2006-07-27 14:26:33 Вчера в Риме прошла международная встреча по урегулированию ситуации в Ливане. После почти пятичасовых переговоров стало ясно, что конкретных предложений по прекращению ливано-израильской войны сторонам выработать так и не удалось.
Все ограничилось поручениями экспертов. Впрочем, и это в российском МИДе считают вполне приемлемым результатом.
В итальянскую столицу для обсуждения ливанского кризиса приехали 18 делегаций. Накануне римской встречи на Ближнем Востоке побывали главы внешнеполитических ведомств Италии, Франции и Германии. От России в Сирии, Израиле, Палестине, Ливане и Иордании переговоры вел замминистра иностранных дел РФ Александр Салтанов. В Риме он присоединился к российской делегации во главе с Сергеем Лавровым.
Дополнительное время понадобилось госсекретарю США Кондолизе Райс, чтобы успеть завершить свою ближневосточную поездку, во время которой она переговорила и с ливанским, и с израильским, и с палестинским руководством. США и Италия стали коспонсорами встречи. Причем к своему коспонсорству американцы подготовились как следует. В итальянский МИД прибыла команда из 22 мужчин и женщин в черных костюмах. Ими оказались сотрудники госдепа США. Перед ними была поставлена практически невыполнимая задача - подготовить проведение не просто конференции, а успешной дипломатической встречи.
Помимо представителей отдельных государств на встречу приехали Генсек ООН Кофи Аннан, а также чиновники ЕС и Всемирного банка. Отсутствовали на римской конференции Израиль, Сирия и Иран. Это обстоятельство дало повод аналитикам порассуждать о том, что без этих основных "игроков" в ливано-израильском противостоянии ждать от встречи прорывных результатов не приходилось.
И все же интрига была, даже несколько. Все участники встречи согласились с тем, что в первую очередь необходимо немедленно прекратить боевые действия. Что затем? Ответ на этот главный вопрос вчера и пытались найти участники римской встречи. Интрига первая: если после прекращения огня "Хезболла" Израиль и Палестина согласятся приступить к процедуре обмена пленными, то кто будет основным посредником? По итогам своих встреч на Ближнем Востоке министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер дал понять, что его страна в состоянии успешно справиться с этой задачей. Однако на эту роль претендует и Франция.
Тем более что в следующем году французы будут выбирать президента. А один из главных претендентов де Вильпен явно не прочь набрать дополнительных очков при помощи яркого внешнеполитического хода.
Интрига номер два. Если сторонам удастся договориться о вводе в зону конфликта международных миротворцев, то кто пошлет туда своих солдат и какой у них будет мандат? Вашингтон уже объявил о том, что американцев там не будет. Обсуждаются варианты ввода сил НАТО или ЕС под эгидой ООН. Причем аналитики обращают внимание на то, что НАТО и ЕС в данном случае выступают в роли конкурентов.
Неизвестно и сколько именно голубых касок придется вводить в регион. По информации "РГ", никто пока всерьез не пытался ответить на этот вопрос. По разным данным, речь может идти о как минимум десяти тысячах солдат и офицеров. Пока же в зоне ливано-израильского противостояния находятся около двух тысяч голубых касок, мандат которых на данный момент крайне размыт.
"Важно было начать серьезный диалог. И, похоже, это сделать удалось", - заявил "РГ" один из участников конференции, правда, попросивший не называть его имени. Возможно, он не захотел прослыть чересчур большим оптимистом.
Когда итальянцы на правах хозяев уже собирались закрывать совещание, вдруг выяснилось, что не все понимают термин "немедленно" одинаково. Кондолиза Райс неожиданно заявила, что для прекращения огня все же необходимо какое-то время. Тем самым фактически поддержав позицию Израиля. На убеждение ее в необходимости тверже использовать понятие "немедленно" ушел почти час.
"Главное, что нам удалось достичь, - заявил по итогам встречи глава российского МИДа Сергей Лавров, - это единодушно высказаться за самое срочное прекращение боевых действий".
|