На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Европейский день Сочи



"Российская газета"

2006-05-24 14:46:23

От сочинского саммита Россия - ЕС ждут ответов на многие вопросы. Как оценивают главы государств и правительств состояние и перспективы отношений? Как повлияют на них изменения, происходящие на глобальной арене? Что собираются делать партнеры для преодоления трудностей и проблем, накопившихся за годы или возникших в последнее время?

Что касается России, то в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин дал ответ по крайней мере на часть из этих вопросов. Он назвал Европейский союз крупнейшим партнером России и позитивно оценил перспективы отношений с ним. Конечно, такая оценка создает хороший фон для разговора с главами государств и правительств европейских стран. Но этот разговор будет непростым. Обеим сторонам придется учитывать множество факторов, влияющих на их отношения.

Думаю, не должно быть сомнений: Россия объективно заинтересована в успехе европейского интеграционного проекта, который, начавшись на руинах Второй мировой войны созданием Объединения угля и стали, шаг за шагом, несмотря на временные неудачи и откаты, продвигался к цели создания сильного политического и экономического союза. Но 2005 год не ускорил это продвижение. Наоборот, он стал годом кризиса европейского политического федерализма. У всех на памяти отклонение избирателями Франции и Нидерландов проекта конституции ЕС. И если прав бывший министр иностранных дел Великобритании, заявивший год назад, что "отныне европейский федерализм мертв", то это означает, что идея сильной, имеющей свой голос и роль в мире Европы не может быть реализована.

ЕС встретился и с другими трудностями. Необходимость повышения конкурентоспособности европейских товаров обострила противоречие между двумя подходами к развитию экономики - "англосаксонским", основанным на неограниченной свободе рынка и максимизации прибыли, и социально ориентированным, который в послевоенные годы был принят прежде всего в Германии и Франции. Вступление в ЕС новых членов, многие из которых отдают предпочтение первой модели, изменило соотношение сил, а осуществить синтез двух подходов пока не удается.

Вообще, наблюдая в последние годы за тенденциями развития Евросоюза, нельзя не прийти к выводу, что наряду с интеграцией (углубление которой по сути затормозилось) в нем с нарастающей скоростью идет процесс дифференциации. Это сказывается и в экономике, и в социальной сфере, и, что особенно важно, в политике. Военная акция США в Ираке расколола страны ЕС на два лагеря и дала повод американским политикам говорить о "новой" и "старой" Европе, отдавая явное предпочтение новым членам ЕС, которых многие рассматривают как своего рода проамериканское крыло. Объективно такие разговоры и тем более практические действия, реализующие эту схему, работают на раскол Евросоюза, создание в нем различных и даже противостоящих друг другу группировок. На мой взгляд, это тревожная тенденция.

Не меньшую тревогу вызывает и увеличение разрыва между Союзом, его руководящими органами и настроениями широких масс. Это проявилось не только в голосовании по европейской конституции. Сокращается доля избирателей, участвующих в выборах в Европейский парламент. Растут сомнения в демократическом характере органов ЕС и их деятельности, а главное - разочарование социальными результатами деятельности интеграционных учреждений, ее практическим эффектом для жизни людей.

Обо всем этом приходится серьезно задуматься европейским политикам. И этот процесс критического самоанализа начался. Но трудности, с которыми столкнулся ЕС, подталкивают и его партнеров к переоценкам или, по крайней мере, уточнению позиций. Так, некоторые аналитики в России приходят к выводу, что эти трудности будут только углубляться и это приведет к ослаблению роли Евросоюза на мировой арене. А значит, считают они, России следует взять паузу в отношениях с ЕС, не торопиться с углублением интеграции, обратить внимание на другие перспективные направления.

Думаю, сделать такой вывод и положить его в основу российской политики на европейском направлении было бы ошибкой. Другое дело - настал момент для переосмысления обеими сторонами всего комплекса отношений. И такое переосмысление может начаться на саммите Россия - ЕС.

Наши европейские партнеры должны сделать выводы из очевидного факта: модель отношений с другими европейскими странами, основанная на максимально быстром "поглощении" большинства из них и в то же время оставляющая взаимоотношения с Россией в зыбком, неопределенном состоянии, исчерпала себя.

Евросоюзу нужно время, чтобы "переварить" новых членов, многие из которых еще недостаточно созрели и в экономическом, и в политическом отношении. Интеграция не может идти "на автопилоте", в конечном счете она должна работать на людей, а значит - учитывать их мнения.

Более разумный темп объединительных процессов дал бы также дополнительное время для выработки модели отношений с Россией и другими странами, которые в обозримой перспективе не станут членами Евросоюза. Пока трудно сказать, насколько значительной окажется эта группа, но очевидно, что отношения ЕС с этими странами должны быть максимально тесными. Как я неоднократно говорил, мне представляется, что в основу этих отношений должна быть положена модель продвинутого партнерства, закрепленная особым правовым статусом.

Однако в последнее время некоторые европейские политики высказывают сомнения относительно самой возможности тесных отношений между ЕС и Россией. Причем критика в адрес России - иногда обоснованная, но нередко поспешная и недопустимо резкая - сопровождается далеко идущими обобщениями. Оказывается, Россия по сути своей, неспособна к освоению демократических принципов и процедур, к созданию гражданского общества, к отказу от "имперских амбиций", а потому Европе с ней не по пути. Предлагается некий новый вариант политики сдерживания. Что стоит за этой политикой? Думаю, стремление как можно дольше держать Россию в "полупридушенном" состоянии.

Вообще непредсказуемость развития ситуации может стать характерной чертой первых десятилетий XXI века, особенно если государства не предпримут шагов к повышению уровня управляемости в мировых делах. Можно ли в этих условиях отталкивать такого партнера, как Россия? Партнера, который по большинству международных проблем занимает позиции, близкие к ЕС, а нередко дополняющие линию Евросоюза и таким образом создающую взаимные возможности для проведения более эффективной политики? Европейским политикам стоит обратить внимание и на то, что Россия - не тот партнер, который будет стремиться раскалывать Евросоюз, вбивать клин между его членами.

Итак, отношения с Россией могут стать позитивным фактором на этапе, который многими рассматривается как длительная полоса трудностей в развитии Евросоюза. Кому-то этот вывод может показаться парадоксальным. Для меня же взаимные выгоды от интенсификации взаимодействия ЕС и России совершенно очевидны. Их должны в полной мере осознать политические лидеры и общественность стран ЕС и России.

Михаил Горбачев, экс-президент СССР

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
29.10 О победе Анатолия Баташева на конкурсе «Золотое перо»
19.10 Генрих Боровик: «Русская поэзия должна собирать стадионы!»
23.08 Погиб Чингисхан Гуцериев
22.08 Андрей Денисов призвал Запад не транжирить деньги на энергетические проекты с сомнительной рентабельностью
22.08 Россия продвигает чешского банкира на пост главы МВФ
23.07 Потерян ноутбук
10.07 Памяти Тюлина
06.07 Олимпиада в Сочи – как пятый национальный проект
28.06 Бывает...
26.06 Европейский еврейский конгресс возглавит россиянин
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100