02.03.2007
ЛАВРОВ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ СИРИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ
Вопрос: Как Вы оцениваете развитие сирийско-российских отношений и перспективы их дальнейшего развития в свете последнего визита президента Башара Асада в Москву?
С.В.Лавров: Российско-сирийские отношения в последние годы находятся на подъеме. Подтверждением этого стала и состоявшаяся в Кремле 19 декабря минувшего года рабочая встреча президентов России и Сирии В.В.Путина и Б.Асада, в ходе которой состоялся обстоятельный обмен мнениями о состоянии и перспективах развития нашего двустороннего сотрудничества, по острым вопросам международной и региональной жизни. Благодаря этому и другим контактам российско-сирийское политическое взаимодействие развивается и крепнет.
Заметно прибавило, вышло на новые рубежи экономическое сотрудничество. Существенно возрос товарооборот: в 2006 году он составил около полумиллиарда долларов. Мы исходим из того, что достижение и превышение существовавшего до 1992 года уровня в 1 млрд.долл. является вполне реальной целью. В стадии реализации или проработки находятся важные проекты, в частности в нефтегазовой сфере, прежде всего с участием такой крупной российской компании, как ОАО “Стройтрансгаз”. Некоторые из них, как, например, строительство первой очереди панарабского газопровода, имеют общерегиональное значение. Хорошие возможности есть и в такой традиционной сфере нашего взаимодействия, как электроэнергетика. Другие перспективные направления - гражданская авиация, железнодорожный транспорт, туристический бизнес. Важно, что активизировались связи между предпринимателями двух стран, в том числе благодаря усилиям Российско-сирийского делового совета.
Уже долгие годы важным направлением нашего взаимодействия является ВТС, которое, несмотря на появляющиеся периодически в некоторых СМИ спекуляции, осуществляется обеими сторонами при строгом соблюдении всех соответствующих международных обязательств.
Вопрос: Как заявил президент Асад, Сирия является частью решения ближневосточной проблемы, а не частью самой проблемы. Как Вы расцениваете роль Сирии в урегулировании региональных кризисов? Каким образом можно активизировать сирийско-российские отношения на благо осуществления справедливого и всеобъемлющего мира в регионе?
С.В.Лавров: Сирия - один из важнейших игроков на ближневосточной арене. Наша позиция хорошо известна - прочный мир и безопасность на Ближнем Востоке могут быть обеспечены только в случае достижения всеобъемлющего урегулирования. Разумеется, это подразумевает необходимость полновесного участия Сирии.
Убеждены, что Сирия может также сыграть конструктивную роль в урегулировании кризисных ситуаций в регионе, будь то Ирак, палестино-израильский конфликт или Ливан. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно сослаться на шаги по нормализации отношений с Багдадом, усилия в пользу восстановления межпалестинского согласия.
Не изоляция, а вовлечение Сирии и других сторон в поиски урегулирования могут помочь решению имеющихся в регионе проблем, которых, к сожалению, немало.
Все эти проблемы неизменно присутствуют в повестке дня российско-сирийского политического диалога, который мы намерены и дальше углублять.
Вопрос: Ливан переживает в настоящее время глубокий политический кризис. Как представляют в Москве возможности выхода из этого кризиса? Прилагаются ли со стороны России какие-то конкретные усилия для перелома ситуации в Ливане?
С.В.Лавров: Внутриполитический кризис в Ливане затянулся. Это вызывает у нас самое серьезное беспокойство. Опасность дальнейшей эскалации противостояния двух лагерей, на которые раскололось ливанское общество, сохраняется.
Мы настойчиво призываем все ливанские силы - а у нас имеются отлаженные контакты и с парламентским большинством, и с оппозицией - урегулировать разногласия в конституционных рамках, путем терпеливого диалога и взаимных уступок. Специфика многоконфессионального, политически многообразного Ливана такова, что без компромиссных решений согласия не достичь. Победителей и побежденных в гражданской междоусобице в Ливане быть не может, а вот для всей страны, да и региона, это была бы большая беда.
