На главную Карта сайта Электронная почта
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫФОРУМЫО ПРОЕКТЕ
«МЕЖДУНАРОДНИК»
№ 10 (785) - июнь 2004 года
Хосни Мубарак стал Почетным доктором МГИМО | Бернадетт Ширак лично поздравила российско-французскую магистратуру с 10-летием | 3-й конвент РАМИ | Перипетии Познера | Владимир Потанин: "Я всегда ощущал ответственность за людей" | Уроки мастерства от Сергея Брилева
эксклюзивное интервью
ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич
Ректор МГИМО(У)
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Почему Россия не Украина?

2005-02-24 11:41:23

Еще во время киевских событий один журналист написал: «Народы сами на майданы не выходят. Народы на майданы выводят». Конечно, «кто-то» закупил несколько десятков палаток, хорошо организовал раздачу еды и одежды, привез обогреватели, спальные мешки. Но разве в таких случаях можно обойтись без определенной доли организации? Привести и удержать в центре города огромную толпу, которая, несмотря ни на что, не впадала в панику и не устраивала хаос. И не было ни крови, ни беспорядков. А продолжалось все это больше месяца. Одной солидарностью сыт не будешь – в буквальном смысле слова.

Но никакой организации не хватит для того, чтобы заставить сотни тысяч людей выйти из теплой квартиры в мороз и стоять часами на Майдане.  И это не зеваки и любопытные, как утверждал тот же журналист. Это студенты, люди среднего возраста, целые семьи с детьми с детьми.

Конечно, для кого-то все это – и тысячная толпа на площади, и жизнь в палатках – просто романтическое приключение. Тем не менее, основная особенность произошедшего на Украине заключалась в том, что настоящее недовольство и протест был – он шел от осознания украинцами своих прав как избирателей и граждан и ущемленного чувства собственного достоинства. Многие вышли на улицы не потому, что они любят Ющенко, и даже не потому, что ненавидят Януковича. Людей возмущало, что решения приняли за них, что выборы ничего не значат, а страной правит коррумпированная элита. 

Уже слышу как сыпятся обвинения в наивности. Хочу сказать в свою защиту: там было наверняка около миллиона человек. Их что, всех привезли из Западной Украины? Или водитель, девушка из агентства по недвижимости, продавцы в магазинах, люди в барах – все были наняты Соросом? Или они стали жертвой пропаганды средств массовой информации, лояльной Ющенко (когда практически все каналы страны были контролируемы властью?

И дело не только в «оранжевых». Были там и сторонники Януковича, отстаивающие свою гражданскую позицию (не те, которых привезли в Киев, дав отгул и немного денег), а, например, киевляне, митинговавшие на площади у вокзала, с которыми мы беседовали. Это и есть гражданское самосознание, к сожалению, получившее возможность проявить себя только в форме массового протеста.

А что касается вмешательства Запада – так Россия тоже приняла в этих выборах самое активное участие. А если мы не выкатили палатки на Крещатик и не заручились поддержкой нескольких популярных рок групп, так это не потому, что мы уважаем права братского народа на самоопределение. Так что – все по честному. 

Неоднократно задавался вопрос, возможна ли «оранжевая революция» в России. В силу сложившихся в России культурно-политических и исторических традиций, а также настоящей политической ситуации подобной развитие событий кажется маловероятным.  

Россия – не Украина

Украина – наш ближайший сосед и государство, делящее с нами многие культурные традиции и историю. Раз  такие радикальные события происходят у нашего западного славянского соседа, значит что-то подобное может случиться и у нас? Тем более, что схож менталитет русских и украинцев, много общего в нашем восприятии политики и ценностей.

Но настолько ли российская и украинская политическая культура похожи и настолько ли одинаковы психологии россиянина и украинца? И потом, разве только в этой похожести дело?

Прежде всего, события на Украине – результат конкретной череды событий на конкретно взятой территории. Политически, Украина – это не Россия, а другое государство, там у власти находятся, может и похожие, но все таки другие люди. 

Протест был сконцентрирован на коррумпированном режиме президента Кучмы. Термин «бандитская власть» относится прежде всего к нему, а не только к судимости Януковича. Эта ситуация, если уж что и напоминает, то скорее избрание Путина на фоне ельцинской «семьи» в 2000 г. Путин, хотя и был связан с ними, но виделся, как человек, способный «навести порядок» в стране, в том числе, и среди олигархов, контролировавших большую часть страны.

