Киото-Москва. Практический взгляд на Киотский протокол | | 2005-06-24 13:03:32 С 6 по 8 июля 2005 года в Шотландии состоится ежегодная встреча «Восьмерки», где должна быть принята специальная программа действий «Изменение климата и мировая энергетика». В октябре 2004 года российские парламентарии по прямому указанию из Кремля уже выступили в роли «спасателей» Киотского протокола. Без их решения о ратификации этого международного климатического соглашения оно никогда не вступило бы в силу и вместе с собой похоронило бы на долгие годы надежды о выработке международного механизма решения экологических проблем.
Поэтому России, а точнее ее Президенту Владимиру Путину, на шотландском саммите при обсуждении климатических вопросов краснеть точно не придется. Но если международное жюри пока склонно выставлять России по «киотским дисциплинам» исключительно «пятерки», то от внутрироссийской «аттестационной комиссии» не может укрыться явная пробуксовка в сфере практических шагов по реализации Киотского протокола со стороны правительства РФ. Чиновники, прежде всего Минприроды, Минпромэнерго, Росгидромет и Минэкономразвития, никак не могут решить, кто «главный по Киото» (пока получается, что министр экономического развития и торговли Герман Греф), и поделить соответствующие функции, а главное, бюджетные деньги. А ведь Киотский протокол для России – это «подарок», который не принесет никакой выгоды, если не начать с ним работать как можно быстрее.
Цена «подарка»
На первый взгляд, Киотский протокол в период фазы своей реализации в 2008-2012 годы позволяет России делать деньги из воздуха. По данным МЭРТ, в настоящее время объем выбросов парниковых газов в России составляет 70% от базового уровня 1990-го года, что дает ей возможность продавать квоты объемом до 500 млн тонн в год. Россия практически в одиночку способна покрыть ежегодные потребности в разрешениях на выбросы парниковых газов со стороны Европы, Канады и Японии. По оценке замдиректора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования МЭРТ Всеволода Гаврилова, «Россия может заработать 1-3 млрд долларов от торговли квотами на выброс углекислого газа в рамках КП».
Однако в международном климатическом лексиконе существует термин, не прописанный в самом КП: «горячий воздух», т.е. «недовыбор» национальной квоты на выбросы в результате экономического спада в России и некоторых других странах Восточной Европы. В действительности спрос на него со стороны европейцев, японцев и канадцев практически отсутствует. Например, об отказе покупать «горячий воздух» у Москвы заявил министр финансов Канады Ральф Гудейл. По мнению многих экспертов, покупка «горячего воздуха» противоречит идеям КП, так как поощряет бездействие, а не работу над повышением энергоэффективности в промышленно развитых странах, к которым по классификации КП относится и Россия. Потенциальные покупатели квот требуют, чтобы средства, поступившие в бюджет государства-продавца от продажи квот, использовались только в целях дальнейшего уменьшения выбросов парниковых газов - в проектах энергетического перевооружения или создания систем поглотителей выбросов, в первую очередь, лесонасаждений.
В этом контексте становится понятным заявление Президента РФ Владимира Путина на открытии Всемирной конференции по изменению климата в Москве 29 сентября 2003 года: «За последнее десятилетие в России наблюдался серьезный экономический спад. Вместе с тем с 1990 года, в том числе благодаря структурным сдвигам в российской экономике - на это я хотел бы обратить особое внимание - сократились нагрузка и выбросы на 32 процента. За счет этого в период с 1991 по 2002 год было компенсировано почти 40 процентов прироста выброса парниковых газов в других странах, если начинать отсчет с 1990 года». Вслед за главой государства российские чиновники на разнообразных международных климатических мероприятиях неоднократно подчеркивали, что торговать Россия собирается не «горячим», а «честным воздухом», т.е. квотами, которые российская экономика сгенерировала в прошлом и будет генерировать в будущем в результате модернизации.
Поэтому наиболее востребованными для России оказываются предусмотренные КП проекты совместного осуществления - после довольно сложной процедуры одобрения проектов на национальном и международном уровне зарубежные инвестиции направляются на энергетическое перевооружение российских предприятий, и полученные в результате такой модернизации дополнительные квоты на выбросы поступают в распоряжение страны-инвестора. Кроме того, перспективной для России может стать схема «зеленых инвестиций», разработанная в свое время Группой Всемирного Банка для Болгарии. «Зеленые инвестиции», т.е. инвестиции в повышение энергоэффективности отдельных предприятий, могут осуществляться самим правительством РФ как исполнителем бюджета за счет статей доходов от продажи квот на выбросы другим государствам. Но в этом случае отсутствует международная бюрократическая составляющая одобрения проектов, что упрощает их осуществление.
