На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Приключения комсомольца в Америке



"Российская газета"

2006-07-07 14:03:48

Вуз

Вот уже тринадцать лет как я тружусь на ниве американского высшего образования. Сначала был частный баптистский университет в Северной Каролине, а последние шесть лет - небольшой госуниверситет в Вермонте. Испытал я эту систему на себе и в качестве родителя студента.

Начну с отличий между высшими школами Советского Союза, а позднее России, и американскими вузами.

Отличие первое. В Америке нет вступительных экзаменов в вузы. Прием осуществляется на основе оценок, полученных в школе, и характера курсов, которые школьник выбирал для себя, результатов своеобразного единого экзамена (SAT), который в основном оценивает знания в английском и математике, а можно взять и по другим дисциплинам, домашнего сочинения на заданную тему, а также общественной работы в школе и занятий спортом. Все эти критерии рассматриваются в комплексе, и приоритет не дается какому-либо одному показателю.

Отличие второе. Образование в университетах только платное и очень дорогое. Конечно, можно получить scholarship (деньги от разных фондов и самого университета), но большинство все же платит из своего кармана или глубоко залезает в долги.

Отличие третье. Практически нет коррупции. Я за все годы жизни в США не слышал, чтобы кто-то купил оценку или дал преподавателю взятку. Хотя это может и показаться странным для сегодняшних россиян, но в мою бытность студентом и преподавателем Пермского госуниверситета в семидесятых и начале восьмидесятых я о таком пороке тоже не слышал.

Отличие четвертое. В целом неплохая материальная база, современные компьютеры, оборудование и т.д. Но главное - другая структура построения программ и гораздо большие возможности для студента в плане выбора преподавателя и даже многих курсов при получении одного и того же диплома. Таких российских понятий, как "группа", "курс", "поток", просто не существует.

А теперь давайте попадем "в шкуру" американского студента и попробуем обрисовать его жизнь. Итак, если вы учились в школе хорошо и у вас неплохие результаты в едином экзамене, то можно попробовать подать заявления в лучшие университеты страны: Гарвард, Йель, Стэнфорд, МИТ и т.д. Шансов поступить, конечно же, немного, а вот платить за учебу придется большие деньги. Может помочь в поступлении, если вы "звезда" спорта, по меньшей мере масштаба штата, а также если ваши родители закончили этот университет и поддерживали его материально.

Но если с этим у вас не очень, тогда можно подать заявления сразу в несколько других вузов "средней руки", например госуниверситет штата, которые, как правило, имеют кампусы в нескольких городах или огромное количество разных частных вузов. Но если не вышло и там, тогда вам дорога в университет, где берут всех способных заплатить. Как правило, школьники посылают заявления в 5-6 университетов, можно и в большее количество, но не забывайте - за каждое заявление надо заплатить от 50 до 100 долларов.

Таким образом, попробовать себя в университете может почти каждый американец среднего достатка. Поступить-то нетрудно, а вот закончить - это уже совсем другая история. Американское высшее образование построено по принципу воронки: широко на входе, узко на выходе. Большинство государственных и частных вузов не ставят своей целью извлечение прибыли. Они просто пытаются свести концы с концами, хотя, конечно, вынуждены зарабатывать, так как даже в госуниверситетах дотация от государства обычно не превышает 50 процентов. В последнее время в моду входят вузы, которые по сути являются бизнесом и их цель - извлечение прибыли, но погоду в американском образовании они пока не делают.

Итак, вы поступили! Первым делом приготовьте деньги. Год обучения в моем университете стоит для жителя Вермонта порядка семи тысяч долларов в год, из соседних штатов - десять тысяч, а вот из других штатов и стран - четырнадцать тысяч. Теперь прибавьте общежитие, оно встанет в четыре тысячи в год, и питание - еще две с половиной тысячи долларов. На все про все, если вы из Вермонта, выйдет около 14 тысяч, из соседних штатов - 17 тысяч, из других штатов и стран - 21 тысяча в год. А потом еще надо будет покупать учебники, на что уйдет до 500 долларов в семестр, правда, потом их можно продать, но уже за гораздо меньшую сумму.