Кроме того, существовала финансовая поддержка оппозиции западным и украинским капиталом – местные олигархи поддерживали не только Кучму и Януковича. Тогда как в России с помощью денег олигархов можно было выиграть выборы 1996 г, после поражения в «медиа войне» 1999-2000г. российские олигархи либо лояльны к власти, либо полностью ушли от политики, либо просто исчезли с поля или уничтожены.

И наконец, самым важным фактором явилось существование реальной, сильной, идеологической оппозиции на Украине. Ющенко известен и находился в оппозиции уже несколько лет, он является популярным, харизматичным публичным политиком. В России подобной силы, способной сплотить вокруг себя достаточные ресурсы и людей просто нет. 

Это внешние аспекты ситуации. Внутренние же различия тоже существуют и играют немаловажную роль в развитии той или иной страны. Это касается национальной идеи и политической культуры Украины и России.

История и национальная идея

Несомненно, советское и имперское прошлое нас объединяет. Россияне любят говорить о том, что история государства у нас, в сущности, одна – наши общие  корни идут из Киевской Руси.

Но история нас не только объединяет, но и разделяет. Московская Русь уже не была больше Киевской, это, в сущности, было уже другое государство (также, как, например, Римская империя и Византия). А Украина после присоединения стала и навсегда оставалась провинцией в понимании российской власти и российского обывателя.

Это не значит, что украинская национальная идея не существовала: формировался свой язык, свои традиции и герои, объединявшие обитателей «западной окраины» империи.

В советское время в границах современной Украины сформировалась политическая нация. На Украине, как и в других республиках, была своя компартия, своя элита, свой гимн и флаг. Россиянам трудно это понять, поскольку Россия намеренно отожествлялась с Советским Союзом, российские специалисты посылались во все уголки страны, русский язык служил lingua franca, нас учили воспринимать всю страну – как одну большую родину, а малой родиной никогда не была РСФСР, а, скорее родной город или край. В РСФСР даже не было своей коммунистической партии. В этом кроется одна из причин трудности формирования уже российской национальной идентичности, в этом, возможно, одна из причин, почему Россия по прежнему склоняется к имперской политике по отношению к бывшим советским республикам. 

В Украине, однако, после провозглашения независимости уже существующая национальная идея, наконец, получила возможность оформиться и укорениться. Но страна оказалась в положении, когда, для того, чтобы защитить свою идентичность, она вынуждена противопоставлять себя России, поскольку «старший брат» упорно отказывается видеть, что «младший» брат вырос и что он –  уже не Малороссия, а республика Украина. 

Поэтому на Украине совсем другое отношение к своей государственности, нежели в России. Россия страдает от постимперского синдрома, а Украина избавляется от комплекса «младшего брата», когда  украинская культура считалась придатком к великорусской, а украинский язык - языком деревни и людей необразованных.

У России нет целостной национальной самоидентификации и единой национальной идеи: Россия – это не только русские, но и татары, якуты, дагестанцы и т.д. Нет ни единого родного языка, ни религии, нет гордости за государственные институты и традиции, способных объединить людей, как граждан, как, например, в США. Потребность в подобной гражданской национальной идее есть («Сегодня среди идей, которые, по мнению наших сограждан, могли бы сплотить общество, явно выделяются такие, как «укрепление России в качестве великой державы» — 48,3%), но ближайшие примеры подобной идеи – это «человек советский», В итоге, возврат к воспоминаниям о Советском Союзе ведет к тому, что наша идентификация распространяется и на большую часть бывшего советского государства.

Конечно, есть и проблемы с современной «украинской идеей». Очаг формирования национальной идеи на Украине – это Западная Украина, а западный украинец это не то же самое, что житель Одессы или Харькова. Различия существуют не только в речи, но и в религии, политической культуре.

Однако, хотя разговоры о расколе на запад и восток имеют под собой основания, разногласия не такие острые, чтобы действительно привести к разделению государства, а восток все же ощущает себя, по большей части, украинским, пусть и русскоговорящим. Идею создания автономии юго-восточных областей поддержали лишь 12% населения по данным избирательного штаба Януковича. Даже в Луганской и Донецкой областях и в Крыму эта цифра составляет не больше половины (48%).

В России аналогий не существует. Нельзя сравнить Западную Украину, например, с Северным Кавказом, где культура отличается от центральной российской, да и, в принципе, с любым другим регионом России. Нельзя, ни в коем случае, сравнить ее и с формирующей национальной составляющей государства, какую составляют в России русские, поскольку формируется Украина, прежде всего, вокруг Киева, и исторически, и политически.

