Константин Косачев. Евросоюзу важно вести диалог с Россией с позиций равноправия | | 2004-06-08 00:28:47 7 июня в конференц-зале гостиницы "Novotel" состоялась встреча членов "Европейского делового клуба" с Председателем комитета Государственной Думы по международным делам Константином Иосифовичем Косачевым. Основной темой беседы были отношения между Россией и Европейским Союзом.
В своем докладе К.И.Косачев отметил, что в последнее время между Россией и ЕС случился ряд знаковых событий, которые требуют осмысления и анализа. По итогам саммита Россия-ЕС достигнут существенный прогресс в отношениях. Стороны продемонстрировали готовность идти вперед максимально быстро по ряду вопросов - прежде всего, создания "четырех пространств", также были завершены переговоры с ЕС по вступлению в ВТО. Однако еще за три недели до саммита было много сомнений - удастся ли о чем-либо договориться. В январе 2004 года Россия представила ЕС "список озабоченностей" в связи с расширением ЕС, состоящий из 14 пунктов. Прогресс на переговорах по этим 14 пунктам, в конечном итоге, и привел к позитивным договоренностям в рамках саммита. В ходе переговоров ЕС вынужден был отказаться от тактики навязывания России правил игры, доводы и позиция российской стороны рассматривались конструктивно, был сделан ряд уступок.
Косачев подчеркнул, что "список озабоченностей" не возник вдруг. Что еще в 1999 году российская дипломатия представила на рассмотрения европейцев список из 18 проблемных пунктов. За прошедшие пять лет урегулировать удалось только один из спорных вопросов, речь идет о пассажирском транзите из Калининграда в Россию. Остальные несогласия перекочевали в новый список. Взаимоотношения между ЕС и Россией по проблемным вопросам вокруг расширения с 1999 года по настоящий день, таким образом, прошли четыре этапа: 1) Когда ЕС фактически отказалось обсуждать проблемы с Россией на том основании, что "расширение ЕС несет для стран кандидатов и для мирового сообщества, вкл. Россию, только благо, поэтому нет поводов для озабоченности и темы для переговоров". 2) Когда ЕС признала после настойчивых усилий российской дипломатии, что проблемные вопросы имеют право на существование. Это признание выражалось в тезисе, что "ЕС понимает, что расширение ЕС может вызывать у России некоторые опасения, но сейчас не время обсуждать эти вопросы, поскольку требуется проделать огромную согласовательную работу со странами-кандидатами, потом после согласования всех критериев возникнет почва для диалога с Россией". 3) Когда основные параметры расширения были согласованы и запущен механизм вступления, ЕС признавало существование спорных вопросов, но отказывалось их решать на том основании, что "поезд ушел", что параметры расширения согласованы окончательно и сейчас поздно что-либо менять. 4) После января 2004 года, когда Россия показала зубы и отказалась распространить (и ратифицировать) принципы "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве" с ЕС на 10 государств - новых членов. Сначала для ЕС это был шок, но потом начались переговоры, в ходе которых европейские партнеры во многом учли мнение России, прежде всего, по экономическим вопросам (11 "озабоченностей" из 13-ти составлял экономический блок, а 3 - политический). К числу главных достижений следует отнести увеличение квот на поставки из России в ЕС стали, удобрений, зерна, товаров ядерного цикла. В свою очередь Россия согласилась распространить преференции на новых членов, хотя ранее некоторые, в частности, Эстония, не обладали, например, режимом наибольшего экономического благоприятствования.
Три позиции носят политический характер. Это вопросы безвизового обмена, русскоязычного меньшинства в Прибалтике, беспрепятственный транзит из Калининграда. Здесь переговоры ведутся, но соглашений достичь не удалось. Однако Россия никогда не рассматривала "список озабоченностей" как пакет (по принципу все или ничего), это поле для будущего диалога.
Анализируя характер взаимоотношений между Россией и ЕС за последние десять лет с момента соглашений в Корфу в 1994 году, Косачев заострил внимание на трех болевых точках, из-за которых нынешние обострения в двусторонних отношениях носят системный характер.
