2006-05-26 21:25:47 Собираясь в полет, не надевайте дырявые носки. Иначе, когда в аэропорту «Домодедово» Вас попросят снять обувь, может случиться конфуз…
Не стоит думать, что требование насчет обуви - некий каприз эстетствующих сотрудников аэропорта. Нет, все продиктовано требованиями безопасности. Обувь вместе с верхней одеждой (пальто, куртки и т.п.) просвечивается специальными приборами – интроскопами. Вы даже не представляете, сколько неприятных вещей можно разместить в каблуках… Конечно, это несколько радикально. Во многих аэропортах этого не делают. Но, если выбирать между комфортом и безопасностью, лично я предпочту второе. Тем более, там, где приходится разуваться, на мраморный пол постелили ковровые дорожки. Пустячок, а приятно.
Кстати, именно требование снять обувь вызывает недовольство примерно каждого четвертого пассажира. Но в то же время более 70% пассажиров согласны терпеть различные неудобства и дискомфорт, если это позволит повысить их безопасность.
Тема терроризма остается актуальной для всех стран, в том числе и для России. И воздушный терроризм, всю опасность которого мир осознал только после 11 сентября 2001 года, сегодня - одна из основных мировых угроз.
На днях в Международном аэропорту «Домодедово» состоялся семинар для журналистов "СМИ и воздушный антитеррор". Он был организован Институтом развития прессы совместно с аэропортом в рамках проекта "Будущее без терроризма, терроризм без будущего".
Предполагалось обсудить роль СМИ в противодействии терроризму, вопросы самоцензуры СМИ при освещении антитеррористических мероприятий и т.п. Однако, выслушав, несомненно, интересные доклады генерального директора Всемирного антикриминального и антитеррористического фонда Виктора Куликова, директора по связям с общественностью этого фонда Эммы Щербаненко и директора Института развития прессы Ольги Карабановой, журналисты плавно, но настойчиво перевели разговор на более конкретные вопросы борьбы с воздушным терроризмом и обеспечения авиационной безопасности.
Выяснилось, что место проведения семинара выбрано не случайно. Недавно здесь прошло заседание Комитета по безопасности Госдумы, именно на базе «Домодедово» будет работать Всероссийский центр по противодействию терроризму на воздушном транспорте. Сегодня в области обеспечения безопасности аэропорт «Домодедово» служит примером не только для российских коллег и аэропортов стран СНГ, но и для многих европейских воздушных гаваней.
Журналистов пригласили на экскурсию, чтобы «изнутри» показать как работает Служба Авиационной Безопасности аэропорта. Мы увидели рентгеновский сканер ( и даже проверили его работу на одном из наших коллег), интроскопы, которые автоматически находят в багаже подозрительные предметы и обращают на них внимание операторов. Познакомились с собачками, которые, несмотря на добродушный вид, представляют серьезную угрозу для террористов и наркокурьеров – собачий нос находит взрывчатку и наркотики не хуже электронных приборов. Мы видели, как симпатичные девушки в белых перчатках производили «тактильный досмотр» пассажиров. И, скажите, какой мужчина в здравом уме променяет это на какой-то там рентген? А завершилась экскурсия показательным выступлением группы быстрого реагирования САБ, которая на наших глазах за несколько секунд обезвредила двух «хулиганов», напавших на охранников.
В завершение на вопросы «Международника» ответил пресс-секретарь Группы Ист Лайн Сергей Евгеньевич ТАНАЩУК.
Как много средств вы тратите на обеспечение безопасности?
В прошлом году Группа Ист Лайн инвестировала 120 миллионов долларов в дальнейшее расширение аэропортового комплекса Домодедово, в том числе в закупку новых систем обеспечения авиационной безопасности. В этом году планировалось инвестировать 150 миллионов, мы пересмотрели эту цифру и увеличили ее до 180 миллионов, в том числе 10 миллионов долларов пойдет на повышение безопасности наших пассажиров.
Нас часто спрашивают: «То, что вы делаете, это ради красивой картинки, ради фасада или за этим что-то стоит?» Да, фасад будет красивым, будет стильным, но мы выносим фасадную стену вперед на 30 метров, чтобы было больше места для пассажиров, мы увеличиваем в два раза число стоек регистрации, чтобы багаж, уходя в подземный этаж попадал на автоматическую систему сортировки. А эта система будет иметь пятиуровневую подсистему автоматического досмотра багажа. Будет обеспечена еще большая надежность, практически не будет шанса у багажа, в котором есть что-либо запрещенное, пройти через систему и попасть на борт. Система уникальная, в том числе и для Европы. На разных ее этапах будут использованы устройства, определяющие присутствие взрывчатых веществ на основании их молекулярной структуры. Все лучшее, что могло быть нами закуплено на мировых рынках – там.