Повестка дня
Чтобы выйти на рынок квот и не проигрывать в конкурентной борьбе странам Восточной Европы (в первую очередь, Украине) по тендерам на реализацию проектов совместного осуществления, России необходимо как можно быстрее выполнить требования КП по созданию соответствующих институтов и нормативно-правовой базы. Речь идет, во-первых, о разработке государственной программы действий, взятых на себя Россией в соответствии с КП. Во-вторых, должна быть создана система учета и отчетности по выбросам парниковых газов и их абсорбции в целом по стране: проведена инвентаризация выбросов, созданы кадастр предприятий-источников выбросов, регистр сделок по сокращению выбросов и реестр изменения национальной квоты. В-третьих, Россия должна быть готова к предоставлению международным организациям регулярных отчетов по реализации в стране положений КП. По оптимистической оценке, реализация вышеперечисленных мер, требующих принятия постановлений правительства, будет завершена в 2006 году, по пессимистической - гораздо позже.
Из перечисленных выше шагов в России пока был сделан только первый, и то формально: план реализации обязательств, взятых на себя Россией согласно Киотскому протоколу, был одобрен правительством 24 февраля 2005 года (с ним можно ознакомится по адресу www.climatechange.ru ). Однако согласованная правительством «климатическая повестка дня» сразу же вызвала множество претензий. Так, 15 марта глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Аркадий Вольский направил премьер-министру Михаилу Фрадкову письмо, в котором напомнил, что «в плане отсутствует упоминание о частном секторе, который ответственен за большую часть выбросов парниковых газов... предложена схема взаимодействий только между федеральными органами исполнительной власти, тогда как реализация Киотского протокола на практике будет осуществляться в регионах и на предприятиях».
Другим недостатком плана является его «заторможенность»: по этому графику почва для начала Россией торговли квотами будет создана только к 1 января 2008 года. Наконец, некоторые эксперты указывают, что в правительственной программе действий не хватает намерения о принятии закона, который бы регулировал правовые отношения вокруг эмиссии и поглощения парниковых газов. Ведь сейчас непонятно, что такое парниковый газ для предприятия: материальный актив, нематериальный актив или имущественное право. Впрочем, другие специалисты указывают, что принятие такого федерального закона не является обязательным согласно самому КП, поскольку это международная норма прямого действия.
Так или иначе, принятый Правительством «киотский план действий» требует корректировок если не на бумаге, то на уровне практических шагов. А совершенно разные подходы Минприроды и Минэкономразвития к этому вопросу затягивают создание «киотских правил игры», которых ждет бизнес.
Кнут или пряник для бизнеса?
Поскольку Россия имеет большой запас прочности по выполнению своих обязательств по уровню выбросов парниковых газов и располагает всего 3 годами до начала «киотской пятилетки» (2008-2012), Минэкономразвития против «кнута» для российских предприятий в виде предписаний о выполнение каких-то новых нормативов по выбросам (такая система сейчас действует, например, в странах ЕС). В комитете Думы по экологии и Минприроды, напротив, обсуждается возможность «разверстки» квот на выбросы, поскольку национальный резерв выбросов рассматривается этими органами как национальное достояние, которое можно отдавать в распоряжение бизнесу и создаваемые им саморегулирующиеся организациям с большой осторожностью. Но можно представить, какое сопротивление предприятий-эмиттеров вызовет такое решение, что повлечет срыв сроков выполнения обязательств России по КП. Поэтому вряд ли оно состоится.
Вопрос заключается в том, насколько сладким будет «пряник» для тех предприятий, которые планируют сокращение выбросов и имеют для этого большой потенциал. Речь идет в первую очередь о РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», уже реализующих свои программы энергетического перевооружения. В их рамках «киотская» составляющая инвестиций за счет проектов совместного осуществления может достигать 50%. Но государство, в целях увеличения «торгуемой» части своей «углеродной» квоты, может еще более увеличить приток средств в модернизацию энергоемких секторов, создав национальную систему поощрения энергосбережения. «Наше пожелание в целом, - отметил заместитель начальника отдела энергосбережения и экологии «Газпрома» Станислав Маркин, -«действительно, нужно торопиться с созданием инструментов реализации Киотского протокола, но в то же время сосредотачиваться на стимулирующих, а не репрессивных мерах по снижению выбросов парниковых газов».
