Решение миграционных проблем - предмет особого внимания для СНГ | | 2004-06-04 17:41:18 Выступление главы российской делегации, посла РФ в Белоруссии Александра Блохина на Обзорной встрече государств-участников "Конференции по проблемам беженцев и мигрантов в странах СНГ", Минск, 26-28 мая 2004 года.
Уважаемые участники Встречи,
Дамы и господа,
Российская делегация убеждена в том, что настоящее Обзорное заседание на высоком уровне должно обеспечить успешную реализацию одного из завершающих этапов выполнения рекомендаций Женевской Конференции 1996 года по проблемам миграции на постсоветском пространстве.
Мы с удовлетворением отмечаем политическую приверженность большинства участников процесса обязательствам, вытекающим из ее Программы действий.
Считаем, что решение V заседания Руководящей группы Конференции о продолжении процесса до 2005 года во многом содействовало укреплению стабильности и безопасности не только в регионе СНГ, но и за его пределами.
Однако любой непредвзятый анализ ситуации показывает, что на текущий момент потенциал этого сотрудничества до конца не исчерпан.
Сегодня миграция уже не рассматривается напрямую как следствие распада бывшего СССР, и многие миграционные проблемы, характерные для первой половины 90-х годов, либо были решены, либо приобрели другие параметры. На первый план выходят проблемы трудовой миграции и борьбы с незаконной миграцией, получили развитие миграционные процессы, связанные с расширением границ Европейского Союза. Не прекращаются процессы вынужденной миграции, связанной с наличием локальных конфликтов, природных и техногенных катастроф.
За последние несколько лет Правительство Российской Федерации приняло ряд мер, направленных на повышение эффективности национальной миграционной политики в России, в том числе содействующих защите правового статуса мигрантов.
В 2003 году Правительством Российской Федерации одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Концепция является ориентиром при осуществлении миграционной политики в Российской Федерации, основными принципами которой являются защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права, защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации.
Вместо закона РСФСР 1981 года, в 2002 году был разработан и принят в полном соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, международного права и стандартами в области прав человека и демократии новый Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2003 г.).
В целях повышения эффективности регулирования миграционной политики этим законом, в частности, предусмотрено введение в обращение на территории Российской Федерации миграционных карт. Анализ результатов проведенной работы по внедрению миграционных карт показал, что миграционная карта постепенно становится достаточно эффективным инструментом по отслеживанию миграционных потоков, затрагивающих Российскую Федерацию, а также позволяет приступить к выводу из тени прежде всего нелегальной иностранной рабочей силы.
В 2002 году в Российской Федерации были приняты также такие базовые законы в области регулирования миграционных процессов, как Федеральные законы “О гражданстве Российской Федерации” и “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. В целях реализации их положений было издано более тридцати подзаконных актов.
Разумеется, мы понимаем, что все эти меры далеко не исчерпывают проблематику миграции. Мы продолжаем искать пути наилучшего управления в данной сфере. В этом контексте мы приступили к изучению возможностей реализации идеи разработки проекта миграционного кодекса. Имеем в виду, что этот документ призван объединить в себе основные нормы российского законодательства в области миграции, избежать правовых коллизий и восполнить существующие пробелы права в этой области. В настоящее время концепция проекта разрабатывается Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
В области регулирования трудовой миграции разрабатывается текст проекта Конвенции о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств, который передан в Исполнительный комитет СНГ для проведения работы по подготовке проекта к подписанию.
Ведется работа по выполнению внутригосударственных процедур, связанных с согласованием проекта Соглашения о временной трудовой деятельности граждан государств-членов Евразийского экономического сообщества на территории государств Сообщества. Соглашение направлено на регулирование основных направлений сотрудничества государств-участников в области гармонизации их законодательства по вопросам внешней трудовой миграции, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ регулирования внешней трудовой миграции, координацию деятельности организаций, занятых в сфере внешней трудовой миграции, содействие обмену рабочей силой, в том числе между приграничными территориями государств Сообщества.
