в российском городе Беслане глубоко потрясла все мировое сообщество, став “моментом истины” для международного контртеррористического сотрудничества. Она показала, что угроза международного терроризма нависла над всеми странами и континентами, а его проявления становятся все более дерзкими и бесчеловечными. Своими действиями по всему миру террористы окончательно противопоставили себя цивилизованному человечеству. Сделав фактически самоцелью массовые убийства людей, они сознательно перешагнули через все нормы человеческой морали.
Россия сделала для себя суровые выводы. Объявленные Президентом России В.В.Путиным в выступлениях от 4 и 13 сентября 2004 г. меры направлены на обеспечение суверенитета нашего государства, решительное укрепление единства страны, ее народа для противостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни наших граждан в условиях свободы и демократии. При этом готовность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом становится одним из ключевых критериев наших отношений с любым государством.
В деятельности антитеррористической коалиции должен наступить качественно новый этап. Состоявшееся 1 сентября 2004 г. заседание Совета Безопасности ООН, а также обсуждение проблематики антитеррора на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН показали не только высокую степень решимости мирового сообщества продолжать последовательную борьбу с терроризмом, но и готовность как можно скорее перевести эту решимость на язык практических действий.
За три года, прошедшие после террористических атак в Нью-Йорке и Вашингтоне, было сделано немало для налаживания эффективного партнерства в этой сфере. Но в сравнении с масштабом угрозы – далеко не достаточно. Важно извлечь уроки из имеющегося опыта и сделать выводы на будущее. Именно на это была направлена выдвинутая Россией на 59-й сессии ГА ООН комплексная программа мер, призванных поднять деятельность антитеррористической коалиции на качественно новый уровень.
Что конкретно предложила наша страна? Первое. Глобальный характер террористической угрозы подтверждает, что безопасность в современном мире неделима. А, следовательно, и ответственность за ее обеспечение может быть только коллективной. Борьба с терроризмом должна сплачивать государства, а не противопоставлять их друг другу. Справиться с этим злом можно только на многосторонней основе – объединяя усилия и действуя солидарно. Что касается России, то, как заявил Президент В.В.Путин, задачу укрепления антитеррористической коалиции Россия считает одной из важнейших.
Особого внимания требует наращивание взаимодействия спецслужб, которое, по нашему убеждению, должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий.
Второе. Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной стратегии и общепринятой правовой основы. Такая основа заложена в резолюции 1373 и других решениях Совета Безопасности. Но сейчас требуются дополнительные усилия. Это касается и внесения необходимых изменений в национальное законодательство, и присоединения к международным антитеррористическим конвенциям, и завершения работы над новыми международно-правовыми антитеррористическими документами.
В условиях, когда международный терроризм объявил войну всей нашей цивилизации, особое значение приобретает решимость государств использовать свое право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.
Разумеется, международное право – не застывшая догма. Борьба с терроризмом требует его развития и совершенствования.
Третье. Пришло время раз и навсегда отказаться от двойных стандартов по отношению к террору, какими бы лозунгами он ни прикрывался. Те, кто убивал детей в Беслане и захватывал самолеты для атаки на Америку – существа одной породы. Предоставление террористам, их пособникам и спонсорам убежища подрывает единство и взаимное доверие участников антитеррористического фронта, служит оправданием для действий террористов, фактически поощряя их на совершение таких же преступлений в других странах. Между тем решения ООН обязывают государства при предоставлении политического убежища изучать досье конкретной личности, чтобы точно удостовериться, что она не связана с терроризмом. И тем более контрпродуктивны и опасны попытки использовать борьбу с терроризмом в разного рода геополитических играх.
Четвертое. Бесчеловечность недавних террористических актов говорит о необходимости обеспечить надежные гарантии против доступа террористов к оружию массового уничтожения. Россия готова к самому тесному международному партнерству в этой области. Наша страна стала одним из инициаторов резолюции 1540 Совета Безопасности, является участником инициативы по безопасности в борьбе с распространением (ИБОР), соавтором Плана действий “Группы восьми” в области нераспространения. Эти инициативы взаимно дополняют друг друга и призваны повысить действенность режимов нераспространения ОМУ, что особенно важно в преддверии Конференции 2005 г. по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия.