КП может также помочь в модернизации других предприятий-источников парниковых газов, например, металлургических производств и на транспорте. «Для тех российских предприятий, которые реализуют сегодня программы модернизации и имеют в них энергосберегающую составляющую, КП автоматически является одним из источников финансирования и может закрыть около 10% потребностей от инвестирования в модернизацию, - отметил Анатолий Зелинский, председатель совета директоров Балтийского Банка, а в прошлом советник председателя совета директоров РАО «ЕЭС». – Но те предприятия, которые сегодня не могут собрать средств для реализации своих планов модернизации, от КП не выиграют». В надежде на то, что государство будет поощрять компании, снижающие выбросы парниковых газов, несколько крупных эмиттеров начали подготовку создания российской системы торговли квотами. В июле 2003 г. было создано некоммерческое партнерство «Национальное углеродное соглашение», в которое вошли РУСАЛ, ЕвразХолдинг, РАО «ЕЭС России», АФК «Система», Группа МДМ (впоследствии расформирована), а также банки и консалтинговые фирмы. По словам Анастасии Москаленко, заместителя генерального директора «Национального углеродного соглашения», в декабре 2004 года было принято принципиальное решение об участии в соглашении «Газпрома» через ее дочернюю структуру ОАО «Росгазификация». В настоящее время «Газпром» готовит документы о вхождении в партнерство. Также интерес был проявлен со стороны «Роснефти», но решений со стороны этой компании пока не последовало. «Исходя из международного опыта, - говорит Москаленко, - я думаю, что интерес компаний к участию в «Национальном углеродном соглашении» усилится, если правительство примет решение о создании в России рынка квот (разрешений) на выбросы парниковых газов, и пройдут пилотные торги. Мы надеемся, что такое решение будет принято к середине 2005 года».
Озадаченный бизнес
Если можно одним словом описать в целом реакцию компаний в России на ратификацию КП, то наиболее подходящее - «озадаченность». Весьма показательным в этом отношении стали ответы докладчиков на московской конференции Интерфакса «Инвестируя в будущее России: новые рынки и возможности», по времени совпавшей с прохождением КП через Совет Федерации (27-28 октября 2004 года). В ответ на вопрос о значении КП для каждой из представленных нефтегазовых компаний, Андрей Шторх, директор по стратегическому планированию компании «Ренова», заявил: «Если говорить об уровне корпораций и предприятий, я думаю, что никто пока не решится взять на себя смелость сказать, что для какой-то отдельно взятой компании это выгодно, а для другой - невыгодно. Компания «Ренова» изучает, как на практике коснется нас КП или не коснется, и если коснется, будет это хорошо или плохо». Глава компании Shell в России Джон Барри подтвердил это замечание, сказав, что «не знает, как КП скажется на нефтегазовом бизнесе на уровне операций», хотя отметил, что на макроуровне Россия выигрывает как поставщик газа на мировой рынок, ведь «голубое топливо» более, чем нефть, приемлемо с точки зрения выбросов углекислого газа.
Ряд других компаний, включая СУЭК и ЕвразХолдинг, а также курирующие основных эмиттеров Департамент ТЭК Минпромэнерго и Комитет Думы по энергетике, транспорту и связи в ответ на вопросы об их позиции по КП воздержались от комментариев.
В то же время стратегически ограничения на выбросы углекислого и прочих парниковых газов не могут не вызывать у подозрений у нефтяников и газовиков, играющих первую скрипку в российской экономике. Ведь нефтегазовый рынок, по определению, - это «углеродный бизнес», и ограничения выбросов двуокиси углерода в атмосферу, по сути дела, означают падение цен на нефть для поставщиков и ограничение рынка энергоресурсов.
Именно поэтому, например, представители ОПЕК неоднократно высказывались против вступления в силу КП. В настоящее время ОПЕК занимает выжидательную позицию в отношении КП, но, например, в своей речи на 6-й конференции стран-участников рамочной конвенции ООН об изменении климата генеральный секретарь ОПЕК Рилвану Лукман (Rilwanu Lukman) высказался следующим образом: «В случае полной реализации КП приведет к значительному сокращению доходов нефтеэкспортирующих стран в результате серьезного падения спроса на нефть. Независимые исследования оценивают эти потери для членов ОПЕК в десятки миллиардов долларов США ежегодно». Правда, после того, как Россия приняла решение о ратификации КП, и он вступил в силу, Саудовская Аравия и ОАЭ также присоединились к соглашению.