Во-первых, подписывая соглашения в Корфу, стороны вкладывали в них различные ожидания. Так Россия надеялась на всплеск в экономических отношениях, на расширение торговли и товарооборота, на приток инвестиций из стран ЕС. А Евросоюз рассчитывал на ускорение процесса реформ и превращение России в кратчайшие сроки в демократию западного типа. В итоге обе стороны обманулись в ожиданиях - Россия так и не дождалась серьезных инвестиций и послаблений в торговом режиме, а ЕС скорой демократии. Наступило разочарование, однако, это позволило теперь проводить переоценку и более объективно, прагматично смотреть на вещи.
Во-вторых, в отношениях с Россией ЕС действовал из принципа "Что позволено Юпитеру, не дозволено быку". Имела место политика двойных стандартов. Так, из Брюсселя России говорили, например, что сначала наша страна должна демократией, и лишь потом возможны благоприятный экономический режим, инвестиции… Но когда Россия стала применять тот же подход (сначала политика, потом экономика) по отношению к Прибалтике, т.е. увязывать проблему экономического сотрудничества с положением русскоязычного меньшинства, представители ЕС сразу стали обвинять нас в "имперском подходе", настаивать, что экономика в данном случае не может привязываться к политике…
В-третьих, в двусторонних отношениях ЕС применяет к России те же критерии, что и к странам, вступающим в ЕС. Но политика российской стороны заключается в отказе от идеи вступления в ЕС. Тем не менее, в переговорах ЕС всегда предъявляет требования к России, как к стране-кандидату в ЕС, например, увязывая решение конкретных экономических вопросов с политическими. Россия может ограничить свой суверенитет, если бы был виден "свет в конце тоннеля". Когда, вступив в ЕС, мы могли бы влиять на решения вопросов в сообществе. Но пока нет "света", позиция "младшего брата" в отношениях с ЕС для России является тупиковой и унизительной.
Косачев представил свой прогноз по дальнейшим отношениям между Россией и ЕС в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Сейчас протокол о присоединении 10 стран к "Соглашению об экономическом партнерстве и сотрудничестве" между Россией и ЕС применяется в полном объеме, но во временном режиме. В этом режиме, без ратификации Россия может находиться до конца октября 2004 года. Это крайний срок, когда документ должен быть ратифицирован. Соответственно, у российской стороны есть время, чтобы посмотреть, как выполняются договоренности европейской стороной, изучить новые проблемы, которые встают в связи с расширением. Среди таких проблем Косачев привел пример роста объемов контрабанды табачных изделий из Калининградской области в Литву и Польшу, поскольку после вступления этих стран в ЕС цены на данные товары резко подскочили из-за европейских акцизов.
Осенью в Госдуме России планируется провести парламентские слушания с участием европейских дипломатов, представителей МИДа и заинтересованных ведомств, руководителей регионов. Если все пройдет нормально, то протокол будет ратифицирован российским парламентом. Кстати, есть договоренность с Европарламентом (которую нужно будет подтвердить с новым составом Европарламента после выборов) о синхронной ратификации протокола в конце октября. Также планируется два раза в год проводить встречи между российскими и европейскими парламентариями для мониторинга, как выполняются условия данного договора. Вероятно, что первая из таких встреч состоится в Пскове в ноябре этого года.
В долгосрочном плане России важно определиться, будет ли наша страна вступать в ЕС или останется за рамками данного объединения. Оба варианта для России интересны. В случае вступления Россия, поступившись частью своего суверенитета, сможет влиять на европейские дела и решения ЕС, получать от сотрудничества с Европой экономические преференции. В случае отказа от вступления, мы можем настаивать, чтобы ЕС строил с нами отношения как с заокеанскими партнерами - например, с США или Китаем - без увязки политических и экономических вопросов.
Для ЕС, конечно, предпочтительным выглядит третий вариант: чтобы Россия, ограничивая свой суверенитет, была вне ЕС, не влияла на принятие решений, не получала серьезной помощи для решения внутренних проблем, и тем не менее была жестко привязана к ЕС благоприятными для Европы торгово-экономическими и научно-техническими соглашениями. Надо быть реалистами. ЕС не хочет рассматривать Россию как равноправного партнера. Но для России это неудобно: подчиняться директивам ЕС, не имея "света в окошке".
