Европейский парламент как индикатор процесса европейской интеграции (к итогам выборов 2004 года) | | 2005-01-23 16:11:34 На сегодняшний день Европейский парламент состоит из представителей 25 стран-членов Европейского союза, которые выбирают своих представителей путем всеобщего, равного и тайного голосования. По результатам выборов оказалось, что в большинстве стран ЕС поражение потерпели правящие силы, неплохие результаты показали евроскептические партии как «старых» стран ЕС, так и стран-«новичков». В условиях расширения политического пространства деятельность Парламента сможет придать новый импульс идее европейской интеграции.
Общие принципы и особенности электорального процесса в ЕС
Соглашение, предполагавшее создание совместного Парламента стран-подписантов, являлось частью Трактата о Европейском объединении угля и стали, положившего начало Европейскому союзу. Первый Европейский парламент состоял из 68 депутатов, делегируемых национальными парламентами стран-подписантов соглашения. Установочная сессия, в которой приняли участие 142 депутата, прошла 20 марта 1958 года, во время которой и было принято название «Европейское парламентарное собрание», которое 30 марта 1968 года превратилось в «Европейский парламент».
На сегодняшний день Европейский парламент состоит из представителей 25 стран-членов Европейского союза, которые выбирают своих депутатов путем всеобщего, равного и тайного голосования (этот принцип начал работать с сентября 1976 года). Количество европарламентариев обусловлено численностью населения каждого конкретного государства ЕС. Особенностью выборов в Европейский парламент является сохранение специфических черт национальных электоральных систем: каждое государство само определяет формулу проведения выборов, четкие сроки их проведения (общая директива указывает на 4 дня в июне каждые 5 лет) и т. д. Избирательное законодательство, регламентирующее выборы в Европарламент, во многом базируется на национальных электоральных системах, сложившихся в странах Европейского союза. В то же время неоднократно декларировалось стремление разработать единые принципы проведения выборов для всех стран, делегирующих своих представителей в Европейский парламент.
Во всех странах ЕС применяются разные вариации на тему пропорциональных выборов, что означает участие в выборах не индивидуальных кандидатов, но партий и объединений, избирательных блоков и коалиций. Во Франции и Германии порог для политических партий, избирательных коалиций или блоков составляет 5 %, в Австрии – 4 %, Польше – те же максимально допустимые 5 %. Электоральный цикл составляет 5 лет, организаторами выборов выступают государственные избирательные комиссии либо иные полномочные органы стран ЕС.
Мандат европейского парламентария нельзя совмещать с государственной службой (включая посты в правительстве) и мандатом национального парламента. Парламентарии являются представителями народов стран Европейского союза, они не связаны никакими инструкциями избирателей или стран (применяется т. н. принцип «свободного мандата»), их нельзя отозвать. Утрата статуса возможна либо вследствие смерти депутата, либо по причине добровольного отказа самого парламентария.
Право быть избранным (пассивное избирательное право) имеет кандидат, которому самое позднее в день голосования исполнилось от 18 до 25 лет, в зависимости от страны. Еще одной особенностью выборов является возможность делегирования в Европарламент от каждой конкретной страны граждан других стран ЕС. В таком случае во многих странах (например, Люксембург или Польша) применяется «ценз оседлости» в 5 лет. В свою очередь граждане стран ЕС имеют право голосования за кандидатов на территории государства ЕС, гражданами которого они не являются, также при исполнении ими «ценза оседлости». Вопрос о подтверждении полномочий новоизбранного депутата решается на специальном заседании Европарламента, который опирается в своем решении на мнение избирательных комиссий стран ЕС.
Многие страны (например, Австрия, Дания, Португалия или Голландия) гарантируют своим избирателям право принять участие в выборах в Европарламент только на территории Европейского союза. В то же время некоторые страны ЕС организуют избирательные участки на территории дипломатических представительств вне ЕС, как это имело место в Генеральном консульстве Республики Польша в Калининграде в 2004 году. В некоторых странах, таких как Бельгия и Люксембург, участие в выборах является обязательным, «уклонисты» караются денежным штрафом.
Парламентарии и партии
Численность первого полноценного и полноправного Европарламента составила 142 депутата, по завершении процесса расширения в 2004 году составила 732, а после предполагаемого расширения ЕС в 2007 году численность представителей народов Европейского союза увеличится до 786 (табл. 1). Что любопытно, европарламентарии находятся на содержании своих стран и получают соответствующее вознаграждение (равное вознаграждению члена национального парламента) из государственного бюджета. Вознаграждение европарламентария пропорционально степени его участия в работе парламента и в случае неучастия в сессиях и пленарных заседаниях может быть снижено.
Таблица 1
Изменение численности депутатов Европейского парламента, 1958 – 2004 гг.
