На главную Карта сайта Электронная почта
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫФОРУМЫО ПРОЕКТЕ
«МЕЖДУНАРОДНИК»
№ 10 (785) - июнь 2004 года
Хосни Мубарак стал Почетным доктором МГИМО | Бернадетт Ширак лично поздравила российско-французскую магистратуру с 10-летием | 3-й конвент РАМИ | Перипетии Познера | Владимир Потанин: "Я всегда ощущал ответственность за людей" | Уроки мастерства от Сергея Брилева
эксклюзивное интервью
ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич
Ректор МГИМО(У)
ЖУРНАЛ
 Распечатать

О новых концепциях контроля на границе

2004-08-16 15:52:40

Насколько при проведении административной реформы в России учитывается отечественный и мировой опыт противостояния террористической угрозе. Как посредством грамотного построения властной вертикали эту угрозу уменьшить. В чем заключается рациональное зерно американского опыта по созданию суперминистерства МВБ и применим ли он в России. Об этом в новой статье Михаила Доронина.

В числе угроз национальной безопасности, c которыми сталкивается Россия, стоят незаконная миграция, пограничные и таможенные проблемы. О них и пойдет речь в данной статье. Несомненно, здесь наблюдается тесное переплетение с террористическими угрозами и с тем вызовом, который бросила нашей стране наркомафия.

В российской прессе звучит множество советов и рецептов по решению этих проблем: от обустройства дополнительных пограничных пунктов до внедрения в арсенал спецслужб новых чудодейственных спецсредств. Однако при этом мало анализируется и перерабатывается мировой и отечественный опыт концептуального построения механизма противодействия этим угрозам.

Одним из наиболее известных событий в этой области (в рамках противодействия терроризму) стало создание Министерства внутренней безопасности (МВБ) США. Это стало крупнейшей реорганизацей федерального правительства Соединенных Штатов за последние пятьдесят лет. Новое министерство объединяет десятки организаций, занимающихся вопросами защиты населения США от международного терроризма. Министерство состоит из четырех управлений:

1)   Управление по безопасности границ и транспорта, которое объединит в себе Службу иммиграции и натурализации, Таможенную службу, Инспекцию по животным и растениям, Береговую охрану, Управление по безопасности транспорта;

2)   Управление подготовки к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, в которое планируется различные организации, отвечающие за действия в условиях чрезвычайных ситуаций, учреждения и службы реагирования на химические, бактериологические и ядерные угрозы;

3)   Управление по биологическим, радиологическим и ядерным контрмерам, включая учреждения гражданской обороны от атак с использованием биологического оружия, Ливерморскую национальную лабораторию, Центр по заболеваниям животных;

4)   Управление анализа оперативной информации и защиты информационной инфраструктуры, которое объединит ряд аналитических структур, в том числе из ФБР, и различных федеральных ведомств, имеющих непосредственное отношение к борьбе с терроризмом.

По оценкам специалистов Брукингского института ключевую роль в МВБ должно играть управление по безопасности границ и транспорта, поскольку наиболее серьезные террористические угрозы исходят из-за рубежа.[1]

Возможности террористов нанести ущерб на территории США зависят от способности беспрепятственно переправить своих эмиссаров и боевиков через границу, а также потенциала контрабандной доставки ими на территорию США оружия массового поражения (ядерного, химического либо биологического) или его компонентов. Вопрос о возможности использования контрабандных каналов для доставки к цели оружия массового поражения далеко не нов. Такой вариант рассматривался аналитиками вашингтонского Института стратегических исследований еще в 1986 г.[2] Возможность же использования этого разрушительного оружия на территории США c многочисленными жертвами в высшей степени вероятна в период до 2025 г. согласно широко известным выводам комиссии Харта – Рудмана.

Для сведения такой вероятности до минимума и в целях предупреждения опасности тайной доставки оружия массового поражения из-за рубежа основная нагрузка в деле обеспечении безопасности границ ляжет на Таможенной службу, Береговую охрану и Службу иммиграции и натурализации.  

Таможенная служба отвечает за контроль за товарами и транспортными средствами, ввозимыми на территорию США. Основная задача 20 000 американских таможенников при осуществлении ими контроля – выявление и задержание следующих через границу США террористов и их вооружения, а также оружия массового поражения. Первоначально главная задача - сбор импортных таможенных пошлин - отошла на второй план, хотя сумма ежегодно взимаемой пошлины составляет 20 миллиардов долларов. Эти пошлины перестали рассматриваться как основной источник дохода правительства США. Таможенная служба рассматривается теперь как передовая линия обороны от терроризма, надвигающегося на США из-за рубежа. С 11 сентября 2001 г., когда в США были совершены крупномасштабные теракты, все работники Таможенной службы США работают в режиме повышенной готовности и зачастую без выходных. В последнее время Таможенная служба США под предлогом ускорения прохождения грузов через свои порты расширяет глубину контроля вовне таможенной границы США, перенося досмотр и пломбирование большегрузных контейнеров, намечаемых к доставке в США, в зарубежные порты отгрузки. Эти действия нацелены также и на предотвращение доставки на территорию США оружия массового поражения, так как, по мнению руководителя Таможенной службы США Р. Боннера, детонация ядерного заряда даже небольшой мощности в крупном морском порту США может не только вывести из строя важную торговую артерию, но и нанести сильнейший удар по экономике страны в целом.[3]

