Интернет-сообщества и социальная ответственность бизнеса | | 2005-06-21 12:15:51 В основе статьи лежит доклад, прочитанный генеральным директором компании "WhiteSite" Ярославом Медоксом в рамках Конгресса Всероссийского Форума "Здоровье нации - основа процветания России".
Ни для кого не секрет, что живем мы не очень богато. И количество иномарок на московских улицах не может поколебать истинности этого утверждения, а всего лишь доказывает огромное расслоение нашего общества по имущественному признаку, вызванное развитием дикого капитализма. Достаточно отъехать на собственной иномарке на 200 км от Москвы и попадаешь в другой мир, с другой скоростью течения времени и другими ценностями. И в этом, при внимательном рассмотрении, можно увидеть еще одну проблему, о которой пойдет речь в статье. Дело в том, что мы утратили многие традиционные ориентиры и ценности, в результате чего общественная жизнь и деятельность отдельных сообществ находится в подавленном состоянии. Это является существенным фактором, сдерживающим социальный прогресс. В самом деле, представьте себе такую ситуацию: живет абстрактный гражданин и он достаточно состоятелен, чтобы покупать крепкие спиртные напитки и употреблять их в неразумных количествах. Какая польза этому человеку и окружающим от такого самопроявления? Мы же говорим о социуме, то есть, о людском общежитии!
А ведь со времен Ветхого Завета известна простая истина: «не хлебом единым жив человек». Другими словами, для обеспечения социального роста мало думать о росте доходов (впрочем, о нем надо не думать, а просто работать), но и о путях реализации, о способах проявления этого самого социального роста. Безусловно, большинство бед от бедности, даже приведенный выше пример с абстрактным гражданином, можно трактовать, как осознание им безысходности своего положения. Но ведь в том-то и проблема, что безысходность в большинстве случаев сидит внутри нас, а не является внешним системным воздействием. А кого всегда винят в России? «Злокозненных» чиновников, неправильные решения, ошибки совершенные до, во время, и после эпохи исторического материализма, и т.д... В конечном счете всё можно свалить на государство. Очень удобная позиция, тем более, что реально имеет основания для существования.
Однако, не нужно уповать на государство и ждать решения им всех проблем. Государство, в идеале, лишь инструмент гражданской воли. И даже если сейчас мы не можем, положа руку на сердце, сказать такое про наше государство, это ничего не меняет. Однажды, мы сможем так сказать. Если не мы, то наши дети – точно. Давайте, сопоставим данные нам факты. С одной стороны безудержное развитие капитализма в России, с другой стороны клубок социальных проблем, крепко затянутый с очень давних времен, а третьей стороны утверждение о том, что государство (в идеале) лишь инструмент гражданской воли. Вроде непонятно что за стороны? Вокруг чего? Вокруг определения путей решения социальных проблем. Не государство, а бизнес должен быть локомотивом решения социальных проблем, ибо бизнес, в конечном счете, есть деятельность, направленная на удовлетворение конечных потребностей индивидуумов, составляющих общество. Причем, следует говорить не только о непосредственном решении бизнес-задач, нужно создавать условия для того, чтобы деятельность бизнес-структур способствовала социальному росту. Такой бизнес является социально-ответственным. Мы не будем вдаваться в неисчерпаемую тему социальной ответственности, а ограничимся лишь определением российской Ассоциации менеджеров: «Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической, экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компаний и выходящий за рамки определенного законодательного минимума».
