На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Сергей Лавров: Мы не вправе рисковать ООН



"Российская газета"

2005-09-14 11:56:33

Десять лет, до назначения в прошлом году министром иностранных дел РФ, Сергей Лавров представлял Россию в Организации Объединенных Наций. Здание ООН в Нью-Йорке для главы российского МИДа не просто ключевое звено системы международных отношений, но еще и фактически второй дом. Насколько сегодня прочен фундамент этого дома и к чему приведет его реставрация? На вопросы "РГ" ответил Сергей Лавров.

Российская газета | Сергей Викторович, как вы считаете, будет ли со временем усиливаться роль ООН или Организацию на 61-м году жизни ожидает период стагнации, особенно в критических ситуациях, когда существуют расхождения в точках зрения между входящими в нее странами?

Сергей Лавров | На разных поворотах истории возникал вопрос о будущем Организации Объединенных Наций. Скептики, к которым в определенном смысле можно отнести и противников коллективных начал в мировой политике, предрекали закат роли ООН, а реалисты, понимавшие, что бездействием ничего не добиться, делали все для ее укрепления.

Конечно, в развитии всемирной организации были трудные времена. Одним из наиболее сложных вызовов, с которым столкнулась Организация на предшествующих этапах, была увлеченность некоторых государств стремлением решать мировые проблемы односторонними методами в обход основополагающих норм Устава ООН и прерогатив Совета Безопасности. Иными словами, предпринимались попытки проводить в жизнь произвольно установленные правила игры в международных отношениях, игнорируя интересы и озабоченности других членов международного сообщества.

Достаточно вспомнить силовые акции сначала в конце 90-х в Югославии, а затем в 2003 году - в Ираке. Без преувеличения, подобные действия вызвали шок в мире и породили сомнения в способности ООН и ее Совета Безопасности эффективно выполнять возложенные на них Уставом ООН функции поддержания международного мира и безопасности. Однако последующее развитие событий вновь опровергло такого рода упаднические предсказания. История доказала, что те страны, которые сбились на односторонние действия, в конце концов были вынуждены вернуться в ООН и обратиться к Совету Безопасности за поддержкой в урегулировании ситуации как в Югославии, так и в Ираке.

Именно из этого, к сожалению, печального, но реального опыта выстраиваю свою уверенность в жизнеспособности ООН и ее огромном потенциале как уникального координирующего центра мировой политики.

Что же касается "силовой составляющей" ООН, то в настоящее время идет интенсивная межгосударственная полемика по вопросу о применении силы в международных отношениях. Мы убеждены в том, что Устав ООН вооружает нас достаточными полномочиями для принятия широкого спектра решений с целью урегулирования кризисных ситуаций. Доклад Генерального секретаря ООН "При большей свободе к развитию, безопасности и правам человека для всех" содержит предложения по выработке критериев применения силы в соответствии с Уставом ООН. Это очень важный вопрос, и мы готовы участвовать в его проработке. Вместе с тем даже наличие подобного рода критериев отнюдь не предполагает механического подхода к различным конфликтам, каждый из которых требует отдельного рассмотрения и учета специфики, а затем уже принятия решений Советом Безопасности ООН.

Применение силы в соответствии с международным правом возможно лишь в двух исключительных случаях: в порядке индивидуальной или коллективной самообороны и по решению Совета Безопасности. Особо подчеркну, что современное понимание права на самооборону, отраженное в статье 51 Устава ООН, включает в себя и право государств на самооборону в случае масштабного террористического нападения на него извне со стороны негосударственных субъектов. В соответствующих случаях принудительные меры могут применяться и для обеспечения соблюдения норм международного права в области защиты прав человека, когда речь идет о предотвращении и пресечении массовых и грубых нарушений прав человека - таких, например, как геноцид, преступление против человечности. При этом важно отметить, что применение силы может быть задействовано исключительно по решению Совета Безопасности ООН.

РГ | На предстоящей юбилейной сессии Генассамблеи одной из важнейших тем станет реформирование ООН. Когда, с вашей точки зрения, можно будет говорить о том, что реформа ООН действительно пошла и что осуществляются конкретные шаги в этом направлении? Каковы подходы России к реформе СБ ООН?

