На главную Карта сайта Электронная почта
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫФОРУМЫО ПРОЕКТЕ
«МЕЖДУНАРОДНИК»
№ 10 (785) - июнь 2004 года
Хосни Мубарак стал Почетным доктором МГИМО | Бернадетт Ширак лично поздравила российско-французскую магистратуру с 10-летием | 3-й конвент РАМИ | Перипетии Познера | Владимир Потанин: "Я всегда ощущал ответственность за людей" | Уроки мастерства от Сергея Брилева
эксклюзивное интервью
ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич
Ректор МГИМО(У)
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Екатерина Фурцева - посол русской культуры

2004-12-02 00:15:14

Екатерина Фурцева – женщина-легенда, по праву занимающая особое место в летописи Москвы и России. За всю историю советской власти она – единственная, кто добился высоких постов в партийной иерархии, войдя в состав руководящих органов Центрального Комитета партии, в Президиум ЦК. И не просто добилась, но и заслужила это право своей Личностью, невероятной трудоспособностью и настоящим пониманием Дела, которому она была верно преданна.

Читатели самого авторитетного и многотиражного издания "Аргументы и факты" в опросе о женщинах-символах каждого из десятилетий ХХ века в России, единодушно назвали и Екатерину Фурцеву.

Память о ней, ее образе и делах, о ней, как о государственном в самом лучшем и чистом смысле этого слова Человеке с большой буквы, жива в людях, зданиях, в тех культурных масштабных событиях, явлениях, связанных как со столицей нашей Родины, так и с Россией в целом. Долгое время, будучи и Первым секретарем МГК партии и Министром культуры СССР, Екатерина Алексеевна отдавала всю себя, без остатка, процветанию российской культуры и – в первую очередь – просветительства советских людей и значимости советского (русского) искусства за рубежом. Не побоюсь аналогий, но имя Екатерины Фурцевой можно сравнить по значимости сделанного ею для Родины, с именем Жаклин Кеннеди. Обе – красивые, уважаемые, авторитетные и, безусловно, беззаветно любящие свою страну и свой народ. Хоть и Екатерина Алексеевна и не была, как говорится, первой Леди страны, но она была Послом Русской культуры и нашей Родины во всем мире.

Культурная жизнь страны под руководством Фурцевой преобразилась. Екатерина Алексеевна очень любила кино и, познакомившись в Париже с французским искусством, влюбилась и в город, и в его обитателей. В Москве начались недели французского и итальянского кино. В Москву приехали знаменитости. Это стало Событием международного масштаба. Равно, как и приезд великого Ива Монтана. Стартовавший в эти же годы Московский Международный Кинофестиваль завоевал любовь и популярность, престиж его был огромен. Публика ломилась в кинотеатры и концертные залы. Тот актерский звездопад вошел в мировую историю. И, как известно, именно великий фильм "8 1/2" великого Федерико Феллини получил Гран-при ММКФ не без вмешательства Е.А.Фурцевой. А многие зарубежные фильмы, которые закупил Госкино для широкого проката, – кто настаивал на валютных затратах?

 В эти годы – общеизвестно – был всплеск создания и блистательных отечественных кинолент, входящих теперь в Золотой Фонд советского (российского) кинематографа. Советское кино гремело во всем мире. И, пожалуй, без преувеличения, это был один из лучших его периодов. Стало хорошим тоном разбираться в искусстве кино.

В 1964 году в Москву приехал на гастроли великолепный миланский оперный театр Ла Скала. Лучшие голоса мира до сих пор считают те выступления историческими и для себя тоже. Возглавлял труппу – сам Герберт фон Караян!

Большой Театр – как опера, так и балет – были под нерушимым покровительством Фурцевой, она исключительно опекала солистов, потому слава Большого и стала его Славой: артистов нужно любить… Звезда Майи Плисецкой заслуженно сияла ярче яркого именно в эти годы. Лучшие спектакли Юрия Григоровича рождены именно тогда.

Джазмены всех поколений до сих пор благодарны Фурцевой за то, что именно в 62 году в Москве прошли долгожданные гастроли оркестра Бенни Гудмена, которые стали настоящим фурором. И позже, через 10 лет, в 1972 – в Москве, Ленинграде и Киеве состоялся знаменитейший знаковый, как для СССР, так и Соединенных Штатов визит самого Дюка Эллингтона и его оркестра.

Открылись в Москве выставки Дрезденской галереи (1955), Нью-Йоркского музея "Метрополитен" (76), выставки французских импрессионистов, выставка Марка Шагала в "Третьяковке" и прочая-прочая-прочая.

Артисты и Художники всех жанров, любя и уважая Фурцеву, чувствуя ее искренность и нечиновничье отношение к ним и к Искусству, откликнулись всем сердцем – и в Москву полетело все лучшее в мире.

А Московский Фестиваль молодежи и студентов1957 года!

Именно в годы "правления" Екатерины Алексеевны стали проводиться Международный конкурс имени Чайковского (Лауреат I Премии I Конкурса Ван Клиберн до сих пор с нежностью, благодарностью и с большим пиететом вспоминает Екатерину Алексеевну, как она вместе с Эмилем Гилельсом отстояла его Победу) и Международный конкурс артистов балета – причем Жюри возглавляли мировые величины, например, Мария Каллас, Алисия Алонсо и не только.

