За "стильное" телевидение!..Думаю, большинству из вас знакома телевизионная передача "Намедни". Среди огромного количества новых программ, появившихся на экране в девяностые годы, она занимает отдельное место. Ни в предыдущие годы, ни сейчас, насколько мне известно, у нас не было полноценной информационной программы о новостях культуры, причем во всех формах ее проявления: от массовой до элитарной. И это не обычный для телевидения обзор событий, рассчитанный на сильно усредненную аудиторию. "Намедни" сразу же обратила на себя внимание определенным подходом к тому, о чем и как она рассказывает. Передача, для которой искусство стало постоянной темой, сама стала проявлением искусства. Определенный неповторимый стиль, даже "стильность" во всем - от образа Леонида Парфенова до заставок - позволяет передаче не только сообщать зрителям новости, но и передавать атмосферу. Причем, с одной стороны, это атмосфера отдельных событий, но и в целом некий дух богемы.
Характерная особенность передачи - при сохранении общего стиля в ней постоянно появляется что-то новое, авторы не ограничиваются достигнутым. Это вполне закономерно - окружающий мир меняется, меняются люди. Должна меняться и передача. Новая идея, если она интересна тем, кто ее пытается воплотить в жизнь, скорее всего, будет интересна и зрителям, конечно, если она талантливо реализована. В самом начале весны мы стали свидетелями нового проекта Леонида Парфенова - "Намедни: 1961 - 1991 гг. Наша эра". Как вы, вероятно, знаете, это серия из тридцати передач, каждая из которых посвящена определенному году в истории нашей страны.
В общем, идея не нова. Пару лет назад то же НТВ транслировало американский документальный сериал "Эпоха", созданный по тому же принципу. Но все же необходимо отметить несколько особенностей.
Во-первых, "Намедни" рассказывают о нашей истории. Честно говоря, сообщения о том, как в каком-нибудь 1955 году чикагский бейсбольный клуб обыграл нью-йоркский, как это было в американском сериале, не самое интересное, о чем можно узнать. Причем, об этом говорилось больше, чем о гораздо более важных, но не американских событиях того же периода. Это национальная история другой страны, события далеко не всегда понятны и интересны для нашей аудитории. Программа Парфенова именно о нас, вчерашних, да и сегодняшних, ведь будущее проистекает из прошлого (иногда - в результате, а иногда - вопреки). Так что, узнав что-то о событиях тридцатилетней давности, можно понять причины событий, которые происходят сейчас.
Во-вторых, создатели передачи не ограничились обычным перечислением событий и имен, им удалось (как, по-моему, и всегда) передать атмосферу тех лет. Иногда даже незначительные подробности, отдельные штрихи позволяют на сорок минут погрузить зрителя в другую эпоху. Причем, это важно не только для тех, кто жил в те годы, но особенно для нового поколения. Нам иногда трудно понять родителей, тем более их родителей. "Намедни" служат тем мостом, который дает такую возможность. Главное понять дух, увидеть то общее, что было у них в наши годы, чем жили они, сравнить с нашими интересами, заботами.
В-третьих, вновь не могу не сказать о "стильности". Это и студия, из которой ведется передача, и оформление хроники, и незабыва¬емые ролики, когда Парфенов подает патроны Хрущеву или позирует с Горбачевым и Рейганом. В 1990-е годы у нас гораздо больше возможностей выбирать, что мы хотим смотреть. Но все же многие передачи достаточно однотипны, часто рассчитаны на достаточно низкий уровень зрителя. Возможно, это временное явление. Будем надеяться, что будущее именно за такими программами, как "Намедни".
О ком пишут в данной статье
|