Отношения между Россией и Польшей сдерживаются спекулятивными ценами на авиабилеты | | |
Ежи БАР Чрезвычайный и полномочный посол Республики Польша в РФ
| 2006-11-04 19:26:03 25 октября в МГИМО выступил посол Республики Польша в России Ежи Бар. Тема выступления посла была сформулирована как «Польша в Европейском Союзе. Польша и Россия».
Контакты всегда помогают
За последнее время Польша открыла много новых контактов с Россией. Это имеет значение, потому что не тайна, что наши отношения в последние годы, спокойно говоря, такие "невыразительные". Контакты всегда помогают. У нас было уже несколько встреч. Отмечу встречу министров иностранных дел в Варшаве 5 октября, еще раньше в Москву отправились с деловым визитом мои заместители, которые занимаются отношениями Европы и Востока, в частности России.
Сегодняшний период в истории Польши вообще очень интересен: сейчас у нас новый зам. министра, новое правительство. И это правительство имеет свою четкую позицию. Так что мы, конечно, смотрим на развитие отношений Польши и России с огромным интересом. Мы радуемся, что началось стратегическое партнерство между ЕС и Россией, в том числе в области энергетики, которая полна контроверсий. Хотим включить так называемые 4 пространства в это сотрудничество, создать образовательный фонд. Вдохновляет идея открытия в Москве Европейского колледжа. Я встречался с вашим министром Лавровым во время открытия вышеназванного образовательного учреждения. И очень благодарен, что мне выпала такая возможность, радуюсь, что у вас будет такого типа институт.
Польша в Европейском Союзе
Конечно, у вас возникает вопрос, какое значение имеет Польша в Европейском Союзе. Во-первых, я хочу сказать, что мы мечтали стать членами как ЕС, так и НАТО. Польша во главе с новым правительством наблюдала за миром, который менялся, мечтала о членстве в таких авторитетных организациях. И в этом смысле нам было легче, ведь в Польше не было той обстановки, которая царила несколько лет назад на Украине, к примеру.
Однако, хочу подчеркнуть, что вступая в Европейский Союз, мы входили в неизвестное, новое пространство. Это такая ситуация, к которой нужно готовиться, то есть это невероятно тяжелая работа в течение многих-многих лет. У нас эта работа продолжалась 12 – 14 лет, прежде всего она заключалась в изменении законодательства. Вот чем мы занимались.
На следующем этапе, конечно, возникает опасность, о которой мы все много пишем. Опасность разочарования, ведь оказывается, что эта структура, структура ЕС – что-то совсем новое. И я хочу заметить, что в газетах абсолютно не все интерпретируется в положительном ключе. Каждый чувствует тяжесть новой обстановки.
А вообще фактически все опросы общественного мнения показывают, что Польша высказывается в пользу Евросоюза (около 75 процентов). Плюсов много. С вступлением в ЕС появляются новые права: возможность все больше высказываться в демократическом обществе. А я всегда говорил людям, приходящим в наше посольство: "Если вы недовольны и вам кажется наше поведение как чиновников плохим, ваше дело сказать: «Мы за вас платили налоги, вы обязаны служить нам».
Все это, конечно, может казаться абстрактным, но это существует, в таком масштабе работает Евросоюз.
Говорят, что в Польше очень высокая безработица. Да, это так. Но безработица у нас за последние 2 года уменьшилась на 5%. Конечно, сегодня она равна 15%, но все-таки мы прекрасно понимаем, что это не так плохо, потому что ранее этот процент доходил до 20. Мы живем лучше. Во многом благодаря вступлению в ЕС.
Польша и Россия
В отношениях с Россией у Польши немало «нестыковок». Все вы о них знаете. Это прежде всего безвизовый режим, которого между нашими странами не существует. Этот режим мог бы способствовать росту общения между нашими странами, даже общения в культурном плане. И если я вижу, что какой-то наш проект связан с Россией, то очень радуюсь. Но если вижу, что из Варшавы в Москву почти самые дорогие авиабилеты, тогда у меня возникает вопрос: как мне убедить человека, который очень хотел, чтобы польские студенты поехали учиться в Россию, что они должны собрать на билет 500 долларов. И это с учетом того, что билет в Лиссабон стоит 50 долларов. Нашим гражданам гораздо проще и дешевле полететь в Лиссабон или в Рим – в те места, где цены на авиабилеты значительно ниже. Так что есть определенные препятствия в нашем с вами общении.
А так, конечно, Польша является соавтором, я бы сказал, «постоянным клиентом» концепции восточного измерения (где Россия занимает первые позиции). Вы знаете, что это измерение дополняет прежде всего «вселенское» измерение Союза.
Нас радует, что многие предложения, которые мы собираемся обсуждать с Россией в ноябре, касаются нашего стратегического партнерства. Особенно интересует региональное сотрудничество: помощь гражданам обеих стран, облегчение визового движения. Я хочу, чтобы вы знали, что даже раньше, чем мы вошли в Евросоюз, мы боролись, чтобы подобное движение граждан было самым легким. Мы стремились найти какой-то выход. И у нас получилось. Когда мы подписывали Шенгенское соглашение, я хотел, чтобы помощь оказывалась еще больше, для разных групп населения, прежде всего для молодого поколения.
