Путешествие в "Страну грез" | | 2005-07-20 11:01:24 Добрый день любий друже, Ось для тебе чудова повість про Країну Мрій Що бере нас і несе Несе у далекі далі, де ми вже колись бували І відходимо негайно знов Співаймо пісні про любов!
В Киеве вновь состоялся праздник: и погода и настроение жителей – все было всецело праздничным в минувшие выходные. Традиционный фестиваль «Країна Мрій» (Страна грёз) стал событием желанным и долгожданным для многих киевлян и гостей столицы. Организатор, идейный вдохновитель и духовный лидер фестиваля фронтмен легендарной команды “Вопли Видоплясова” Олег Скрипка. Известно, что г-н Скрипка родился и долгое время прожил в России, в Мурманской области, однако, почувствовав в себе украинские корни, позже переехал в Украину организовал «ВВ», а теперь вот проводит такие масштабные фестивали, которые смело можно назвать международными ведь участие в них принимают коллективы из многих стран.
Когда идея исходит из народа, от сердца. Первое, на что хочется обратить внимание – искренность чувств и настроений гостей и участников фестиваля. Хотя, стоит отметить, что фактическая граница между гостями и участниками и гостями была размыта. Все желающие могли принять участие в действах: водить хороводы под народные песни с детками или раскрашивать с ними «хатки», танцевать танцы, попробывать себя кузнецом, гончаром или же просто расположиться на травке, получая удовольствие от происходящего вокруг, великолепной погоды и цветения липы.
В былое время разнообразные «деятели культуры» от души потрудились, чтобы превратить украинское искусство в нечто очень скучное и унылое. Еще больше усилий деятели приложили к процессу создания сувенирного продукта из фольклора, который весьма стандартно существует и поныне — в формате номенклатурных концертов, именуемых “творческими отчетами” шароварной самодеятельности, в заунывном продукте канала УТ-1, и в ассортименте торговцев на Андреевском спуске и Пирогово.
Разрушить сформировавшийся стереотип в течение трех дней невозможно. Но даже три дня могут ошеломить праздную публику одним “открытием”: у каждого человека есть в душе некий тайный механизм, пробуждающийся от соприкосновения с живой традицией. И фестиваль «Країна Мрій» (Страна грёз), который проходил на Певческом поле Киева 8-10 июля, — именно тот катализатор подсознания, который позволил всем ощутить свою причастность к огромному пласту древней, но в то же время вполне живой культуры.
Одна из главных задач идеолога и вдохновителя фестиваля, лидера культовой группы “Вопли Видоплясова” Олега Скрипки, и состоит в том, чтобы вывести традиционную украинскую песню из “подполья”, из резерваций массового сознания, и превратить ее в мейнстрим. Казалось бы, идея слишком романтическая, более напоминающая утопию. Ведь вокруг — торжество попсового шовинизма, и даже во время фестиваля “Країна Мрій”, когда на главной сцене выступали фольклорные коллективы, с проплывающих по Днепру пароходов доносились какие-то развеселые ресторанные песенки. Что любопытно, этот эпизод у многих вызывал улыбку и даже жалость к тем «пароходным» людям, которые парадоксальным образом оказались за бортом настоящего праздника.
Среди многих ощущений, оставшихся после фестиваля, непросто выделить самое важное. Собственно, такова концепция “Країни Мрій” — создать не столько фестиваль в привычном понимании этого слова, а некую модель идеальной среды, в которой украинская культура освобождается от музейного, законсервированного статуса. Причем людям предоставлен непривычный даже для фестивальных завсегдатаев выбор — что и где слушать. Семь фестивальных сцен заставляли публику непрестанно мигрировать — от танцевальной площадки к Лаврской или Зеленой сцене, где выступали народные коллективы, до Аллеи мастеров, где каждый мог не только посмотреть на традиционные украинские ремесла, но и взять несколько уроков, к детской площадке, где было чем измазаться и во что поиграть.