Пятое. С терроризмом тесно срастается наркоторговля. Глобальный характер приобрел поток наркотиков из Афганистана. Все более неотложной становится реализация комплекса социально-экономических и правоохранительных мер внутри этой страны и за ее пределами. Одним из ключевых элементов этой стратегии является укрепление действующих и создание новых антинаркотических “поясов безопасности”. Россия вносит весомый вклад в решение наркотической проблемы, в том числе путем разработки конкретных политико-правовых и оперативных мер в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности. Наша страна готова к координации действий с правительством ИГА, многонациональными и коалиционными силами в этой стране.
Шестое. Международные террористы не имеют ни национальности, ни религии. Напротив, именно религия и национальная культура, как никогда, нуждаются сейчас в защите от разрушительного воздействия экстремизма любого толка. Необходим уважительный диалог между различными конфессиями и цивилизациями. Россия, развернутая как на Запад, так и на Восток, готова сыграть свою роль в этом процессе, который призван не допустить цивилизационного разлома.
Актуальной задачей является спасение от посягательств экстремистов памятников мировой духовной и материальной культуры. Россия считает важным наладить сотрудничество в этой области между ООН и ее специализированными учреждениями, прежде всего ЮНЕСКО. Бездействие в этом вопросе, как и молчание перед лицом осквернения памятников героям и жертвам Второй мировой войны и попыток реабилитировать фашистов, способно лишь подыграть тем, кто хотел бы нагнетать экстремистские настроения в обществе.
Седьмое. Россия исходит из того, что центральная роль в объединении усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом должна и впредь принадлежать ООН. В качестве Председателя Контртеррористического комитета наша страна намерена активно способствовать ускорению его реформы. КТК должен действовать максимально эффективно, своевременно выявлять слабые звенья в антитеррористической сети, наращивать практическое взаимодействие с международными и региональными организациями, включая СНГ, ОДКБ, ШОС.
Состоявшийся в Астане 16 сентября 2004 г. саммит Содружества Независимых Государств подтвердил мощный потенциал региональных структур на пространстве СНГ во всех областях, включая антитеррор, обеспечение коллективной безопасности, углубление экономической интеграции. Предложения России не только встретили позитивный отклик со стороны мирового сообщества, но и нашли воплощение в принятой 8 октября 2004 г. по инициативе нашей страны резолюции 1566 Совета Безопасности ООН. В ней конкретизируется международно-правовое определение терроризма, которое теперь охватывает преступные насильственные действия, включая захват заложников, предпринимаемые не только с целью посеять страх среди гражданского населения, но и в попытке повлиять на политику государств и международных организаций. Совет Безопасности одобрил конкретные меры по повышению эффективности национальных, региональных и многосторонних механизмов при центральной роли ООН. Резолюция обязывает каждое государство активизировать усилия по выявлению террористов и лиц, оказывающих им поддержку или содействие, по пресечению финансирования и свободного передвижения террористов, их доступа к любым типам вооружений.
Особое значение имеет положение резолюции, в соответствии с которым все государства обязаны привлекать террористов, их пособников и спонсоров к ответственности на основе принципа “либо выдай, либо суди”. Предусматривается разработка принудительных мер, применяемых к отдельным лицам, группам или организациям, причастным к террористической деятельности, причем эти меры могут распространяться на любых террористов, а не только на тех, кто включен в имеющиеся списки СБ ООН по “Аль-Каиде” и талибам. Постановляется также рассмотреть вопрос об учреждении международного фонда выплаты компенсаций жертвам террористических актов и членам их семей, который мог бы частично финансироваться за счет конфискованных у террористов средств.
Контртеррористическому комитету СБ ООН поручено усилить контроль за выполнением государствами своих обязательств в сфере борьбы с террором.
Совет Безопасности также призвал государства безотлагательно завершить согласование российского проекта конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, а также проекта всеобъемлющей контртеррористической конвенции.
Разумеется, в условиях все более взаимозависимого мира борьба с терроризмом не может рассматриваться вне связи с другими насущными проблемами человечества. Это относится в первую очередь к урегулированию конфликтов, которые десятилетиями дестабилизируют региональную и международную ситуацию. Международное сообщество должно способствовать ближневосточному урегулированию на основе обязательств сторон по “дорожной карте”, выработанной “четверкой” международных посредников.