Но вот деньги уплачены, все расчеты должны быть завершены до конца каждого семестра, и пора решать, что будем изучать. Практически каждый университет имеет свое "ядро" или перечень курсов, которые надо взять вне зависимости от специализации. Как правило, это английский язык, математика и далее понемногу из каждой области знаний (естественные, общественные науки, искусство, часто, но не обязательно, иностранные языки и физвоспитание). Каждый изученный курс с положительной оценкой дает студенту кредиты, как правило, от 1 до 3. Один кредит дает класс, в котором аудиторная нагрузка составляет один час в неделю, соответственно, три кредита вы получите за курс, в котором занимались три часа в неделю, при пятнадцатинедельном семестре. Если для получения диплома в целом надо набрать 122 кредита, что примерно означает 40 курсов по три часа занятий в неделю, то наше "базовое образование" или "ядро" составляет 42 кредита, что примерно равно 14 курсам.

Обычно первый год, а то и полтора уходит на "базовое образование", и студент сталкивается с предметами своей будущей специализации не так уж и много, всего 1-2 курса в семестр.

Количество студентов в каждом курсе ограничено. Например, у нас нет классов, в которых было бы больше 25 студентов. Ряд предметов могут вести несколько преподавателей, и у вас есть право выбора, но часто, особенно в небольших университетах, каждый преподаватель - специалист в определенной области, и его не обойти. Список предметов не фиксирован, вам просто надо набрать определенное число кредитов в вашей дисциплине. Хотя, конечно, есть и обязательные предметы, но их количество может различаться в зависимости от специализации.

Преподаватели, конечно, разные, как и требования к студентам. Разные и методики преподавания. Очень часто оценка за предмет складывается из оценок в тестах, проектах и т.д., и окончательный экзамен не столь важен - это просто один из тестов.

В моих курсах оценка обычно складывается из трех тестов, одной-двух курсовых работ и активности в ходе дискуссий и семинаров. В конце обучения есть и дипломные работы, но во многих университетах и во многих специальностях они не обязательны - пиши, если хочешь.

Все ли студенты проходят курс успешно? Конечно же, нет. В среднем в моих базовых курсах получают проходной балл не более двух третей класса. А что же делать тем, кто не сдал? Выход лишь один - брать этот курс снова. Если вы завалили слишком много за один год - вы попадете на испытательный срок, и если ваши усилия вновь не увенчаются успехом, вас могут отчислить сначала на год. Большинство студентов заканчивают бакалавриат за 4 года, но у многих это получается только за пять лет. Один мой студент в этом году закончит нашу программу после семи лет, а кое-кто и никогда.

А что потом? Потом может быть следующая ступень - мастерская программа, юридическая или медицинская школы, в последние берут только бакалавров. Срок обучения на них может быть от двух лет до трех и даже четырех, в зависимости от специализации.

Качество образования. Я убежден, что оно не очень зависит от университета. Сама вывеска реально мало что значит. Главное - это желание самого студента учиться и те конкретные преподаватели, что встретятся на его или ее пути. Мне в свое время на истфаке Пермского государственного университета повезло. Надеюсь, что и моим студентам тоже.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
29.10 О победе Анатолия Баташева на конкурсе «Золотое перо»
19.10 Генрих Боровик: «Русская поэзия должна собирать стадионы!»
23.08 Погиб Чингисхан Гуцериев
22.08 Андрей Денисов призвал Запад не транжирить деньги на энергетические проекты с сомнительной рентабельностью
22.08 Россия продвигает чешского банкира на пост главы МВФ
23.07 Потерян ноутбук
10.07 Памяти Тюлина
06.07 Олимпиада в Сочи – как пятый национальный проект
28.06 Бывает...
26.06 Европейский еврейский конгресс возглавит россиянин
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100