Береговая охрана нацелена, в основном, на предотвращение контрабанды, доставляемой морским путем, и на обеспечение безопасности портов и прибрежных вод США. Служба иммиграции и натурализации ответственна за недопущение пересечения границ США физическими лицами без надлежащих документов либо теми, кто может представлять собой потенциальную угрозу.

В области информационно-аналитического обеспечения антитеррористической деятельности президентский проект закона о МВБ отводит этому ведомству роль "потребителя" разведданных, собранных членами разведывательного сообщества США. Однако, по мнению многих специалистов, на практике МВБ со временем превратится в самостоятельного и важного "поставщика" разведывательной информации, главным образом через персонал, обеспечивающий безопасность границ. Полагаю, что в данном случае речь идет, прежде всего, о Таможенной службе, располагающей мощным оперативно-розыскным аппаратом, а также подразделениями, осуществляющими непосредственный контроль на границе. Следует помнить, что тот, кто концентрирует в своих руках полномочия принудительного осуществления устного опроса, документального контроля и досмотра всех следующих через границу лиц, транспортных средств и грузов, имеет возможность широчайшего сбора сведений, которые могут представлять интерес для государства.

Таким образом, создание МВБ США в значительной степени усилило потенциал государства от террористических угроз, исходящих, прежде всего, извне.

Должен заметить, что вопрос о централизации контрольных функций на наших границах поднимался нами еще в 1988 г.[4] При этом предлагалось для большей монолитности пограничного заслона свести воедино таможенную и пограничную службы и создать в структуре таможенных органов службы пограничного медицинского, ветеринарного и фито-санитарного контроля, ликвидировав многочисленные мелкие карантинные организации различных ведомств. Это, по нашему мнению, улучшило бы управляемость процессами контроля на границе.

Вместе с тем тема укрепления наших границ является актуальной и ныне. Очевидно, что маховик реформы административного управления в нашей стране набрал максимальные обороты и сделаны уже решительные шаги в области реорганизации охраны наших границ (подчинение Пограничной службы ФСБ РФ, подчинение таможенной службы МЭРТу, а в вопросах таможенного обложения – еще и Минфину РФ). Если же рассматривать концепцию административной реформы не как догму, а держаться твердой почвы реальности, то конечно, нельзя не признать того факта, что обеспечение фискальных интересов государства и содействие национальному бизнесу – это хорошо, но это – вчерашний день. Потому что реальностью сегодняшнего дня является смертельная схватка с международным терроризмом не только на окраинах страны, но уже и по всей ее обширной территории. Борьба с контрабандой оружия, ВВ, отравляющих веществ, отсечение щупальцев международного террористического спрута на российских границах – такой представляется основная приоритетная задача российской федеральной таможенной службы на годы и годы вперед.

В условиях чрезвычайной опасности международного терроризма для успешного выявления и задержания следующих через российскую границу террористов, их вооружения и снаряжения, а также оружия массового поражения, прежде всего, необходимо правильно определить приоритеты контроля и устранить при таком контроле на границе любые ведомственные барьеры и шероховатости и связанные с ними опаснейшие промедления в принятии решений.



[1] [WWW document]. URL http://www.cdt.org/ security/usapatriot/hearings.shtml

[2] Strategic review. Wash. D.C., Fall-1986, Vol. XIV. No. 4 – P. 40.

[3] [WWW document]. URL http://www.customs.gov

[4] Доронин М. П. Организационные, правовые и тактические вопросы борьбы с контрабандой в СССР. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Л.- 1988. С. 59.

Политика35
Жизнь15
Культура5
Экономика5
История международных отношений11
Речи и выступления8
Энергетическая дипломатия1
Студенческая жизнь1
ООН2
Ситуация в Ираке2
Биография1
Ближний Восток3
Народная дипломатия1
Балканы1
Экономическая интеграция2
"Цветные" революции1
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
НОВОСТИ
ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРУМЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ
ГАЗЕТА "МЕЖДУНАРОДНИК"
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
 
Издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Информация о разработчиках
© 2004–2005 ООО «Международник»
Лицензия Росохранкультуры Эл №ФС 77-20365 от 03 марта 2005.
Rambler's Top100  HotLog online dating service