Кроме того, скоро начнет работать система голосового профайлинга, которая сегодня есть только у нас и в Израиле. Она является продолжением и дополнением традиционного профайлинга, когда специально обученный сотрудник приглашает Вас к стойке, чтобы опросить более детально, основываясь на том, как Вы выглядите и что говорите. Система голосового профайлинга, оценивает не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите - оценивает уровень вашего волнения, колебания тембра голоса и т.д. После того как в начале апреля мы презентовали эту систему, СМИ поспешили назвать ее «детектором лжи». На самом деле это не так, она не является никаким детектором лжи, она даже выглядит по-другому – это обыкновенная телефонная трубка, которую испытуемый держит в руках и все, что ему нужно, это ответить на 4-5 вопросов, вся процедура занимает меньше минуты.
Наша область деятельности заканчивается, когда самолет взлетает, но уверяю вас, что на земле у нас очень много работы. Это досмотр не только пассажиров, но и всех транспортных средств, экипажей, груза. Безопасность на борту – зона ответственности авиакомпании. Мы передаем им эстафетную палочку. Если все хорошо сделано нами, то запрещенные к провозу предметы на борт самолета не попадут.
Вы вкладываете такие большие деньги. Как-то это отразится на стоимости билетов?
Это окупается за счет того, что люди чувствуют себя более защищенными, не боятся летать, растет пассажиропоток, соответственно растут наши доходы. Если вы помните, после августа 2004 года (тогда в результате террористического акта погибли пассажиры двух самолетов, вылетевших как раз из «Домодедово» – прим. Ред.), был очень резкий, десятки процентов спад количества авиапассажиров. Поэтому, если не дай бог что-то случится, это коснется всех.
Из международных зарубежных аэропортов кто сегодня является лидером?
В чем-то одни аэропорты лучше нас, в чем-то мы лучше их. Скажем, у нас есть две системы рентгеновского контроля пассажиров, одна из которых стоит в секторе внутренних линий, другая в секторе международных. Подобные системы есть, скажем, у англичан, в аэропорту Хитроу, но они не позволяют определять наличие запрещенных предметов во внутренних органах человека. Наша система это может. Вот вам пример того, как мы идем впереди Лондона. Есть другое оборудование. Скажем установка, которая есть буквально в каждом офисе агентства по борьбе с наркотиками США. Это мобильный прибор для обнаружения наркотических и взрывчатых веществ, позволяющий определять в течение буквально 8 секунд наличие порядка 40 взрывчатых и наркотических веществ. От ТНТ до RDX и от кокаина до экстази. Как утверждают его разработчики, показания этого прибора еще ни разу не были опровергнуты в суде. Самое лучшее оборудование, которое есть сегодня в мире, используется сегодня у нас.
Самым слабым звеном в системе считается человеческий фактор. Насколько ваша система защищена от недобросовестности, непрофессионализма и халатности сотрудников?
У нас есть служба авиационной безопасности САБ, единственная в России полностью сертифицированная служба, которая проводит обучение как в своем центре, так и за границей. Не каждый человек может попасть туда на работу. Очень строгие правила и жесткие требования, но даже если вас приняли на работу, это не значит, что вы можете спокойно жить и ни о чем не думать. Каждый день сотрудника САБ - это испытание. На своем рабочем месте он постоянно находится под контролем. Например, если в ходе досмотра сотрудник не попросит вас показать свой мобильный телефон и включить его, это будет нарушением инструкции. В первый раз у такого сотрудника могут быть вычеты из зарплаты, если таких случаев будет несколько, человек может потерять свою работу.
Активно используем биометрические системы для контроля доступа на закрытые объекты. Кроме того, есть системы, о которых мы просто не можем говорить вслух, но поверьте, таких вещей очень много. Например, сейчас мы находимся в служебной зоне, по пути сюда ваши лица, как и лица наших сотрудников, попали в область наших видеокамер, и несколько месяцев будут храниться в цифровом формате…
Есть ли у вас статистика предотвращения криминальных, противоправных действий?
Есть, она во многом закрыта, но я могу вам привести некоторые факты. Недавно наши сотрудники задержали семью, прилетевшую из Узбекистана. Эта семья пыталась привезти наркотики, проглотив их в герметичных пакетиках. С помощью технических средств мы их обнаружили.
После ужесточения мер безопасности в октябре 2004 года, мы увидели, что почему-то в мусорных баках в зоне досмотра стало появляться очень много небольших доз наркотиков. То есть люди видят, что не смогут пронести даже небольшой пакетик и пытаются избавиться от наркотиков. Меры безопасности, которые мы ввели: тактильный досмотр, досмотр содержимого дамских сумочек и кошельков и другие меры оказались действительно эффективными.
Счет изъятым ножам идет на сотни. Есть и более серьезные находки, были случаи изъятия огнестрельного оружия и боеприпасов.
Не могли бы подробнее рассказать о международном сотрудничестве. Наверняка у вас есть контакты с вашими зарубежными партнерами, коллегами.