По инициативе Фурцевой в эти годы были построены – новое здание балетного училища, новый МХАТ, Цирк на проспекте Вернадского, Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац, создан Театр Эстрады во главе с Н.П.Смирновым-Сокольским, который позже переехал по новому теперешнему адресу, родился Театр на Таганке, новые помещения получили Театр оперетты и Театр им. Моссовета, устоял и получил культовое здание на Маяковке "Современник", МХАТ возглавил Олег Ефремов. И вряд ли, по мнению театралов, у МХАТа этих лет была бы такая история, если б не поддержка Екатерины Алексеевны. Речь идет не только о прославленных "стариках" и прославленной труппе в целом. Например, именно начало режиссерского становления известных теперь и именитых Камы Гинкаса, Льва Додина, Анатолия Васильева состоялось в эти годы на сцене Художественного Театра. Звезда Анатолия Эфроса и Марка Захарова взошла в 60-е. Исключительный творческий подъем был в театрах: БДТ – эра Товстоногова, легендарные спектакли и актерские шедевры тех лет, Театр имени Пушкина – этапным стало руководство Б.И. Равенских, программные спектакли рождались в Театре Сатиры, Театр имени Маяковского блистал новыми постановками Николая Охлопкова и потом на долгие годы определил свое кредо во главе с А.А.Гончаровым. Она успела дать жизнь Театру-Студии Олега Табакова! Надо ли объяснять, почему артистический мир попросту называл ее "мамой"?

С легкой руки и настойчивой воли Екатерины Алексеевны началось строительство спортивного комплекса "Лужники", построен и оснащен Государственный Концертный зал "Россия". После долгого перерыва, связанного с Великой Отечественной войной и восстановлением народного хозяйства, в 1954 году реконструирован комплекс ВСХВ, ставшей                                                                                                                                                                                                                                                                        впоследствии ВДНХ, украшением и гордостью которой стали потрясающие воображение фонтаны. Активно продолжалось строительство новых станций метрополитена. И, наконец, знак Москвы, без которого немыслима Тверская, – памятник Юрию Долгорукому в этом году празднует свое 50-летие.

Непременно особо надо упомянуть и Декады союзных республик, проходивших в столице и инициатором которых была именно Фурцева.

Смотры художественной самодеятельности, расцвет и поощрение народного творчества, специальное пристальное внимание детям, их творчеству и эстетическому школьному воспитанию – был построен городской Дворец творчества детей и юношества, тот самый Дворец пионеров и школьников, что на Воробьевых горах, через который прошло не одно поколение москвичей. Народные музеи, "Народные университеты" – все это началось и получило всестороннюю поддержку именно при Фурцевой.

А военно-шефская работа! – Не перечислить все то хорошее и полезное, что было сделано Екатериной Алексеевной в ее бытность как 1 Секретарем МКГ КПСС, так и министром культуры СССР.

А во время войны Фурцева была секретарем Фрунзенского райкома столицы, в 1950-м ее забирают на работу в горком. Всего через четыре года Фурцева становится первым секретарем Московского комитета партии, т.е. первой дамой Москвы. Первой и последней женщиной-хозяйкой огромного города за все время его существования и к тому же Столицы огромного государства. Фурцева много занималась рутинными городскими проблемами, добросовестно вникая в строительные, производственные детали, чтобы знать суть вопроса, – и коммунальными службами, и жильем (бремя "хрущевок" свалилось на ее плечи), и даже еще диковинной тогда экологией города. Она пообещала построить и построила в Москве образцовую школу. Пообещала “пробить” клинику на 2500 коек для 2-го мединститута — и “пробила”. Именно при Фурцевой начался расцвет текстильной промышленности и зародился модный теперь модельный бизнес: именно она говорила о необходимости использовать журналы мод, закупать пестротканые материалы. Строились кинотеатры, школы, библиотеки.

Она была Хозяйкой властной, любящей, рачительной и начавшей делать и сделавшей столько, что многое помнится до сих пор даже простыми жителями. И заслужившей поэтому безграничное уважение и почитание москвичей. Как сказали в одной из недавних телепередач, – "Лужков в юбке".

И не секрет, что за глаза ее величали Екатериной Третьей. А любящие Вера Марецкая и Ростислав Плятт и вовсе Екатериной Великой.

Многие боялись ее, многие искали ее расположения, многим она помогла,  вероятно, как и все люди, в чем-то ошибалась, кому-то делала больно. У нее были свои пристрастия – и свои причуды. Деятельная, эмоциональная, незаурядная, решительная, Екатерина Фурцева была достойна и любви и ненависти, что неизбежно, если человек на своем месте. Кто не выносит тех, кто работает "спустя рукава", и требует от окружающих той же самой самоотверженности и требовательности к себе, которая ему свойственна. И потому  все согласны в том, что это была Великая Женщина, навсегда занявшая свое, особое, место в русской истории.

Политика35
Жизнь15
Культура5
Экономика5
История международных отношений11
Речи и выступления8
Энергетическая дипломатия1
Студенческая жизнь1
ООН2
Ситуация в Ираке2
Биография1
Ближний Восток3
Народная дипломатия1
Балканы1
Экономическая интеграция2
"Цветные" революции1
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
НОВОСТИ
ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРУМЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ
ГАЗЕТА "МЕЖДУНАРОДНИК"
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
 
Издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Информация о разработчиках
© 2004–2005 ООО «Международник»
Лицензия Росохранкультуры Эл №ФС 77-20365 от 03 марта 2005.
Rambler's Top100  HotLog online dating service