Лавров | Все эти годы ООН не жила в застывшем состоянии. Она постоянно эволюционировала, адаптируя себя к новым вызовам времени. Один из наиболее показательных примеров в этой области - усилия, предпринятые по совершенствованию миротворческой деятельности, спрос на которую существенно возрос после окончания "холодной войны". Без преувеличения можно сказать, что соответствующие меры, согласованные в рамках Ассамблеи тысячелетия, стали наглядным свидетельством успешной реформы ООН на конкретном направлении ее усилий.

Разумеется, преобразования в ООН должны продолжаться, чтобы Организация была способна идти в ногу со временем. Однако проведение реформ не может быть сиюминутной одноразовой акцией. В равной степени было бы ошибочно устанавливать для этого какие-либо временные рамки, либо сводить реформу к одной сугубо специфической проблеме, как, например, расширение Совета Безопасности.

Реформа Совета - отнюдь не самоцель. Она призвана сделать его более эффективным, работоспособным, повысить оперативность принятия им решений по фундаментальным вопросам мира и безопасности. В вопросах реформирования Совета Безопасности позиция России строится на недопустимости размывания нынешнего статуса "пятерки" постоянных членов СБ, включая незыблемость принадлежащего им в соответствии с Уставом ООН права вето. Мы убеждены, что решение о создании новых мест в СБ должно стать продуктом максимально широкого согласия среди государств-членов ООН, с тем, чтобы не поставить под угрозу единство Организации. Такого рода фундаментальные проблемы, как реформирование Совета Безопасности ООН, нельзя решать без самой широкой поддержки государств-членов ООН.

В любом случае выдвигаемые в настоящее время в рамках ООН инициативы и предложения, даже если они требуют досогласования, отражают искреннюю заинтересованность государств-членов в укреплении этого уникального международного форума, в котором воплощена общемировая легитимность. Уверен, что эта заинтересованность позволит нам преодолеть существующие разногласия и сообща решить задачу всемерного укрепления системы ООН.

РГ | Весной этого года по инициативе России Генассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. Между тем странам-членам ООН пока не удается договориться по Всеобъемлющей конвенции о международном терроризме. Каковы ее перспективы?

Лавров | Принятие "ядерной" антитеррористической конвенции - действительно большое достижение, результат инициативной и энергичной работы, в первую очередь России. Речь идет об уникальном договоре, который станет 13-м глобальным антитеррористическим международно-правовым инструментом.

Россия подпишет в Нью-Йорке этот важнейший документ первой. При этом подписание документа - лишь начало пути. Будем вести работу в пользу его скорейшего вступления в силу и, главное, универсального и полного выполнения его положений, призванных надежно пресечь какие бы то ни было возможности доступа террористов к ОМУ и соответствующим материалам.

Все это, кстати, убедительная иллюстрация того, что именно ООН может многое делать в интересах борьбы с международным терроризмом. Это и хороший ответ скептикам, пытающимся поставить ее эффективность под сомнение.

Конечно, разногласия по проекту всеобъемлющей конвенции существуют. Во многом дело упирается в противоречия относительно выработки универсального, общеприемлемого определения терроризма. Возможности результативного завершения переговорных усилий тем не менее имеются. Весьма обнадеживает тот факт, что обсуждения идут интенсивно и заинтересованно - сильный импульс этой работе придал успех "ядерной" конвенции.

РГ | На чем будет настаивать Россия на Саммите-2005?

Лавров | Российская дипломатия будет продолжать линию на повышение роли и эффективности ООН в современном мире. Убежден, что только совместными действиями через институты и механизмы ООН международное сообщество способно дать адекватный ответ на новые вызовы и угрозы. ООН остается бесценным достоянием всего человечества, которым мы не вправе рисковать.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
29.10 О победе Анатолия Баташева на конкурсе «Золотое перо»
19.10 Генрих Боровик: «Русская поэзия должна собирать стадионы!»
23.08 Погиб Чингисхан Гуцериев
22.08 Андрей Денисов призвал Запад не транжирить деньги на энергетические проекты с сомнительной рентабельностью
22.08 Россия продвигает чешского банкира на пост главы МВФ
23.07 Потерян ноутбук
10.07 Памяти Тюлина
06.07 Олимпиада в Сочи – как пятый национальный проект
28.06 Бывает...
26.06 Европейский еврейский конгресс возглавит россиянин
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100