Естественно, главные события фестиваля — вечерние концерты именитых украинских и зарубежных коллективов — вызывали больше внимания, чем, к примеру, представленное на Кобзарской сцене исполнение народных дум, кантов и прочей эпики. Хотя и среди бандуристов в Украине есть настоящие звезды, заслуживающие массового внимания — например, Роман Гринькив или Тарас Компаниченко, представляющие хоть и разные школы, но в одинаковой степени владеющие искусством держать любую аудиторию.
Отдельно стоит рассказать о приглашенных на фестиваль хедлайнерах. Почти все они неизвестны у нас, хотя та же “узбекская Мадонна” Севара Назархан, выступившая в последний день фестиваля, — одна из наиболее востребованных сегодня звезд мировой музыки, чьи песни прижились в европейских хит-парадах. Очень интересным оказалось знакомство с музыкой белорусской группы «Юрья», чей репертуар — непривычный сплав аутентического пения и традиций арт-рока. Естественно, все их расспрашивали о «бацьке» Лукашенко и его порядках. Те признавали, что не все у них на родине просто, а музыкантам, представляющим «нематрешечную музыку», попросту нет шансов реализовать себя — разве что за рубежом. Подобные явления наблюдались и на Украине ещё год назад, когда власти всеми правдами и неправдами изо всех сил старались прикрыть «эту самодеятельность» от не разрешения проведения мероприятия до банального отключения света.
Очень ярко выступили на фестивале французы — группа RED CARDELL, снискавшие большую популярность, славу и внимание у себя на родине. Хотя в основе творчества этого трио — традиционная музыка Бретани, звучали они на редкость дерзко. По стилю и драйву они чем-то напоминают «Вопли Видоплясова» — та же легкость в фольклоризации рок-материала, та же самоотдача, та же жанровая «всеядность», позволяющая исполнять и шансон, и уличные, балаганные песни, и даже панк. После своего выступления, они заняли уютное местечко на одном из холмиков на склоне Певчего поля, откуда наблюдали за всем происходящим.
Очень запомнился грузинский коллектив мужского хорового пения. Об их выступлении буквально передавали из уст в уста, и публика мигрировала за ними от сцены к сцене. В их выступлениях, прежде всего, привлекала мелодика, настоящий кавказский темперамент и искренность, а самое главное - «интерактив» со зрительницами в зажигательных танцах.
Впрочем, публика не собиралась исключительно на «звезд» — все выступления на главной сцене были мини-откровениями, ведь даже известные украинские коллективы специально к фестивалю подготовили программы с повышенной дозировкой фольклора. Больше всех удивил «Тартак», который вполне удачно поэкспериментировал с аутентикой, в которой появились узнаваемые рэповые начитки Сашка Положинского и хип-хоп-ритмы. «Вопли Видоплясова» предстали в расширенном составе, который лучше назвать оркестром. Как всегда громко и энергично сокрушали пространство Певческого поля «Гайдамаки», чей «гуцульский панк» непросто слушать сидя.
Гала-концертом, завершавшим фестиваль стало выступление самих «ВВ». Описывать происходящее на сцене – тот драйв и энергетику, исходящую от выступлений Олега Скрипки – не имеет смысла, там надо быть. Все выступление было представлено в виде «путешествия», в котором Олег предлагал послушать мелодии стран участниц. Были здесь и буддийско-ностальгичная «Звёздная осень» и хит планеты «Tombe la neige», исполнявшийся совместно с замечательным коллективом из дружественной страны Франции. На сцену по очереди приглашались исполнители украинской аутентичной музыки, игравшие вместе с ВВ на своих инструментах безусловные хиты украинской народной песни, благодаря ВВ ставшими современными хитами: немного переделанные под современность «Ты ж мене пидманула», песню воззвание «Галю приходь», мелодично-ураганную «Йихалы козакы» и душевный романс «Горила сосна». Неповторимым по смыслу и мелодике получилось совместное выступление Олега Скрипки с «национальным» голосом Украины Ниной Матвиенко. Завершила концерт одноименная с фестивалем песня «Краiна мрiй», ставшая символом этого праздника. У многих присутствующих на концерте на лицах были искренние слезы.