По словам Джеймса Камерона, одного из основателей банковской группы Climate Change Capital, у крупных международных компаний «нет иного выбора, как понять, что значит для них цена на углерод, и либо хеджировать ее, либо перестраивать свой бизнес с тем, чтобы соответствовал требованиям стран, ратифицировавших КП. Впрочем, вряд ли в обозримом будущем «цена на углерод», станет настолько значимой, что энергоемкие компании будут вынуждены уйти с рынка, и нефтегазовые корпорации останутся без потребителей».
Кроме того, у нефтегазовых компаний также весьма велик потенциал снижения выбросов, а, следовательно, «углеродные» инвестиции могут внести существенный вклад в их модернизацию. «Снижая выбросы углекислого газа и, особенно, метана, «Газпром», таким образом, экономит свою главную товарную продукцию», - пояснил Станислав Маркин. Впрочем, нефтяникам проблему утилизации сжигаемого сегодня в факелах попутного газа решать сложнее, чем «Газпрому», ведь вопрос о его свободном сбыте пока не решен.
Мир «после Киото»
Парадокс заключается в том, что даже для тех, кому КП предоставляет очевидные выгоды, припасена «ложка дегтя». После того, как фаза реализация КП (2008-2012) завершится, его механизмы, да и участие в нем различных стран, включая Россию, могут быть в корне пересмотрены.
Во-первых, если сегодня опасность (как и «неопасность») парниковых выбросов для изменения климата окончательно не доказана, то в будущем одна из сторон может получить в свое распоряжение более веские аргументы. Напомним, что Российская академия наук заявила об «отсутствии научного обоснования» КП, а советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов охарактеризовал соглашение как «набор сфальсифицированных утверждений». По словам Илларионова, КП «можно сравнить с тоталитарной идеологией вроде национал-социализма, марксизма и лысенковщины». Геннадий Матишев, академик РАН, отметил: «Вся мировая наука развивается от толчка до толчка. Толчок - это деньги. В 1990е годы была «ядерная лихорадка». Потом нашли новое пугало - парниковый эффект. Запугали - получили большие деньги. Потом выдумают еще что-нибудь».
Во-вторых, международный климатический режим после Киото должен устраивать не только ЕС, Японию и Канаду, но и развивающиеся страны, а также США. Ведь США - не просто крупнейший эмиттер парниковых газов, но и крупнейший потенциальный покупатель разрешений на их выбросы. Хотя США не ратифицировали КП, посчитав его условия противоречащими резолюции Бирда-Хагеля (см. Приложение), они реализуют собственную серьезную программу сокращения выбросов парниковых газов. «Американские политические круги в настоящее время выступают за квотирование выбросов на единицу ВВП в рамках международного климатического режима», - пояснил Анатолий Зелинский. --«Развитые страны ЕС - за подушевую формулу. У России существует большой запас прочности по удельному показателю выбросов парниковых газов, но подушевой показатель у нас один из самых высоких в мире, и если он будет установлен на очень низком уровне и принят за основу квотирования в послекиотских климатических договоренностях, это может сильно ударить по российской экономике».
Переговоры по послекиотскому периоду действия Рамочной конвенции ООН об изменении климата должны начаться в 2005 году. С этой целью должна быть создана новая международная рабочая группа, и вполне возможно, что союзниками России на этих переговорах могут оказаться скорее американцы, чем европейцы. Преддверием этих переговоров и послужит шотландский форум «Восьмерки» 6-8 июля.
Приложение 1
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата был принят в 1997 году и вступил в силу 16 февраля 2005 года по истечении 90-дневного срока после ратификации соглашения Госдумой РФ 18 октября прошлого года. С этим решением России было выполнено условие вступления Протокола в силу, а именно: к нему присоединились страны, на долю которых в «расчетном» 1990 году приходилось 55% всех парниковых выбросов промышленно развитого мира. Цель Протокола – сокращение в 2008-2012 годах странами-участницами выбросов парниковых газов на 5% от уровня 1990 года. Реализация Протокола будет признана успешной, если его действие его механизмов заставит инвесторов принимать решения в пользу более экологичных технологий и видов топлива.