Серьезную озабоченность внушает ситуация в Ираке. Россия готова оказывать всемерную поддержку процессу политического урегулирования, направленному на сохранение территориальной целостности, обеспечение политического суверенитета и подлинно демократическое послевоенное обустройство Ирака. Ключевое значение имеет поиск национального согласия внутри Ирака, и здесь иракцам должно помочь проведение международной конференции с участием всех основных иракских политических сил, соседних государств, членов Совета Безопасности ООН, Лиги арабских государств и других организаций.
Нельзя ослаблять внимание и к такому опасному очагу напряженности, как ситуация в Косово. Здесь не должно быть места самоуспокоенности. Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы обеспечить в этом регионе общепринятые стандарты в области прав человека и национальных меньшинств. Необходимо также в полной мере использовать действующие механизмы урегулирования конфликтов на пространстве СНГ. Важнейшей предпосылкой преодоления региональных кризисов является укрепление миротворческого потенциала международного сообщества. Коллективные действия в связи с гуманитарными кризисами, в частности на Африканском континенте, в полном соответствии с Уставом ООН и в духе партнерства с региональными структурами не оставляют сомнений в том, что Устав ООН был и остается универсальной основой для эффективного решения такого рода проблем. Неослабного внимания требуют и другие глобальные угрозы безопасности и устойчивому развитию.
Это – ликвидация нищеты и неграмотности как питательной среды экстремизма. Наша страна ежегодно предоставляет тысячу стипендий учащимся из африканских стран, внесла 7,5 млн. долл. в фонд борьбы со СПИДом. Оказана гуманитарная помощь многим странам Африки на двусторонней основе. Это и определение путей сокращения разрыва между бедными и богатыми государствами. Россия вносит свой вклад и с 1998 по 2002 гг. списала задолженность африканских стран на сумму 11,2 млрд. долл.
Это и борьба с грубыми массовыми нарушениями прав человека, обеспечение безопасности и достоинства личности. ООН, ОБСЕ, Совет Европы, другие организации не могут безучастно взирать на ситуацию в Латвии и Эстонии - странах, где значительная часть населения лишена гражданства, а, следовательно - элементарных политических и социально-экономических прав. По инициативе России на 57-й и 58-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН были приняты резолюции о разработке под эгидой Организации глобальной стратегии противодействия современным вызовам и угрозам. В них намечены конкретные ориентиры продвижения международного сообщества к новой модели безопасности, адекватной характеру глобальных вызовов XXI в.
Именно в этом русле строится работа созданной Генеральным секретарем Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Ее рекомендации призваны открыть перспективу реального повышения эффективности ООН. Вместе с тем, реформа Организации и особенно ее Совета Безопасности должна проходить на основе максимально широкого согласия и не стать поводом для разобщения государств.
Нынешний этап борьбы с терроризмом и другими общими угрозами и вызовами заставляет сделать и более широкие выводы относительно будущей архитектуры глобальной безопасности. Мировое сообщество переживает сложный период формирования новой системы международных отношений. Уже ясно, что это будет долгий процесс с неопределенным и трудно предсказуемым будущим. Тем временем нарастает вал нерешенных проблем и новых опасных вызовов безопасности и развитию человечества. Коллективной стратегии и общеприменимых механизмов реагирования на эти вызовы пока нет. Фактически нам приходится постоянно импровизировать и в пожарном порядке искать средства обеспечения стабильности в мире. В результате возникает риск оказаться в ситуации, при которой события начнут выходить из-под нашего контроля. Настало время, когда мировое сообщество должно перейти к активному воздействию на мировые процессы и целенаправленному формированию более безопасного и справедливого мирового порядка. Россия полна решимости вместе со всеми строить такой порядок и занять в нем достойное место как свободное и демократическое государство. Более полувека назад цивилизованное человечество, отложив в сторону все разногласия и противоречия, сплотилось в борьбе против смертельной опасности нацистского порабощения.
Сегодня миру противостоит не менее опасный и безжалостный враг. Этим врагом является международный терроризм. Россия искреннее надеется, что приближающееся 60-летие окончания Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций станет исторической вехой на пути к такому мироустройству, которое сделает XXI в. - веком торжества высоких принципов мира, стабильности и развития, заложенных в основу Устава ООН.
|