Важный элемент нашей позиции состоит в том, что все назревшие, действительно сложные внутренние проблемы Ливана должны решаться самими ливанцами без какого-либо вмешательства извне, откуда бы оно ни исходило. Другое дело - помочь ливанцам договориться, как это делает, например, ЛАГ. Надеемся, что эти усилия увенчаются успехом.
Вопрос: Будет ли Россия и впредь настаивать в Совете Безопасности ООН на обнародовании списка тех десяти государств, которые отказываются сотрудничать с международной комиссией по делу об убийстве Аль-Харири?
С.В.Лавров: Мы серьезно отнеслись к констатации в докладе главы Международной комиссии по расследованию обстоятельств гибели Р.Харири С.Браммерца того факта, что ряд государств недостаточно сотрудничает с Комиссией. Тем более, что в докладе прямо говорится о том, что отсутствие ответов некоторых государств на ее запросы имело “серьезные последствия в плане задержки работы Комиссии”.
К сожалению, после затяжных консультаций в Совете Безопасности пришлось отказаться от идеи от имени Совета попросить С.Браммерца предоставить перечень таких государств. По не совсем понятным причинам некоторые члены Совета не поддержали это предложение и необходимого консенсуса достичь не удалось.
Будем держать вопрос в поле зрения и с возможными дальнейшими шагами определимся в зависимости от того, как Комиссия оценит ситуацию в этом плане.
Вопрос: Каким Вам видится выход из кризиса в палестино-израильских отношениях? Есть ли у России предложения по снятию блокады с палестинского народа?
С.В.Лавров: Первоочередная задача сегодня - помочь палестинцам и израильтянам преодолеть глубокое недоверие, завязать устойчивый и результативный политический диалог на основе “дорожной карты”.
Как известно, 2 февраля в Вашингтоне на заседании “квартета” была выражена поддержка прямым контактам в формате Э.Ольмерт-М.Аббас. Решено также обеспечить плотную вовлеченность всех участников “четверки” в сопровождение палестино-израильского переговорного процесса, подтверждены основополагающие принципы работы “квартета” - коллективность, взаимодействие и сотрудничество на платформе “дорожной карты”, арабской мирной инициативы, принципов Мадрида, соответствующих резолюций СБ ООН, прежде всего 242 и 338.
Общим на заседании в Вашингтоне было и понимание того, что междоусобице у палестинцев, которая в значительной степени блокирует попытки перезапустить палестино-израильский диалог, должен быть положен конец. Приветствуем достигнутые в Мекке между ФАТХ и ХАМАС договоренности по формированию в ПНА правительства национального единства.
Исходим из того, что согласование общепалестинской платформы и формирование коалиционного правительства, отвечающих известным критериям международного сообщества, создают необходимые предпосылки для постановки вопроса о снятии блокады ПНА, бьющей, главным образом, по простым палестинцам. Именно в таком ключе российская дипломатия и намерена действовать.
Вопрос: Большое беспокойство продолжает вызывать ситуация в Ираке. Не кажется ли Вам, что вывод американских войск из Ирака помог бы создать основу для достижения национального единства и нормализации обстановки в Ираке?
С.В.Лавров: Обстановка в Ираке действительно чрезвычайно напряженная. Возрастает диверсионно-террористическая активность, множатся и обостряются конфликты на этно-конфессиональной почве. Дальнейшее ужесточение межиракской междоусобицы реально угрожает сползанием страны к полномасштабной гражданской войне и ее последующей дезинтеграцией.
К вопросу о выводе американских войск из Ирака, как представляется, не следует подходить односторонне. Сохраняющееся иностранное военное присутствие в этой стране было и, очевидно, будет в дальнейшем одним из факторов обострения военно-политической ситуации. Ведь для значительной части населения лозунги “изгнания оккупантов” по-прежнему привлекательны. Причем, судя по нынешней тенденции к активизации и расширению зоны боевых операций движения сопротивления, число сочувствующих антиоккупационной борьбе иракцев лишь увеличивается.