Страна |
1958 |
1973 |
1979 |
1981 |
1986 |
1992 |
1995 |
1999 |
2004 |
Германия |
36 |
36 |
81 |
81 |
81 |
99 |
99 |
99 |
99 |
Франция |
36 |
36 |
81 |
81 |
81 |
87 |
87 |
86 |
78 |
Италия |
36 |
36 |
81 |
81 |
81 |
87 |
87 |
87 |
78 |
Бельгия |
14 |
14 |
24 |
24 |
24 |
25 |
25 |
25 |
24 |
Голландия |
14 |
14 |
25 |
25 |
25 |
31 |
31 |
31 |
27 |
Люксембург |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
Великобритания |
- |
36 |
81 |
81 |
81 |
87 |
87 |
87 |
78 |
Дания |
- |
10 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
16 |
14 |
Ирландия |
- |
10 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
13 |
Греция |
- |
- |
- |
24 |
24 |
25 |
25 |
25 |
24 |
Испания |
- |
- |
- |
- |
60 |
64 |
64 |
64 |
54 |
Португалия |
- |
- |
- |
- |
24 |
25 |
25 |
25 |
24 |
Швеция |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
22 |
19 |
Австрия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
21 |
21 |
18 |
Финляндия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
16 |
16 |
14 |
Польша |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
54 |
Чехия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
Венгрия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
Словакия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14 |
Литва |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
Латвия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
Словения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
Эстония |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
Кипр |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
Мальта |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Всего |
142 |
198 |
410 |
434 |
518 |
567 |
626 |
626 |
732 |
Источник: Wybory do Parlamentu Europejskiego. Warszawa, 2004. S. 11.
После расширения 2004 года в Европейском парламенте сократилось число представителей всех стран, кроме Германии и Люксембурга, сохранивших количество своих депутатов. Среди стран-новичков наибольшее представительство имеет Польша (54 мандата), наименьшее – Мальта (5 мандатов). Любопытным является сопоставление количества европейских парламентариев, приходящегося на 100 000 жителей стран ЕС. Принимая во внимание сведения о численности населения на 2003 год, ситуация выглядит следующим образом (табл. 2):
Таблица 2
Соотношение количества мандатов на каждые 100 000 жителей стран ЕС, 2004 г.
Страна |
Кол-во мандатов
на 100 тыс. чел. |
Германия |
0,12 |
Франция |
0,13 |
Италия |
0,13 |
Бельгия |
0,21 |
Голландия |
0,16 |
Люксембург |
1,33 |
Великобритания |
0,13 |
Дания |
0,25 |
Ирландия |
0,32 |
Греция |
0,21 |
Испания |
0,13 |
Португалия |
0,24 |
Швеция |
0,21 |
Австрия |
0,23 |
Финляндия |
0,28 |
Польша |
0,13 |
Чехия |
0,24 |
Венгрия |
0,24 |
Словакия |
0,25 |
Литва |
0,37 |
Латвия |
0,36 |
Словения |
0,35 |
Эстония |
0,40 |
Кипр |
0,75 |
Мальта |
1,25 |
Среднее |
0,33 |
По материалам ЕВРОСТАТ и официального сайта Европарламента.
Таким образом, в среднем на каждые 100 000 жителей ЕС приходится 0,33 мандата. Самый высокий коэффициент – у Люксембурга (1,33), самый низкий – у Германии (0,12), которая имеет больше всех депутатов – 99.
В Европейском парламенте депутаты объединяются не по принадлежности к какому-либо государству, но на основе интересов – по партийному принципу, образуя политические группы (табл. 3). По регламенту Европарламента прошлого созыва (1999 – 2004) группу могли создать по меньшей мере 23 депутата из двух стран, 18 депутатов из трех стран, 14 депутатов из четырех стран и более. В то же время регламент допускает статус независимого депутата. Политическая группа обладает рядом полномочий, среди которых можно выделить право выдвигать кандидатуры на посты Председателя (Спикера) Европарламента, его заместителей, руководителей и заместителей парламентских комиссий. Группы участвуют в подготовке повестки дня парламентских сессий, имеют право делегировать своих кандидатов на заседания Конвента (руководителей парламентских групп), принимать участие в межпарламентских группах и в официальных визитах.
Таблица 3
Политические группы в Европейском парламенте 1999 – 2004 гг.