Рассмотрим, может ли Интернет, как глобальное явление способствовать социальному прогрессу? Сейчас уже никому не нужно объяснять, что такое Интернет, его роль и значение уже очевидны. Замечу, что в России, развитие Интернета практически не зависит от государства. В том смысле, что законодательно регулируется слабо (что может и хорошо), а государственные средства, вложенные в создание представительств государственных органов, мало влияют на развитие российского сегмента как такового. Другими словами, можно сказать, что Интернет в России развивается по общим законам развития бизнеса (в отличие, скажем от США, где Интернет появился как технология военного и научного значения). То есть Интернет существует потому, что выгоден или будет выгоден бизнесу. Интернет представляет собой экономичный технический ресурс, грамотное использование которого способно с минимальными затратами объединить огромную аудиторию, т.е. создать сообщество. Как это расшифровать? «Грамотное использование» – это наличие людей, знающих как это сделать. «Экономичный» – значит требующий немного средств или есть возможность распределить их между участниками сообщества (например, плату за трафик). В сообществе очень важно обеспечить взаимодействие участников. Интернет позволяет членам сообщества взаимодействовать в режимах «каждый с каждым» и «каждый со всеми», что открывает огромные возможности. Действительно ли Интернет так всемогущ? Вспомним пожар на Останкинской башне. В тот день Интернет-провайдеры и Интернет-порталы испытали бум посещений из-за информационного голода, создавшегося на территориях с прерванным телевизионным вещанием. А ведь тогда Интернет в России недалеко ушел от зачаточного состояния. По данным же за 2004 год уже более 10% населения России имеют регулярный доступ к Интернету. За этой чертой по опыту других стран начинается взрывной рост национального сегмента Сети. Другими словами, влияние Интернета действительно огромно и этим надо пользоваться для пропаганды социально значимых идей.
Приведем пример одного сообщества, созданного исключительно с помощью Интернета. Когда-то в советские времена существовала система домов пионеров, в которых юноши (и девушки) могли приобщаться к техническим видам спорта, например к моделизму. С помощью ДОСААФ проводились региональные и всесоюзные соревнования по радиоуправляемым моделям автомобилей, кораблей, самолетов, вертолетов, была государственная поддержка, производилось соответствующее оборудование, например системы радиоуправления. Однако, преобразования, начавшиеся в конце советского времени привели к тому, что о таком спорте сейчас помнят только те, кому далеко за тридцать и небольшая каста профессиональных спортсменов. Хотя некоторые из учреждений, например Московский Дворец Детского и Юношеского Творчества, продолжают свою работу и поныне. Сейчас мы наблюдаем довольно активное возрождение интереса к подобным видам спорта в России. Так, техника, необходимая для этого, стала более доступной, например комплекты для сборки автомоделей, комплекты радиоаппаратуры, появились специализированные магазины. Замечу, речь идет о серьезной технике, а не о игрушках из универмага. Однако, спорт становится собственно спортом только тогда, когда проводятся соревнования. Осенью 2003 года группа московских энтузиастов (которым как раз далеко за тридцать), обладателей автомоделей, создала движение, названное впоследствии «Монстр-рейсинг» и ставшее самым регулярным в России автомодельным соревнованием внедорожных автомоделей. С первого шага привлечение участников к движению осуществляется через профильный ресурс в Интернете (www.rcdesign.ru) и не используются никакие СМИ. В соревнованиях принимают участие спортсмены из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Обнинска, Череповца и других городов. Вот как звучат цели «Монстр-рейсинга» в соответствии с Правилами и реально сложившейся практикой:
- Популяризация автомодельного спорта и привлечение молодежи к техническим видам спорта.
- Развитие спортивных навыков у участников.
- Популяризация здорового образа жизни.
Когда движение уже состоялось, оно получило поддержку от фирм, распространяющих модели и комплектующие. Фирмы стали выставлять призы на соревнования, давать скидки участникам. Более того, появились спонсоры, готовые вкладывать средства в инфраструктуру соревнований. Само движение оформилось официально в Свободную Ассоциацию Радиоуправляющих Моделистов (САРУМ), начался прием членов и созданы предпосылки для дальнейшего развития спорта. Следует заметить, что эта гражданская инициатива, носящая яркую социальную окраску, поддерживается полностью силами энтузиастов и помощью фирм-спонсоров. Какой-либо поддержки от властей движение пока не имеет. Даже более того, движение не смогло добиться разрешения на устройство за свой счет трассы на территории Московского Дворца Детского и Юношеского Творчества, что, безусловно, отрицательно сказывается на популяризации технических видов спорта. Одновременно с тем, можно смело утверждать, что фирмы, поддерживающие «Монстр-рейсинг» и ассоциацию САРУМ осуществляют свой вклад в социальное развитие общества, т.е. социально ответственны. Самое главное, что формы поддержки могут быть самыми разными и поддержкой могут заниматься фирмы, профиль которых далек от технических видов спорта. Например, компания WhiteSite, к которой имеет отношение автор этой статьи, создала сайт для ассоциации САРУМ www.sarum.ru на некоммерческой основе. Как мы помним, движение создано единственно с использованием Интернета. Взамен компания получила статус спонсора САРУМ и возможность размещения рекламы на соревнованиях.