По состоянию на 2 февраля 2005 года, к Киотскому протоколу полностью присоединилась 141 страна и интеграционная группировка, включая все промышленно развитые страны мира, за исключением Австралии, Монако, Хорватии и США.
Приложение 2
Официальная позиция США по Киотскому Протоколу
25 июня 1997 года, в преддверии участия США в переговорах по Киотскому протоколу, Сенат США принял резолюция Бирда-Хагеля (Byrd-Hagel Resolution). Согласно Резолюции, США не должны участвовать в международных соглашениях, которые не включают в себя обязательные целевые параметры и сроки, распространяющиеся не только на промышленно развитые, но и развивающиеся страны, если таковые соглашения «могут нанести серьезный ущерб экономике США». Конкретизируя эту идею, нынешний президент США Джордж Буш в своей речи 11 июня 2001 года высказался следующим образом: «Китай занимает второе место в мире по выбросы парниковых газов. Тем не менее, Китай полностью освобожден от выполнения требований КП. А ведь перед нами вызов, требующий 100% усилий, наших (США) и остального мира. Нежелание США принимать участие в этом порочном договоре не должна восприниматься нашими друзьями и союзниками как уклонение от ответственности. Наоборот, моя администрация привержена выступать лидером в решении проблем изменения климата. Наш подход должен соответствовать долгосрочной цели стабилизации уровня парниковых газов в атмосфере».
16 февраля 2005 года, официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер распространил в среду письменное заявление в связи со вступлением с силу Киотского протокола, в котором заявляется, что США и страны-участники Киотских соглашений «идут разными путями, но к общей цели». Для решения проблемы изменения климата администрация Буша-младшего намерена к 2012 году уменьшить выбросы парниковых газов в США на 18%. На цели сокращения выбросов в атмосферу в бюджете североамериканских штатов выделено $5,8 миллиарда на 2005 год.
Приложение 3
В январе 2005 года стартовали торги разрешениями на выбросы углекислого газа в рамках Системы эмиссионной торговли ЕС (EU Emissions Trading Scheme), не связанной со вступлением КП в силу. Первая сделка была заключена 4 января между компаниями Shell International Trading and Shipping Company Limited и BHP Billiton Limited по цене 8,40 евро за тонну, а 11 февраля цена составляла 7,23 евро за тонну.
В рамках данной системы ограниченное число разрешений на выбросы было распределено между 16 000 операторами основных установок-эмиттеров (40% выбросов). Каждое разрешение представляет собой право его держателя на законный выброс 1 тонны СО2. Компании должны осуществлять мониторинг выбросов и регулярно предоставлять информацию об их фактических объемах. За несоблюдение обязательств компаний по сокращению выбросов взимаются штрафы. Поэтому компании, чьи выбросы углекислого газа могут превысить выделенные им квоты, имеют возможность сами решать: либо сокращать собственные выбросы путем модернизации, либо покупать разрешения у других компаний, «недовыбравших» свои квоты.
Директива по торговле выбросами ЕС является региональной инициативой. Однако она содержит специальное положение о том, что схема ЕС может быть объединена со схемами торговли выбросами на уровне компаний в других странах при условии, что эти страны ратифицировали Киотский протокол и «обе стороны удовлетворены уровнем экологической значимости такого объединения схем».Таким образом, при наличии соответствующих механизмов на национальном уровне, Россия в перспективе может достигнуть договоренности с ЕС о присоединении к Системе эмиссионной торговли ЕС. Указанная директива затрагивает только компании или предприятия. Вне зависимости от нее, правительства стран ЕС могут свободно использовать механизмы гибкости КП по переуступке обязательств по сокращению выбросов.
Приложение 4 (Источник: ОАО «Газпром»)
Программные объемы выбросов парниковых газов ОАО «Газпром»
|
1990 |
2000 |
2008 |
2012 |
|
факт |
|
прогноз |
|
Метан, миллиарды кубометров |
11,0 |
10,0 |
7,8 |
5,1 |
Метан в пересчете на диоксид углерода, миллионы тонн |
161,7 |
147,0 |
114,7 |
75,0 |
Диоксид углерода от сжигания топливного газа, миллионы тонн |
105,4 |
84,0 |
74,0 |
70,0 |
|