Количество гостей-участников по разным подсчетам было от 30 до 60 тысяч. Очень популярным фестиваль был для иностранцев. И речь не идет о том, что иностранцы пришли сюда просто «поглазеть». Речь идет, прежде всего, о дипломатическом корпусе, сотрудниках живущих в Киеве уже несколько лет. Так лично мною были подмечены все известные мне работники посольств Германии, Польши, Великобритании, Китая, США (которые были представлены даже морскими пехотинцами), а вот Французы вообще пришли на фестиваль всем французским центром.
Фестиваль не остался незамеченным со стороны элиты и высшего руководства страны. Помимо многочисленного представительства людей из бизнес-элиты и членов правительства, одетых в народные костюмы «ушедших в народ», в этом году фестиваль посетил президент Украины. Появление Виктора Ющенко заметно отличалось от былых подобного рода «участий» прежнего руководства страны: с пафосом VIP лож, многочисленными кордонами милиции и службы безопасности. На сей раз президент с семьей, одетые в красивые украинские костюмы обошли все Певчее Поле, постоянно общаясь с людьми и уделяя внимание каждой из 6 сцен. Безусловным любимцем публики стал младшенький сын президента - Тарасик, которого господин Ющенко постоянно наставлял вести себя «по-казацки». И малыш себя «по-казацки» вел! По мере продвижения президента и его свиты, количество приветствовавших людей увеличивалось в геометрической прогрессии. В конце концов «окружение президента» достигло нескольких тысяч граждан. Стоит отметить, что все было от души искренно, как с одной, так и с другой стороны.
О фестивале «Країна Мрій» очень непросто писать, потому что ключевое слово для понимания смысла происходящего — это атмосфера, в которой каждый чувствовал себя не посторонним наблюдателем, а участником фестиваля. И потому уже в первый день “Країни Мрій” люди активно интересовались, нельзя ли сделать еще один такой фестиваль не через год, а раньше. Пожалуй, это комплимент.
Ось і закінчується наша маленька подорож. І ми входимо у Країну Мрій В світ звуків і мелодій, Які мелодія підхоплює і несе, несе, несе… І наприкінці все ж щось зістається там глибоко Уявляє наче у вісні. ВВ вітає Вас
PS Огромная благодарность Олегу Скрипке. Хлопцу, выросшему в России, но отличившему в себе украинца и сумевшего организовать такое великое действо с таким же неповторимо точным названием «Страна грез», страна, которую никак не хотелось покидать и гражданином которой в душе я являюсь.
PPS Для нас фестиваль завершился под самое утро понедельника, когда мы, видимо пребывая под влиянием праздника и никак не желая возвращаться к повседневной рутинной жизни на одном из днепровских склонов на том же Спивочем Поле организовали свой небольшой концерт из представителей Украины, России, Индии, Польши и Франции, кстати были ребята из той самой RED CARDELL!
Как отметил мой француз Паскаль обо всем, что происходило во время фестиваля и после: «Такая замечательная обстановка. Как в СССР - Дружба народов». Он прав, на одном «поле» собрались донские казаки и кавказские горцы, украинские девушки и русские ребята, китайские комсомольцы и американские морпехи, представители западной европейской культуры и доисторические индусы.
КРАЇНА МРІЙ
Чув я, чи то снилось мені, Що існує країна мрій, В тій країні росте чарівний гай. У гай той може кожен у війти. Відчувати таємниці. Володіти секретом дивних чар.
Хай несе мене ріка У фантастичному човні, У небо несе, Наче уві сні.
Там є своєрідні ходи, Що сягають самих глибин, Там тварини небесної журби. Але я не питаю себе, Де на мапі країна ся, Та й негайно рушаю у дальню даль.
Нас несе, несе ріка У фантастичному човні У небо несе, наче уві сні.
Фото автора
|