На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Григорий Карасин: мы не можем согласиться с методами насильной "демократизации" постсоветского пространства



"Российская газета"

2005-08-16 17:17:25

Полный текст интервью заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина "Российской газете" 16 августа 2005 года

Вопрос: Вас недавно вновь назначили заместителем Министра иностранных дел и поручили заниматься общими вопросами сотрудничества со странами СНГ. Каким было Ваше первое впечатление от ситуации в СНГ и позиций России в этом регионе?

Г.Б.Карасин: В последнее время появилось много публикаций в СМИ, торопливо предрекающих скорый развал СНГ. Возможно, я Вас разочарую, но мои первые впечатления намного оптимистичнее. Содружество как и любой развивающийся организм постепенно эволюционирует, претерпевает организационные и структурные трансформации в зависимости от стоящих перед ним задач, определяет главные на сегодняшний день приоритеты.

Изначально это был механизм цивилизованного развода бывших союзных республик, переживших геополитическую катастрофу континентального масштаба – развал СССР. Вспомним емкие характеристики 1991 г.: "быть вместе, чтобы каждый мог развиваться сам по себе". Позднее выяснилось, что данный формат обеспечивает необходимую, а во многом и единственную в своем роде, площадку для обсуждения актуальных общих проблем, создает приемлемые для всех рамки объединения усилий, развития интеграционных процессов.

Вместе с тем сегодняшняя структура Содружества не отличается динамизмом и нацеленностью на реальные результаты. Увы, исполнение принимаемых решений, не является обязательной нормой.

Такое положение дел сейчас уже не устраивает никого. Именно поэтому столь серьезно и обстоятельно на протяжении всего последнего года в рамках СНГ обсуждаются вопросы реформирования и совершенствования органов Содружества, которые выносятся на рассмотрение предстоящего 26 августа с.г. саммита СНГ в Казани. Ставится задача повышения эффективности деятельности Содружества в различных областях, оптимизации его структуры.

Реализация этих планов должна вывести взаимодействие стран СНГ на более высокий уровень, а соответственно и поднять международный авторитет Содружества как влиятельной региональной организации.

Среди наиболее приоритетных для стран СНГ направлений взаимодействия – экономическое сотрудничество на основе принципа разноуровневой и разноскоросной интеграции; развитие сотрудничества в гуманитарной области, включая сферы образования, здравоохранения, науки и культуры, совершенствование статуса русского языка как средства межнационального общения. Понятно, что в фокусе внимания остаются вопросы обеспечения национальной безопасности и стабильности, государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости госграниц; совместное противодействие новым вызовам и угрозам безопасности – международному терроризму, транснациональной оргпреступности, наркобизнесу. Набор, как видите, впечатляет.

Россия в силу объективных причин – размер территории, население, экономический, культурный, научный и военный потенциал, ресурсная база – является ядром интеграционных процессов. При этом мы далеки от намерений кого-то "подминать" или заставлять что-то делать вопреки собственным интересам. Наоборот, главный принцип, который мы исповедуем – добрая воля и взаимная выгода.

Вопрос: Григорий Борисович, Вы длительное время представляли интересы России в Лондоне в качестве российского посла в Великобритании. Как Вам видятся проблемы СНГ с "английского угла"?

Г.Б.Карасин: Я бы не стал торопиться с личными обобщениями относительно дел на постсоветском пространстве – мне потребуется для этого какое-то время. Одно ясно – это важнейшая сфера внешней политики России. От нее зависит наше будущее.

В том, что касается "угла", то он для профессиональных дипломатов всегда остается российским вне зависимости от географии их назначений. Впрочем, тема британских подходов к внешней политике весьма интересна и в чем-то поучительна. Там традиционно в моде логика и жесткая последовательность, помноженная на атакующий стиль. Англичане предпочитают инициировать процессы, а не реагировать на них. Есть, что взять на вооружение.

Вопрос: В чем отличие проблем СНГ от других направлений внешней политики?

Г.Б.Карасин: В отличие от относительной "удаленности" мировых дел от повседневной жизни российского гражданина, все, что касается развития отношений России с Белоруссией, Украиной, Казахстаном и всеми другими странами Содружества, проходит через личностное восприятие россиян, затрагивает каждодневные интересы, воспринимается эмоционально. Все, что близко и понятно, всегда ощущается особенно остро. На этом фоне даже такие важные проблемы, как ближневосточное урегулирование, Ирак или реформа ООН, кажутся чем-то более отвлеченным.