По мнению Косачева, кризисы в отношениях между Россией и ЕС будут воспроизводиться с регулярностью. Ближайший кризис можно ожидать уже к ноябрю, когда в ходе переговоров по "четырем пространствам" вновь может выясниться, что мы вкладываем разные понимания в эти понятия.
Косачев отметил, что между Россией и ЕС существует договоренность по гармонизации российского законодательства с законодательством ЕС. Тем не менее, такая работа практически не ведется. Конечно, при разработке законов в Думе и Правительстве эксперты смотрят на соответствие нормативной базы международному праву, но праву ЕС уделяется минимум внимания.
В целом, за последнее время (в ходе переговоров по транзиту из Калининграда или по вопросам поставок) Европейский Союз показал, что способен к равноправному диалогу и готов идти ради России на определенные изъятия и уступки. Обе стороны ждут тяжелые переговоры по вопросам "4 пространств". Если к ноябрю удастся согласовать "дорожные карты", это даст толчок к углублению отношений с ЕС и позволит определить характер движения России в долгосрочной перспективе. По мнению Косачева, 2005 год должен дать ответ на этот вопрос.
После доклада собравшиеся, а это топ-менеджеры крупнейших зарубежных компаний и иностранные дипломаты, задали Косачеву ряд вопросов по конкретным прикладным аспектам взаимоотношений Европы и России.
Комментируя начавшуюся торговую войну в мясной отрасли, Косачев отметил, что подобные войны - нормальное явление в отношениях между соседями. Конфликт вокруг европейской мясной продукции не является неожиданным. Еще 27 апреля при подписании общего соглашения представители ЕС признали проблему отсутствия в Евросоюзе единого сертификата качества к данной продукции. В тексте соглашения эта проблема не была затронута, но представители ЕС перед подписанием обещали до 1 мая предоставить предложения по данному вопросу. Потом срок был отодвинут до 1 июня, однако предложения так и не были получены. В итоге Россия предприняла активные действия. Сейчас, правда, уже принято решение продлить существующий порядок до 1 сентября. Косачев отметил, что для России крайне важен вопрос качества мясной продукции и что промедление европейских чиновников в данном вопросе не идет в пользу ЕС, поскольку конкуренция на мясном рынке высока и есть ряд третьих государств, которые готовы предложить и предлагают России выгодные условия в данной отрасли.
Говоря по энергетическому диалогу, Косачев посетовал, что это самая обширная, но в то же время самая примитивная на данный момент ниша в двустороннем сотрудничестве. Примитивная, поскольку отношения строятся по географическому принципу: в России энергетическое сырье есть, а в ЕС его мало. Требуется гибкость в этом вопросе. Тем не менее, существующие в ЕС ограничения, мотивируемые соображениями "энергетической безопасности", мешают развитию диалога и полноценному сотрудничеству. Однако сейчас делаются существенные послабления, что позволяет надеяться на увеличение объемов сотрудничества в данной сфере. В будущем стоит вопрос объединения энергосистем России и ЕС, а также более активное привлечение европейских инвесторов к разработкам российских запасов.
Касательно транспортного диалога Косачев указал, что возможности России как транзитного моста между Европой и азиатскими странами Евросоюзом используются очень плохо. Пока из всех возможностей действует (и то с рядом проблем) лишь Транссибирский воздушный коридор. Другие возможности, например, железнодорожная сеть - почти не используются. Другое дело, что Россия не может открыться только со стороны ЕС: требуется открытость и с другого конца транзитного моста. Так, чтобы задействовать Транссиб, требуется решить техническую проблему соединения этой железной дороги с транспортной системой Северной и Южной Кореи. В отношениях транзитных маршрутов требуется решать, готовы ли мы сами их осваивать или нужны совместные усилия. Например, есть Северный морской путь, однако Россия вряд ли сможет в одиночку создать и поддерживать необходимый для этого парк ледокольного флота. Здесь нужны совместные усилия с ЕС.