Конечно, если смотреть с точки зрения отношений России с Евросоюзом, нас интересует Калининградская область. Так получилось, что это единственная часть России, которая граничит с Польшей. И мы ведем тоже определенную политику в этом вопросе. Польша имеет Советы, которые специально работают только между Калининградской областью и Восточной, Северной Польшей. В скором времени состоится большая презентация Калининграда, фестиваль песни, по всей вероятности, в самом Калининграде. И это тоже результаты нашей встречи 5 октября в Варшаве с господином Лавровым. Также пытаемся улучшить инфраструктуру пограничного контроля при совместной финансовой поддержке.
Вообще, что касается границ, то наша, польская граница есть граница Европейского Союза. И Польша, и Россия особенно ответственны за это пограничное положение. С одной стороны ответственность диктует Шенген, с другой - заявление России о восстановлении совместного пространства ЕС и России, поиска демократии.
У нас есть хороший опыт в борьбе с трансграничной преступностью. В польском посольстве работает специальный посланник полиции. В Варшаве успешно решаются проблемы нелегальной миграции, проблема контрабанды наркотиков.
Хочу подчеркнуть очень интересный аспект - Балтийское сотрудничество. Еще в 90-е годы Балтийское сотрудничество было самой выразительной формой сотрудничества между Западом и Востоком Европы. И не существовало области жизни, которая не коснулась бы этого сотрудничества. Потом мы почувствовали, что это «дыхание» мешает. Однако сегодня пытаемся утерянное восстановить. Конечно, мы не скрываем проблем, которые как раз коснулись Балтийского моря.
Хочу выделить российско-немецкое решение относительно проходящего через Европу газопровода. Вам известна польская позиция: мы критически относимся к решению проводить газопровод в обход Польши.
Взаимодействие молодежи
Позвольте я еще скажу вам несколько слов о нашем посольстве. Посольство есть такой механизм, механизм довольно большой (у нас работает почти 150 человек). Это как маленький завод, и хотелось бы, чтобы этот завод выпускал хорошую продукцию. Как выглядит работа нашего посольства с Евросоюзом? Прежде всего готовятся встречи. Причем встречи разные: на уровне послов, на уровне, скажем, специалистов по экономике, по политическим проблемам, культуре. Получается открытый форум, где вы можете представить практически все. И конечно, проводятся разные мероприятия, конкурсы, конференции. Я как раз вчера получил приглашение от господина Рыжкова, который возглавляет комитет по сотрудничеству России и Европы, приглашение на одну из подобных встреч. Получается крайне интересно, потому что интересен сам контакт с таким человеком, как господин Рыжков, представителем молодого поколения ваших парламентариев. Он ведет за собой людей, которые потом приезжают в Польшу, где встречаются лучшие специалисты по разным проблемам. Я сразу после того, как у нас произошла встреча с господином Рыжковым, прочитал его статью, посвященную Алтаю и связанную с газопроводом, который должен пройти через Алтай.
Говорю это к тому, что контакты очень помогают. И мы как посольство это хорошо понимаем, поэтому и решили сделать вашей стороне предложение. Мы хотим активно сотрудничать с МГИМО, и с этой целью посольство учредило ежегодную премию студентам в размере 2-х тысяч долларов. Такая ежегодная премия будет вручаться автору самой интересной дипломной работы или публикации на тему сотрудничества Евросоюза и России при принятии во внимание участия Польши. С другой стороны мы хотим, чтобы ваши сотрудники, студенты могли провести 1-2 недели в Польше.
Я вообще хочу сказать, что очень болею за сотрудничество молодежи между нашими странами. Это большая проблема, я бы хотел видеть ее решенной в будущем. Я был раньше послом в Литве, работал в Калининградской области. Должен сказать, что везде проблема молодежи существует. Раньше, нам казалось, что она наиболее ярко выражена у нас, потому что тогда мы только вошли в капитализм. Но прошло столько лет, и не было таких выразительных инструментов, которые бы способствовали сотрудничеству молодежи, как соглашение между Польшей и Германией. Я могу сказать, что много лет назад я был в Германии, где меня заинтересовала тема сотрудничества молодежи Германии и Франции, я обратился с просьбой, чтобы немцы прислали мне нужные адрса. И они прислали мне несколько десятков адресов учреждений, институтов, которые занимаются молодежным сотрудничеством. С этого все и началось.
В этом плане существуют разные возможности. Есть место для работы. Скажем, в негосударственных организациях. У нас было нечто подобное с Украиной: часть польско-украинских соглашений были направлены на отношения с молодежью. Да, майдан был хорошо организован. И не без польско-украинского молодежного движения... Я не вижу никаких препятствий, чтобы молодежь Польши сотрудничала с молодежью России.
Главное - регионы
В чем я вижу будущее своей работы? В Москве, в городе-метрополии, столице мира, стране в стране. Конечно, здесь будут сосредоточены наши компании, учреждения. Но я вижу отношения с Россией и намного шире: не только в том смысле, что каждый поляк должен знать, что существет, не только Москва, но и глубинка. Россия огромна, она имеет разные возможности. Мы в наших отношениях с Россией все больше чувствуем значение регионов. И я хотел, чтобы в моей работе это значение регионов не терялось.
|