На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Интернет-соблазны



"Российская газета"

2004-12-23 16:42:00

В уходящем году объем электронной торговли в России составит более трех миллиардов долларов - почти в шесть раз меньше, чем прогнозировалось. Это данные из отчета о состоянии рынка электронной торговли, который только что подготовила Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ).

По словам исполнительного директора НАУЭТ Антона Никольского, цифры несколько разочаровали авторов отчета. Темп роста этого сектора отечественного рынка составил немногим более 34 процентов, в то время как в Европе объемы электронной торговли ежегодно как минимум удваиваются и в нынешнем году должны составить 979,83 миллиарда долларов.

Розница

Во всем мире, утверждает Никольский, сегмент В2В (опт) значительно превышает розничный. У нас же все наоборот. В 2004 году сегмент В2В вырос до 442 миллионов долларов, а В2С (розница) - до 662 миллионов. Надо сказать, что в этом секторе реально работают более 100 электронных магазинов, но не все они представили данные для отчета. Стоит заметить к тому же, что учитывались магазины только зоны "ru", в качестве магазинов не рассматривались так называемые "доски объявлений".

Что можно сказать про ассортимент? На первом месте среди электронных покупок компьютеры, оргтехника, комплектующие и канцелярские товары - всего на 290,7 миллиона долларов. Затем идет бытовая техника (почти 177 миллионов долларов), на третьем месте автомобили и запчасти к ним - 120 миллионов долларов. По количеству заказов в день лидирует такая группа товаров, как книги, CD, DVD, MP3 - в среднем 180 заказов в день. По финансовым же результатам эта группа товаров занимает лишь четвертое место - 28 миллионов долларов.

Всего же объем продаж непродовольственных товаров через Интернет исчисляется в 649 миллионов долларов - 0,78 процента розничной торговли в России.

Общий объем рекламаций по товарам, приобретенным через Сеть, исчисляется в 4,4 процента - вполне терпимо, если учесть, что покупатель при выборе не может увидеть и пощупать приобретаемое.

В то же время очень невелика - 6,5 процента - доля сделок с использованием кредитных карт или электронных платежных систем. Связано это с недостаточной защитой подобного способа расчетов в Сети, утверждает Антон Никольский. Помимо этого есть еще несколько серьезных проблем в сегменте В2С. Например, требуются значительные затраты на информирование потенциальных покупателей о соответствующем ресурсе, раскрутка сайта. Но это дело наживное. Сложнее с соблюдением прав потребителя в интернет-магазинах, где ситуация, несмотря на многочисленные декларации властей, практически не меняется.

Опт

Но вернемся к сегменту В2В. В этом секторе абсолютным лидером стал топливно-энергетический комплекс (покупки плюс продажи). Объем зарегистрированных сделок здесь составил 348 миллионов долларов. Причем, по словам Антона Никольского, основной объем продаж составили не нефть и газ, а именно оборудование и комплектующие к нему. На втором месте металлургия - 42 миллиона долларов, на третьем - так называемые универсальные площадки, где реализуется все понемногу (32 миллиона долларов).

Надо сказать, что если прежде компьютеры и комплектующие продавались в основном в розницу, то сейчас появляются торговые площадки для мелких оптовиков. Правда, объем таких продаж пока невелик - 6,2 миллиона долларов.

Производить закупки компании предпочитают непосредственно с сайта поставщика (37,5 процента). А вот при продажах чаще используют свой собственный сайт (83 процента).

Основная проблема в секторе В2В - это юридическая достоверность электронных документов. Несмотря на то, что закон об электронной подписи давно действует, ее используют всего 2,4 процента компаний. Дело в том, что условия использования электронной подписи не утверждены до сих пор, нет единых стандартов на этот счет. В итоге закон повис в воздухе.

Госзакупки

Но наиболее значимый рост показал сектор В2G - электронные госзакупки. Только за 11 месяцев этого года объем этого сектора составил 2,13 миллиарда долларов против 141 миллиона в минувшем году. Сумма сделок только на площадке "Росатома" составила 55 миллиардов рублей. На всех остальных площадках она достигала почти 6 миллиардов.

Прогноз

Чего же ожидать на этом фронте в году грядущем? По словам Антона Никольского, в розничном сегменте будет наблюдаться консолидация - крупные магазины станут поглощать мелкие. Будет продолжаться наращивание объемов продаж.

В секторе В2В все упирается в законодательство. В свое время минэкономразвития и минсвязи в рамках концепции развития программы "Электронная Россия" предлагали внести изменения в более чем 60 нормативных актов, призванных создать условия для роста этого рынка. Ни одно из них не рассмотрено. Не ясна и судьба переданного в Госдуму закона об электронной торговле, который должен обеспечить качественный скачок - переход сайтов от имиджевого содержания к нормально функционирующей торговой площадке.

По мнению представителей бизнеса, Федеральная целевая программа "Электронная Россия" пока не оказывает особого влияния на развитие электронной торговли. Создающиеся государственными структурами торговые площадки предназначаются в основном для реализации программы госзакупок. Для коммерческих закупок они не годятся. А поэтому коммерческие компании используют для бизнеса электронные торговые площадки, созданные коммерческими компаниями. Если же будет принят закон о госзакупках, который обсуждается сейчас в Госдуме, то коммерческие и государственные площадки разведут окончательно. В итоге проиграют и бизнес, и госструктуры.

На полях

В отчет не вошли некоторые развивающиеся направления интернет-бизнеса. Например, интернет-реклама. Между тем объем этого рынка в этом году составил более 20 миллионов долларов - примерно 0,6 процента от общего объема рекламы в России.

Активное развитие продемонстрировал рынок туристических услуг: около 16 процентов бронирования туров было осуществлено через Интернет. В денежном выражении это 4,16 миллиарда долларов. В США, для сравнения, объем этого рынка составил более 54 миллиардов долларов.

Резко вырос рынок СМС-услуг: заказы через Интернет мелодий, рингтонов и игр для мобильных телефонов. Если в прошлом году он составил 7 миллионов долларов, то в этом перевалил за 42 миллиона долларов.

Что касается игровой индустрии, то оборот интернет-казино в России превысил 5 миллионов долларов. Для сравнения: мировой рынок составляет порядка 5 миллиардов долларов. Но по части азарта, тут сомнений нет, мы свое возьмем, и очень скоро.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
29.10 О победе Анатолия Баташева на конкурсе «Золотое перо»
19.10 Генрих Боровик: «Русская поэзия должна собирать стадионы!»
23.08 Погиб Чингисхан Гуцериев
22.08 Андрей Денисов призвал Запад не транжирить деньги на энергетические проекты с сомнительной рентабельностью
22.08 Россия продвигает чешского банкира на пост главы МВФ
23.07 Потерян ноутбук
10.07 Памяти Тюлина
06.07 Олимпиада в Сочи – как пятый национальный проект
28.06 Бывает...
26.06 Европейский еврейский конгресс возглавит россиянин
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100