Отвечая на вопрос, что мешает вновь избранной Государственной Думы, где есть абсолютное парламентское большинство, при законотворчестве учитывать законодательство ЕС с целью мягкой гармонизации, Косачев подчеркнул, что такая работа может проводиться только тогда, когда будет принято ясное решение, что Россия будет сближаться или интегрироваться с ЕС. Пока такой цели не стоит, потребности в пересмотре и гармонизации законодательства нет, поскольку многие нормы ЕС будут для России малоэффетивны, ибо не учитывают нашей специфики. Косачев отметил, что гармонизация это титанический труд по пересмотру всей законодательной базы - закон за законом, подзаконный акт за актом - причем, важно учесть, что европейское законодательство не стоит на месте. Так сейчас ЕС принимает конституцию, которая повлечет за собой очередную ревизию законодательства европейских стран. Подстраиваться под ЕС, считает Косачев, в нынешних условиях для России нецелесообразно.
Комментируя высказывание Президента России Путина о необходимости ускорить процесс ратификации Киотского протокола, Косачев отметил объективные нюансы, связанные с ратификацией. Есть два вида ратификации - полная, когда документ утверждается целиком, или частичная - с оговорками и ограничениями. На данный момент, подчеркнул Косачев, протокол еще не внесен Правительством в Государственную Думу. Соответственно, идет выработка условий, на которых Россия будет согласна присоединиться к протоколу, составляется список исключений и ограничений. Это неизбежно, когда, например, США и Австралия вообще отказываются подписать протокол, а ряд стран, например, Китай, подписали и ратифицировали, но при этом не взяли на себя никаких обязательств. Для России, конечно, будет неправильно совсем не иметь позиции в данном вопросе, поэтому Киотский протокол ратифицировать надо, и он будет ратифицирован. Сейчас парламентарии ждут, пока Правительство взвесит все за и против и выработает список условий по присоединению к данной конвенции.
Отвечая на вопрос о пошлинах для российского автопрома в свете вступления России в ВТО, Косачев подчеркнул, что лоббисты настаивают на планке в 50%, чтобы защитить отечественного производителя. Россия же заинтересована в развитии конкурентоспособного автопрома, однако, с экономической точки зрения ясно, что при пошлинах на автомобили ниже 20% крупнейшим иностранным компаниям будет выгоднее ввозить иномарки, чем налаживать их производство непосредственно в России. Так что, возможно, что при переговорах с ВТО пошлина в 35% и будет оптимальной.
Комментируя различия между гармонизацией законодательств и норм в отношениях с ВТО и с ЕС, Косачев обратил внимание, что ВТО не имеет жесткого устава, что это, во многом, система двусторонних договоренностей с множеством оговорок и изъятий. Поэтому для России это желанная организация, особенно при правильной стратегии переговоров, если удастся отстоять фундаментальные интересы России. Что же касается Евросоюза, тут есть система жестких критериев. Хотя на сегодняшний день очевидно, что ни одно из десяти государств новых членов не соответствует им на 100 % и вступает в ЕС с определенным изъятиями, старые члены ЕС готовы закрыть на это глаза, поскольку ЕС в состоянии подтянуть новых членов до своего уровня и решить их отдельные проблемы за счет внутренних ресурсов Евросоюза. Проблемы же России столь велики, что ЕС просто не сможет решить их за счет внутренних ресурсов. ЕС это неинтересно. Россия должна заниматься решением собственных проблем самостоятельно. В идеале нам требуется сначала достичь такого уровня развития, чтобы желание членства России в ЕС стало взаимным, когда не только РФ будет просить ЕС о вступлении, а ЕС просить Россию стать его членом.
Важная проблема в отношениях России с ЕС - отсутствие у европейских партнеров единого переговорщика по всем проблемам двусторонних отношений в комплексе. Европейские партнеры склонны обсуждать каждый из спорных вопросов в отдельной комиссии, что снижает возможности для маневра. Другое дело, что и внутри российской власти на сегодняшний день решения вырабатываются трудно, существует некий внутренний хаос и беспорядок. Административная реформа, которая проводится на сегодняшний день в России, призвана снизить объем бюрократических рогаток и издержек. Однако и Европейскому Союзу важно также решить организационные вопросы по ликвидации бюрократических препонов. Так что забота о повышении темпа и динамизма в развитии двусторонних отношений путем снижения бюрократических барьеров должна идти с двух сторон.
Анатолий Баташев
|