Однако это не значит, что США и их союзники по коалиции должны уйти из Ирака уже завтра. К этому нужно готовиться, в частности, начинать согласование продуманных временных рамок завершения миссии Многонациональных сил (МНС). Причем график вывода иностранных воинских контингентов из этой страны следует вырабатывать с тщательным учетом всех иракских реалий, в том числе готовности национальных силовых структур самостоятельно выполнять поставленные перед ними задачи. Пока же значительную долю ответственности за обеспечение правопорядка и безопасности в Ираке в соответствии с решением СБ ООН должны нести МНС. Именно этим мы руководствовались, когда поддержали в Совете Безопасности резолюцию о продлении на год срока их пребывания.
При этом хотел бы подчеркнуть, что стабилизировать ситуацию в Ираке, опираясь исключительно на силу, невозможно в принципе. Необходимой предпосылкой для достижения прогресса в иракском урегулировании является достижение национального примирения и согласия через широкий межиракский диалог, адекватный учет интересов всех этно-конфессиональных групп и политических партий страны. Конечно, на фоне преобладающих ныне негативных тенденций эта задача представляется нелегкой. Но иного пути к нормализации ситуации там просто нет.
Ирак - это наша общая проблема, которую надо решать совместными усилиями всех заинтересованных сторон. Все, кому небезразлична судьба этой многострадальной страны, должны поощрять иракских политиков на активные действия с целью выхода на реальное национальное примирение. Для этого необходимо наладить эффективное международное сопровождение процесса политического урегулирования в Ираке с участием всех соседей этой страны, членов СБ ООН, ЛАГ. Россия готова и далее активно участвовать в усилиях по продвижению именно такого подхода.
Вопрос: На Западе раздувают проблему иранского ядерного досье, закрывая в то же время глаза на наличие ядерного оружия у Израиля. Как Вы относитесь к призывам арабских стран превратить весь регион Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия?
С.В.Лавров: Россия является принципиальным сторонником идеи формирования на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ), в том числе ядерного. Кстати, эта идея была впервые выдвинута нами еще в 1958 г. и получила принципиальную поддержку в решениях ООН. Не раз высказывались мы и в пользу формирования системы региональной безопасности в Персидском заливе.
Создание ЗСОМУ отвечает долгосрочным национальным интересам государств региона. Оно стало бы существенным шагом в деле укрепления международного мира и безопасности, достижения провозглашенной в статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) цели ядерного разоружения. Убеждены, что ядерное оружие - в случае его применения на Ближнем Востоке, равно как и в любом другом районе Земного шара, - неизбежно обернется трагедией не только для стран, против которых оно будет направлено, но и их соседей.
На наш взгляд, практическая реализация идеи ЗСОМУ станет возможной лишь в условиях, когда все страны региона, включая Израиль, войдут в число участников ДНЯО и поставят всю свою соответствующую деятельность под контроль МАГАТЭ. В принципиальном плане российская позиция в пользу присоединения Израиля к ДНЯО, а всех арабских стран - к Конвенции о запрещении химического оружия остается неизменной.
Разумеется, о серьезной коллективной работе в этой области речь может пойти лишь в условиях возобновления процесса полномасштабного арабо-израильского урегулирования.
По нашему мнению, обсуждение параметров ЗСОМУ, вопросов контроля за эффективностью действия ее режима должно быть организовано на приемлемой для всех заинтересованных сторон основе. Полезной структурой для этого могла бы стать созданная в рамках многостороннего трека мадридского процесса и некоторое время успешно действовавшая Рабочая группа по контролю над вооружениями и региональной безопасности. Ее экспертам в свое время удалось существенно продвинуться в выработке региональных принципов, основных направлений и целей контроля над вооружениями и мер безопасности на Ближнем Востоке. Мы считаем, что эти наработки должны быть востребованы.
|