Мы внимательно следим за тем, что делается в этой области в мире. Любая новинка, которая появляется в любой стране в области авиационной безопасности, тщательно изучается. Одна из стран, со спецслужбами которой мы начали работать в первую очередь - Израиль. Это понятно, потому что компания Эль Аль официальный государственный перевозчик этой страны сейчас выполняет полеты из Домодедово. Израильский опыт нами тщательно изучался, и сейчас используется, в том числе в ходе процедуры профайлинга. Другая страна, к опыту которой мы все время присматриваемся, это США. В преддверии полетов американского перевозчика мы должны были пройти сертификацию в TSA – Transportation Security Administration. Мы это сделали и теперь открыт путь полетам к нам американских авиакомпаний.
Насколько международные аэропорты готовы к обмену опытом, технологиями?
Мне и руководителям нашей САБ довелось участвовать в международной конференции по авиационной безопасности в Амстердаме. Аэропорт Амстердама «Скипхол»- один из крупнейших европейских аэропортов, гордится своей системой безопасности.
На конференции говорили об отношениях между Европой и Америкой, о политике "чистого неба", квотах на полеты в Европу, на полеты в Америку и т.д. Наша делегация среди всех этих дебатов заявила: "Вы знаете, мы приехали сюда не участвовать в обсуждении вопросов евро-американских отношений, а решать вопрос, как в Европе и в России повысить безопасность пассажиров. Чем вы нам конкретно можете помочь?" Тогда руководитель аэропорта «Скипхол» прервал заседание и дал распоряжение начальнику службы безопасности. В этот же день для нас провели трехчасовую экскурсию по аэропорту. Мы осмотрели все, что было можно. Побывали в святая святых – в оперативном штабе управления САБ, в десятках мест, куда и не мечтали попасть. И, кстати, убедились, что уровень безопасности в «Домодедово» ничуть не ниже чем в аэропорту Амстердама.
А если пассажир отказывается от какой-то процедуры. «Нет, и все!». Как вы поступаете в таком случае?
Были случаи отказа от мануального досмотра, в основном от лиц исламского вероисповедания. Почти всегда протестуют женщины- мусульманки. У нас есть готовое решение. Это те системы рентгеновского контроля, о которых я говорил. Если человек не хочет проходить тактильный досмотр, он может пройти через такую систему. Буквально в течение 6-8 секунд оператор получает рентгеновский портрет этого человека и всего того, что есть из запрещенных предметов в его одежде и внутренних полостях. Этим способом досмотра пользуются также те, кто опаздывает. Обычная процедура занимает минуты три, а так не более полминуты.
Система абсолютно безопасна для здоровья, сертифицирована Росздравнадзором. Пройдя через сканер, Вы получите такую же дозу облучения, как при полете на высоте 10 тысяч метров всего в течение 5-7 минут.
Вы сказали, что система голосового профайлинга фиксирует волнение человека. Но многие люди просто боятся лететь. Как с этим быть?
Действительно система, используя психоэмоциональный анализ голоса по речи, определит лиц, вызывающих подозрение. Этого человека пригласят для более детальной беседы с сотрудником САБ, психологом. Если причина волнения – страх полета или какие-то личные переживания, перед ним извинятся, и он сможет пройти на посадку. Я вас уверяю, что эта система очень эффективна. 5 апреля, когда мы проводили ее презентацию для российских и зарубежных журналистов, один иностранный корреспондент с нашего разрешения специально положил в карман нож и пытался ввести систему в заблуждение. Это ему не удалось.
Система не является «детектором лжи», который фокусируется на каком-либо значимом вопросе, так как пытается путем многоуровневого анализа эмоциональных параметров голоса человека обнаружить намерение совершить преступление в ближайшее время. В отличие от случая, когда преступление уже произошло, намерение совершить его выражается в уникальном психоэмоциональном состоянии организма, что может быть обнаружено.
Сколько уровней защиты проходит пассажир?
Этапов много, мы измеряем их на десятки. Вы могли услышать от официальных лиц о пяти или шести рубежах. Это и правда, и неправда. На самом деле их намного больше. О многих мы не говорим. Все начинается гораздо раньше, еще до входа человека в здание терминала.
В поезде «Павелецкий вокзал – аэропорт» есть рубеж защиты?
Поезда патрулируются сотрудниками СБ. Но поезд не является основным рубежом, потому что человек может приехать, сойти с поезда и уйти. То, что делается на Павелецком вокзале и в поезде – это предварительные меры. Все серьезные меры предпринимаются уже на подъезде к аэропорту и непосредственно в здании аэровокзального комплекса.
Как театр начинается с вешалки, так и полет начинается с аэропорта. И если, службы безопасности на земле сработают как положено, наши шансы стать жертвой воздушных пиратов и террористов практически сведутся к нулю.
(Специально для "Международника")
Фото Виталия КОРЕНЮГИНА.
|