Западная Украина является генератором прозападных идей, чувствует себя Европой и в Европу стремится. Идеи «Запада» - это идеи демократии, даже если говорить об этом в «постсоветском» понимании демократии, когда она, прежде всего, ассоциируется с экономически успешным обществом. Поэтому основной базой Ющенко стал именно запад Украины.

Политическая культура 

Григорий Явлинский недавно высказался о том, что, в отличие от России, развитие на Украине гражданского общества, которому способствовало существование большого числа неправительственных организаций, явилось одним из факторов, сделавших ноябрьские - декабрьские события.[1]

Еще рано говорить о развитом гражданском обществе и демократической политической культуре в Украине, однако есть основания полагать, что общество там развивается именно в этом направлении; опыт избирательной кампании показал, что идея патерналистического государства – сильной власти, держащей в своих руках все рычаги и вмешивающейся в жизнь простого человека, наводящей порядок и решающей проблемы не получила поддержки на Украине. Иллюстрацией этого было отвержение продвигаемой штабом Януковича идеи «Путин с нами».

России же общество продолжает оставаться традициональным и патерналистическим.

В январе 2000 г. согласно опросам общественного мнения (ВЦИОМ, январь 2000) 75% были согласны с утверждением, что порядок важнее демократии и необходимо его добиваться, даже если это означает отход от демократических процедур и ограничение личных свобод. В 2004 г. (Левада центр) 51% согласны с утверждением, что сосредоточие практически всей власти в стране идет на благо России и готовы поддержать авторитарные тенденции.

Идеи, пользующиеся наибольшей популярностью, скорее, консервативного плана: 41% населения составляют «традиционалисты» с патерналистской ориентацией, поддерживающие общество социального равенства, и только 26% сориентированы на общество, основанное на принципах индивидуальной свободы[2]. 

Многие опросы общественного мнения показывают, что идея демократии, как таковая, поддерживается российским обществом, что выглядит с одной стороны странно на фоне тех ценностей, которые пользуются наибольшей поддержкой. С другой стороны,  само понимание демократии в России несколько специфично.

Согласно исследованию ИКСИ РАН, ассоциация с демократией таких ценностей, как возможность свободно высказывать свои политические взгляды составляет в 2004 22,5% (37,2% в 1998), свободные выборы власти – 26,2% (39,4% в 1998), наличие частной собственности 19,2% (в 1998 г. - 23,0%). Относительное единство есть только по отношению к  равенству всех граждан перед законом (83%). Остальные ценности получили не более 50%, включая свободу печати – 47,6% и избрание президента непосредственно народом – 41,5%.

«Специфика российской ситуации заключается в том, что, в отличие от интерпретации смысла демократии в западных обществах, в России демократия ассоциируется, во-первых, с порядком, и, во-вторых, с уровнем экономического развития страны. Но самое главное отличие состоит в том, что, несмотря на все разговоры о кризисе демократии на Западе, там подавляющее большинство населения не подвергает сомнению ни сам факт ее существования, ни ее необходимость. В России же существование демократии до сих пор для многих не является очевидным, в том числе и потому, что идеальный образ демократии, сформированный на начальном этапе реформ, разошелся с реальной практикой социальных преобразований и социальными ожиданиями народа»[3]).

Таким образом, когда опрашиваемые говорят о поддержки демократии, они часто видят перед собой стабильную западную модель общества, а поддержка «российской демократии» зависит от того, способна ли эта «демократия» обеспечить им тот уровень жизни и порядка, и ту социальную справедливость, которая им кажется необходимой. 

Чувство недовольства своим положением среди россиян, несомненно, присутствовало и продолжает присутствовать. Однако с приходом к власти Путина чувства россиян изменились. Снова возвращаясь к данным аналитического доклада ИКСИ РАН наблюдается следующая динамика чувств (в %)

1995

1997

1999

2001

Испытывал стыд за нынешнее состояние страны

64,5

43,5

64,7

47,9

Чувствовал несправедливость всего происходящего вокруг

58,3

73,6

72,8

51,3

Чувствовал, что дальше так жить нельзя

55,1

41,9

65,0

41,4

Чувствовал собственную беспомощность повлиять на происходящее

45,3

35,5

58,3

40,4

Ощущал желание в корне изменить свою жизнь

33,5

   -

35,5

27,9

Был доволен, что дела идут по моему плану

16,4

11,4

   -

19,8

Чувствовал, что осталось потерпеть еще немного, и жизнь наладится

12,0

11,4

14,0

12,7

Наблюдается снижение негативных оценок действительности. Внешняя и внутренняя политика В.Путина вызывает скорее положительные, а не отрицательные оценки. Идеи сплочения общества, укрепления России как великой державы, централизация власти и борьба с олигархами (воспринимаемая как восстановление социальной справедливости и построение правового государства) были привлекательны и раньше, но «сегодня у этих идей есть конкретный носитель и выразитель — Президент России В. Путин»[4].