Борьба с незаконной миграцией является одним из приоритетов внутренней политики России. За истекший период российским правительством разработана нормативно-правовая база в сфере борьбы с незаконной миграцией и было сделано многое для практической реализации мер по предотвращению и пресечению этого негативного явления. В 2002 году Указом Президента Российской Федерации “О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики” на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена разработка и реализация мер по выполнению этой задачи.
В соответствии с Федеральным законом “О Государственной границе Российской Федерации” 1993 года и Указом Президента Российской Федерации “О мерах по введению иммиграционного контроля” создана и функционирует система иммиграционного контроля. Правительством Российской Федерации был рассмотрен и одобрен План мероприятий по созданию единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации на 2003-2005 годы.
Уважаемые господа,
Нынешняя встреча, видимо, является предпоследним высоким форумом до формального подведения итогов выполнения решений Конференции по проблемам беженцев и миграции в странах СНГ, которое должно состояться в 2005 году. До итогового совещания, которое мы предлагаем торжественно провести в Женеве, где состоялась положившая начало этому процессу Конференция 1996 года, есть еще определенное время.
В этой связи считаем необходимым, чтобы Женевский процесс до своего завершения в 2005 году сохранил динамику и прагматическую направленность, не превратился в “дискуссионно-консультативный клуб”. При этом он должен, по нашему мнению, как и ранее носить структурированный характер под руководством УВКБ ООН, МОМ и ОБСЕ, накопивших разнообразный опыт координации деятельности всех его участников.
В проекте итогового документа Встречи, на наш взгляд, должны быть отражены следующие принципиальные моменты:
– для региона СНГ в целом решение, миграционных проблем – предмет особого внимания. Несмотря на прогресс, достигнутый на данном направлении, необходимостью остаются как согласование приоритетов государственной политики заинтересованных государств в миграционной сфере, так и способность государств региона противостоять негативному влиянию отдельных составляющих миграционных потоков на положение и стабильность в регионе;
– определить и согласовать области, которые нуждаются в дальнейшей поддержке в рамках существующего механизма наблюдения за выполнением решений Конференции с привлечением к ним соответствующего внимания стран-доноров на время действия конференционного процесса (долгосрочные решения в сфере предоставления убежища, управления миграционными процессами, безопасности людей и предотвращения из массового перемещения);
– те достижения, которых удалось добиться за весь период конференционного процесса, должны продолжить играть свою положительную роль в области регулирования миграционных процессов на международном уровне, в том числе и после 2005 года;
– такие трансграничные проблемы как незаконная миграция, контрабанда и незаконная перевозка людей, являющиеся угрозой национальной безопасности государств региона, требуют объединения регионального и межрегионального подходов и нуждаются в выработке дополнительного механизма в рамках Руководящей группы Конференции – несомненно, что данная проблема остается в числе глобальных вызовов XXI века и требует скоординированного сотрудничества всех членов международного сообщества;
– важно объединить усилия стран СНГ в реализации конкретных проектов в миграционной сфере, в частности в укреплении системы иммиграционного контроля, повышения степени надежности охраны госграниц в целях противодействия незаконной миграции, формирования объединенной базы данных на этот счет.
И последнее. Конечно же, мы часто провозглашаем лозунги прозрачности применительно к деятельности гуманитарных агентств, но забываем, что анализа расходования донорских финансовых средств, аккумулированных за годы выполнения наших обязанностей, мы не имеем. Мы предлагаем, чтобы такой анализ был проведен по каждой стране и каждому направлению к 2005 году. Это помогло бы нам получить правильное представление о том, как работает международное сотрудничество и что еще можно и предстоит сделать в данной сфере.
Все высказанные замечания не затрагивают нашу высокую оценку текущей работы международных организаций – коспонсоров Конференции 1996 года, благодаря которой была не только создана база принятия национальных мер по оздоровлению болезненной обстановки с вынужденными перемещениями населения, но и очертаны параметры стабильности на основе соблюдения прав человека в огромном и неоднородном регионе планеты.
Надеемся, что сохраняющая свою актуальность миграционная проблематика стран СНГ останется в повестке дня УВКБ ООН, МОМ и других международных организаций и после 2005 года и будет продолжать решаться как на субрегиональном, так и на двустороннем уровнях
Благодарю за внимание.
Источник: www.mid.ru
|