Очевидно, что на постсоветском пространстве существует принципиально отличная политическая культура. Вопрос не в том, хуже она или лучше, чем, скажем, в Европе или Азии, она просто другая. Всем нам есть над чем поработать в плане навыков конструктивно искать решения, учитывающие интересы всех сторон. Мы совместно учимся вырабатывать компромиссы, выгодные в долгосрочном плане всем, отходим от "сиюминутности" и рефлекторности, свойственных началу и середине девяностых. Жизнь диктует необходимость выработки таких вариантов, которые учитывали бы не только твои интересы, но были бы выгодны и твоим партнерам, приемлемы для общественного мнения соответствующих стран.

У России, конечно же, нет монополии на идеи и действия на постсоветском пространстве, о чем неоднократно говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин, и, похоже, российскому обществу удалось перебороть такие иллюзии. Здесь уместнее говорить не о гарантированном праве указывать и поучать, а об интеллектуально-политическом лидерстве, которое в идеале должно базироваться на результативной экономической динамике, эффективной политической системе, достижениях в культурно-образовательной сфере. Задача эта сложная, но вполне посильная для России.

Вопрос: Является ли постсоветское пространство ареной соперничества с Западом?

Г.Б.Карасин: Мы стремимся превратить это пространство в арену взаимоуважительного и предсказуемого партнерства. Вместе с тем в современном мире, где правила игры уже вовсю диктует глобализация, трудно избежать соревновательности. Нужно наращивать конкурентоспособность. Не надо чураться здоровой, с понятными правилами игры конкуренции и на постсоветском пространстве. Мы должны найти баланс, который оздоровил бы атмосферу и характер наших взаимоотношений здесь с нашими западными партнерами. Это тем более важно, что этот регион сегодня открыт к взаимодействию не только с соседями, но и крупными внерегиональными центрами силы.

Конечно, у нас есть свои жизненно важные интересы на этом пространстве, и мы будем последовательно их отстаивать. Во многом наши устремления совпадают с интересами других стран СНГ. Это создает благоприятную основу для нашего многопрофильного и разностороннего взаимодействия в различных областях, включая более скромные по сравнению с Содружеством форматы сотрудничества – российско-белорусское Союзное государство, ЕврАзЭС, ЕЭП, ЦАС, ОДКБ, ШОС.

При этом мы вовсе не считаем, что у других международных игроков не может быть своих специфических интересов к государствам СНГ. Они, безусловно, есть, а в последнее время проявляются все четче. В принципе, это нормально. Сейчас уже не является какой-то экзотикой участие США, ЕС, других игроков в тех или иных процессах в Содружестве. Налицо и внерегиональное военное присутствие в регионе СНГ, пусть и осуществляемое на сугубо временной основе на период проведения антитеррористической операции в Афганистане.

Мы исходим из того, что все стороны, участвующие во взаимодействии на пространстве СНГ, должны отстаивать свои интересы и право своего участия в том или ином проекте исключительно на основе честной конкуренции, борьбы идей и концепций, а не силового давления.

Не можем мы согласиться с методами насильной "демократизации" всего постсоветского пространства, будь то "цветные революции" или информационно-политическое давление на действующую власть. Это неизбежно ведет к дестабилизации ситуации в регионе, чревато серьезными долгосрочными осложнениями с непредсказуемыми последствиями, в том числе в плане роста экстремизма.

Все эти проблемы лишь подтверждают необходимость активного диалога и открытости подходов. Россия готова к тому, чтобы вносить в реализацию этой обширной повестки дня свою конструктивную лепту.

Опубликовано на сайте МИД РФ

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
29.10 О победе Анатолия Баташева на конкурсе «Золотое перо»
19.10 Генрих Боровик: «Русская поэзия должна собирать стадионы!»
23.08 Погиб Чингисхан Гуцериев
22.08 Андрей Денисов призвал Запад не транжирить деньги на энергетические проекты с сомнительной рентабельностью
22.08 Россия продвигает чешского банкира на пост главы МВФ
23.07 Потерян ноутбук
10.07 Памяти Тюлина
06.07 Олимпиада в Сочи – как пятый национальный проект
28.06 Бывает...
26.06 Европейский еврейский конгресс возглавит россиянин
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100