На главную Карта сайта Электронная почта
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫФОРУМЫО ПРОЕКТЕ
«МЕЖДУНАРОДНИК»
№ 10 (785) - июнь 2004 года
Хосни Мубарак стал Почетным доктором МГИМО | Бернадетт Ширак лично поздравила российско-французскую магистратуру с 10-летием | 3-й конвент РАМИ | Перипетии Познера | Владимир Потанин: "Я всегда ощущал ответственность за людей" | Уроки мастерства от Сергея Брилева
эксклюзивное интервью
ТОРКУНОВ Анатолий Васильевич
Ректор МГИМО(У)
ГАЗЕТА "МЕЖДУНАРОДНИК"
 Распечатать

Каким должен быть учебник иностранного языка?

На протяжении последних пяти лет кафедра английского языка № 2 МГИМО в тесном сотрудничестве с факультетом иностранных языков МГУ проводит ежегодные лингвистические научно-методические конференции. Круг обсуждаемых проблем отражает проблемы и задачи, стоящие перед вузовской педагогикой: от перспектив и методов преподавания и проверки знаний учащихся до обсуждения конкретных средств обучения. В этом году темой проходившей в нашем институте 27-28 марта Всероссийской научно-практической конференции стал учебник иностранного языка: его использование в нынешних условиях и пути его дальнейшего совершенствования.

В стенах МГИМО собрались ведущие ученые столичных языковых и педагогических университетов, таких как МГУ, МПГУ, Лингвистический университет, а также преподаватели специализированных и технических институтов и учителя средних школ, приехавшие из различных городов России.

Актуальная тема обсуждения вызвала живой интерес не только у педагогов-профессионалов, но и руководителей ведущих столичных книжных издательств и фирм, занимающихся торговлей зарубежной учебной литературой. Широко известные фирмы "Динтернал", "Релод", "Европейская Книжная Компания", издательство "Лонгман", Американский информационный центр выставили свои самые свежие поступления на стенды в фойе перед залом № 2, где проходила конференция. Одновременно проводилась выставка учебных изданий МГИМО по иностранным языкам, представляемая научно-методическим советом нашего института. Все это книжное великолепие не оставило равнодушными ни участников конференции, ни студентов и преподавателей нашего университета, которые не только с интересом знакомились, но и активно раскупали книжную продукцию несмотря на довольно высокие   цены. Особым вниманием у студентов пользовалась литература по экономике и финансам, а также зарубежная классическая проза и поэзия, что свидетельствует о высоких интеллектуальных запросах наших воспитанников.

На утреннем пленарном заседании к собравшимся обратились с приветствием первый проректор МГИМО профессор И.Г.Тюлин и заведующая кафедрой английского языка № 2 доцент Н.Б.Ватутина, которая вкратце рассказала о завершении своей работы над пятым переработанным изданием учебника
Е.Е.Израилевича "Коммерческая корреспонденция и документация на английском языке". Представитель министерства общего и специального образования РФ г-н Некитаев рассказал собравшимся о планах министерства в отношение новых учебных программ и выпуска учебных пособий для вуза и школы. От Научно-методического Совета МГИМО с обзором последних вузовских публикаций выступила профессор Т.З.Черданцева, остановившись подробно на учебниках по романским языкам. С большим интересом слушали участники конференции эмоциональные выступления видных ученых-лингвистов из МГУ – профессора С.Г.Тер-Минасовой и профессора Г.А.Китайгородской об общих проблемах использования отечественных и зарубежных пособий в практике преподавания, их адаптации к непосредственным нуждам обучающихся. Докладчики говорили о том, что многочисленные зарубежные учебники, великолепно оформленные и изданные, тем не менее не могут быть признаны идеальными средствами обучения. Одним из главных их недостатков является их адресованность некоему абстрактному иностранцу, без учета специфики региона и реальных потребностей отдельных групп учащихся. Этим обстоятельством объясняется их тематическая разбросанность и аморфность построения, поэтому в наибольшей степени они подходят  для  использования  в  курсе страноведения. В то же время, отечественные учебники иностранного языка, написанные педагогами-профессионалами специально для удовлетворения потребностей определенных групп учащихся, также не являются оптимальным обучающим средством, ибо имеют ряд уязвимых мест, наиболее серьезным из которых является их недостаточная идиоматичность.

Одно из решений этой проблемы было предложено на конференции представителем издательства Оксфордского университета - это создание новых учебников совместно российскими и зарубежными авторами, что позволит значительно улучшить их тематическую направленность и качество подачи материала. Эту тему продолжили развернутые доклады представителей Британского Совета Р.Харрисона и С.Инграм-Хилла о роли учебника и учителя в комплексном процессе изучения иностранного языка. Профессор МГИМО Л.М.Карацева рассуждала в своем выступлении о том, что же представляет собой хороший учебник иностранного языка. Затем дискуссия затронула различные аспекты оптимизации процесса преподавания языков в высшей школе. Завершило работу первого дня конференции остроумное выступление профессора из Великобритании КРоусон-Джонса, посвященное созданное им учебнику и аудиокурсу английского языка "Бенсонс", в котором он наглядно продемонстрировал необходимость изучения не только нормы иностранного языка, но и его диалектов. Эта проблема нашла свое отражение в секционном выступлении профессора МГИМО Л.М.Чевкиной об основных трудностях овладения бенгальским языком. При изучении сложных восточных языков перед студентами стоит задача освоения не только литературного варианта, но и нескольких, диалектов, играющих особо важную роль в жизни страны изучаемого языка.

Второй день конференции был посвящен работе научно-практических секций и семинаров. На них детально рассматривались проблемы использования и адаптации зарубежных учебных пособий в вузах России (секция № 1); роль и место отечественного учебника иностранного языка в программе обучения (секция № 2). а также проблемы изучения иностранного языка в средней школе в рамках комплекса "школа-вуз" (секция № 3). Завершил работу секций научно-методический семинар "Школа Китайгородской", проводимый под руководством знаменитой создательницы интенсивного метода изучения иностранного языка.

Всего в работе конференции приняли активное участие 8 профессоров, доцентов и преподавателей МГИМО, гораздо большее их количество присутствовало на заседаниях в качестве слушателей.

Научная встреча завершилась принятием итогового постановления, в котором были выявлены основные проблемы, связанные с использованием различных учебных пособий по иностранным языкам в практике преподавания и намечены пути их разрешения, В своем заключительном слове председатель собрания профессор МГУ Л.В.Минаева отметила, что МГИМО является настоящим Домом Науки, гостеприимным и всегда открытым для новых идей и свободного обмена мнениями. Данная конференция внесла свой вклад в повышение профессиональной эрудиции преподавателей, предоставила возможность установить научные контакты и высказать свои идеи по актуальным проблемам их текущей работы и научно-
методической деятельности.

Еще долго после закрытия коллеги обменивались в стенах института впечатлениями и мнениями по поводу всего увиденного и услышанного на конференции, делились планами на будущее.


О ком пишут в данной статье
Спорт3
Юмор1
Главные материалы номера4
Встречи и мероприятия4
Разное6
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
НОВОСТИ
ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРУМЫ
О ПРОЕКТЕ
АРХИВ
ГАЗЕТА "МЕЖДУНАРОДНИК"
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
 
Издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Информация о разработчиках
© 2004–2005 ООО «Международник»
Лицензия Росохранкультуры Эл №ФС 77-20365 от 03 марта 2005.
Rambler's Top100  HotLog online dating service