Суть данной поддержки прежде всего в том, что в России Путину, как президенту, верят. И эта вера необязательно основывается на реальной деятельности. По данным Левада Центра на 2004 г. одобряют деятельность В.Путина на посту президента России – от 66 до 81% (66% приходится на сентябрь). В то же время, на вопрос, почему многие люди доверяют Путину, в 2004 г. 16% ответили, что это потому, что люди убедились, что Путин успешно и достойно справляется с решением проблем страны (14% в 2000 г.); 40% - что люди надеются, что Путин в дальнейшем сможет справиться с проблемами страны (43% в 2000 г.), а 41% - что люди не видят, на кого другого они еще могли бы положиться (34% в 2000 г.).

В России нет пока идей, способных вызвать волну народного гнева, направленного против правительства. Митинги последних месяцев, связанные с монетаризацией льгот мобилизовали, в основном, ограниченные слои населения, а сама тема вряд ли способна вызвать массовое недовольство деятельностью правительства и президента.

А в 2008г., даже в случае передачи власти по наследству, скорее всего, не возникнет народного протеста. И здесь дело не только в том, что вопрос коррумпированности власти сейчас не стоит. В России большинство лояльно, прежде всего, к Власти. А власть – это тот, кто имеет реальную власть (т.е. силу).

«Русская система» Ю.Пивоварова и А.Фурсова описывает российскую политическую системы, как «властецентричную». «Это у них, на Западе, «власть – от народа» (когда-то «от Бога»). У нас «власть – от власти» (было и «от Бога»). Подобный тип легитимногости обязательно предполагает дистанционность». (Полис, 2001 №4). Такое восприятие власти сидит глубоко в российской ментальности: иллюстрация этому есть даже в обычном разговоре: Власть – это «они», остальные - «мы».

Все те действия власти, которые могли бы вызвать возмущение демократического общества – назначение преемника и фальсификации выборов, манипуляция средствами массовой информации, ограничением свободы слова и непрозрачностью власти возмущение у людей не вызывает. А если они с этим не согласны в принципе, то отсутствие гражданского общества в России мешает этим настроениям вылиться в организованный протест.

«В России, в отличие от Запада, власть не есть порождение и политическое выражение civil society, поскольку здесь нет и самого «сосайети». Власть у нас порождает и формирует все, действуя со стороны, с дистанции». (Ю.Пивоваров и А.Фурсов «Русская система», как попытка понимания русской истории»,  Полис, 2001 №4). 

Так что, вопрос случится ли в России «оранжевая революция», по-моему, просто не стоит.

А нам это надо? 

Что произойдет на Украине дальше – пока неизвестно. Будет ли Украина развиваться по пути Польши, или вернется к тому, что было, а именно, контролируемой демократии с ярко выраженным элементом коррупции, покажет время. Скептики говорят, что ничего не изменится. Произойдет очередное перераспределение собственности, и начнется охота на ведьм.

Однако начинается движение в сторону создания парламентской республики, гражданское общество получило толчок к своему развитию. А существование гражданского общество является основой строительства демократии; гражданское общество формируется в государстве с политической культурой, характеризуемой наличием в обществе массовых политический ориентаций и ценностей демократического характера.

В России же, пока не начнет самостоятельно развиваться гражданское общество и не начнет меняться политическая культура, будет существовать только «управляемая» а не реальная демократия.

Ссылки

[1] AFP, Jan. 14, Lviv, Ukraine

[2] по материалам аналитического доклада ИКСИ РАН, совместно с Фондом им. Фридриха Эберта «Граждане новой России: кем они себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить»

[3] аналитического доклада ИКСИ РАН

[4] аналитического доклада ИКСИ РАН

Политика35
Жизнь15
Культура5
Экономика5
История международных отношений11
Речи и выступления8
Энергетическая дипломатия1
Студенческая жизнь1
ООН2
Ситуация в Ираке2
Биография1
Ближний Восток3
Народная дипломатия1
Балканы1
Экономическая интеграция2
"Цветные" революции1
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
НОВОСТИ
ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРУМЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ
ГАЗЕТА "МЕЖДУНАРОДНИК"
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
 
Издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Информация о разработчиках
© 2004–2005 ООО «Международник»
Лицензия Росохранкультуры Эл №ФС 77-20365 от 03 марта 2005.
Rambler's Top100  HotLog online dating service