Кроме этого сайта, компания создала на некоммерческой основе сайт Лиги Здоровья Нации www.ligazn.org, также являющейся общественной организацией.
Существуют и другие сообщества, созданные с помощью Интернет. Например, есть несколько информационных порталов посвященных такой актуальной теме, как тема детства и материнства. На таких сайтах, как www.mother.ru, www.mama.ru, www.7ya.ru, www.materinstvo.ru, www.doctor.ru, публикуются материалы медицинского характера, рекомендации по вопросам воспитания детей, проводятся on-line конференции, кроме того, любой член сообщества может получить on-line консультацию у специалиста данной области. Значение таких порталов в условиях ухудшающейся демографической ситуации трудно переоценить. Более того, за счет имеющихся средств общения посетителей появляется возможность обмена собственным опытом, например по воспитанию детей или по качеству работы родильных домов. Важно отметить, что данные ресурсы доступны для граждан всей России. А обмен опытом и отзывами может быть базой для принятия решений по улучшению деятельности тех или иных учреждений. Ведь очевидно, что нет смысла обращаться к специалисту, о котором есть только отрицательные отзывы.
В свою очередь сами порталы подобного вида вполне могут являться маркетинговыми проектами фирм, занятых в бизнесе, связанном с тематикой порталов. Кроме этого, порталы сами могут становиться коммерческими предприятиями за счет размещения тематической рекламы. Но это не уменьшает их социальной значимости.
Существуют и более массовые Интернет-сообщества. Например, сообщество менеджеров – профессионалов E-xecutive, созданное компанией – лидером российского рынка по поиску и подбору руководящих кадров и кадрового консультирования. Более 78 тысяч членов этого сообщества, объединенные стремлением к успеху через совершенствование профессионального мастерства, имеют возможность бесплатно и оперативно получать адресные консультации, открывать для себя новые перспективы и общаться в среде менеджеров-профессионалов. Сообщество позволяет рассматривать развитие каждого своего члена, как вклад в развитие России. В таком контексте социальная значимость проекта налицо: ведь в перспективе жить богато можно только в промышленно-развитом обществе, а оно возможно только при наличии достаточного количества образованных, опытных менеджеров. В данном случае компания – создатель получает дополнительные ресурсы для своей основной деятельности, а общество, вернее интернет - сообщество, может использовать данный ресурс для продвижения отдельных социальных проектов в среде менеджеров.
Очевидно, что большинство проектов поддерживаются бизнесом не только или не столько из альтруистических соображений. Сегодня аргументы в защиту социально-ответственного бизнеса носят скорее не этический, а прагматический характер. Десятки примеров доказали, что участие в решении социальных проблем может стать важным фактором коммерческого успеха, а именно:
1. Социально ответственный бизнес способствует налаживанию взаимодействия между деловыми кругами и сообществом, что является гарантом благополучия и стабильности, как первого, так и второго, а также способствует гармонизации отношений в обществе в целом.
2. Несмотря на то, что социальные программы не направлены на получение дополнительной прибыли, их реализация может привести к возникновению дополнительных возможностей для продвижения бизнеса.
Это правильно и так и должно быть. Для того, чтобы быть социально-ответственным, необходимы благоприятные условия для осуществления этой самой ответственности. Должен быть понятным механизм отдачи от вложений в социально-значимые проекты. Пусть сейчас это зачастую краткосрочные проекты. Наша общая задача состоит в том, чтобы были созданы условия для долгосрочных проектов. И, безусловно, роль Интернета в освещении и даже решении различных социальных вопросов будет возрастать вместе с его ростом и вместе с ростом гражданского самосознания в России.
|