Используемая
аббревиатура |
Состав группы |
EPP-ED |
Группа Народной партии Европы(Христианские демократы) и Европейских демократов(христианско-демократические партии, правоцентристы, в т.ч. британские консерваторы) |
PES |
Группа Партии европейских социалистов(социалисты, социал-демократы) |
ELDR |
Группа Европейской партии либералов, демократов и реформаторов(лидерами группы являются британские либералы) |
GREENS/EFA |
Группа "Зеленые/Европейский свободный альянс"(партии "зеленых" из 11 стран ЕС, партии, представляющие национальные меньшинства и регионы Уэльса, Шотландии, Страны Басков, Финляндии, Галиции и Андалусии) |
EUL/NGL |
Конфедеративная группа Единых европейских левых и "Зеленых" левых Скандинавии(коммунисты Франции, Греции и Португалии, левые партии "зеленого" толка) |
UEN |
Группа "Союз за Европу наций"(противники усиления интеграционных процессов из Франции, Ирландии, Португалии и Италии) |
EDD |
Группа "Европа демократии и многообразия"(евроскептически настроенные представители Ирландии, Франции и Дании) |
NI |
Независимые(представители Бельгии, Австрии, Ирландии, Франции и Италии) |
Источник: Wybory do Parlamentu Europejskiego. Warszawa, 2004. S. 13.
Выборы в Европейский парламент 2004 года: идея интеграции против идеи дезинтеграции?
Выборы 2004 года проходили в 25 странах ЕС в период с 10 по 13 июня. В воскресенье, 13 июня, выборы прошли в 19 странах. Специальным решением Европейского парламента было установлено, что выборы пройдут с применением пропорциональной системы, при допущении использования либо традиционных партийных списков, либо принципа STV (Single Transferable Vote). Принцип STV заключается в том, что избиратель должен сам проставить приоритетность кандидатов в партийном списке. Был подтвержден максимальный избирательный порог в 5 % для всех стран, равно как и возможность для государств самостоятельно определять максимальный бюджет кампании для всех её участников.
В 2004 году впервые проходили выборы такого масштаба, охватившие 338 миллионов избирателей из 25 стран, в том числе и 10 новых стран членов Европейского союза. Стоит напомнить, что число европарламентариев использовалось в качестве предметов торга во время переговоров о вступлении 10 кандидатов в ЕС. К примеру, Польша с помощью поддержки Испании сумела обеспечить себе 4 дополнительных мандата практически без встречных уступок, в то время как Чехия и Венгрия заплатили за несколько дополнительных мандатов свою цену в других пунктах переговорного процесса.
Во время избирательных кампаний ни со стороны участников, ни со стороны контрольных органов, органов правопорядка всех стран Европейского союза не поступало информации о нарушениях, которые могли существенно повлиять на исход выборов. Сообщалось о мелких инцидентах в Латвии и Польше, Венгрии и Англии. Любопытным является факт хищения в некоторых странах с избирательных участков национальных флагов, что было, связано скорее всего, с проходящим в это же время чемпионатом Европы по футболу в Португалии.
По результатам выборов оказалось, что в большинстве стран ЕС поражение потерпели правящие силы; неплохие результаты показали евроскептические партии как «старых» стран ЕС, так и «стран-новичков». Стоит прокомментировать итоги выборов для оппозиции и правящих сил в некоторых странах:
· Германия: социал-демократы получили 21,5 % голосов – худший результат за последнее время. Оппозиционный ХДС набрал 44,5 %.
· Франция: правоцентристский Союз за народное движение набрал всего 16,6 % голосов, в то время как оппозиционные социалисты взяли 28,9 %.
· Великобритания: первое место заняли тори с 27,4 % голосов, за ними следуют лейбористы с 22,3 %. Впервые в истории две ведущие партии вместе набрали менее 50 % голосов, что свидетельствует о повышении фрагментации партийной системы. Сторонники немедленного выхода Великобритании из ЕС – «Партия независимости Объединенного Королевства» – получили 17 % голосов.
· Польша: в самой большой из новых стран-членов ЕС явка избирателей составила меньше 20 %, что стало следствием роста недоверия к политическим элитам и неготовности политических сил привлечь избирателей на выборы. Правящая левоцентристская коалиция – Союза демократических левых сил и Союз труда – получила всего 9 % голосов.
· Италия: партия премьер-министра Сильвио Берлускони «Форца Италиа» удержала лидерство, однако электоральная сила партии упала по сравнению с парламентскими выборами 2001 года с 29,4 до 21 %.
· Испания: у правящих социалистов 43,7 % голосов, у правоцентристской Народной партии Хосе Мариа Аснара, недавно потерпевшей поражение на парламентских выборах, – 40,8 %. Такая ситуация является следствием существующего кредита доверия со стороны избирателей недавно сформированному левому кабинету.
Общая явка составила 45,3 %, в то время как тревожной для идеи европейской интеграции стала явка в новых странах ЕС, в среднем составившая 26,4 % избирателей, несмотря на тот факт, что среди новичков оказались и рекордсмены по явке: Мальта – 82 % и Кипр – 71,2 %.
Вероятное распределение мест в Европарламенте отражают данные таблицы 4.
Таблица 4
Распределение мест в Европарламенте по фракциям и странам, 2004(прогноз)
Страна |
EPP-ED |
PES |
ELDR |
EUL/NGL |
GREENS/EFA |
UEN |
EDD |
Неприсоединившиеся |
Всего |
Австрия |
6 |
7 |
- |
- |
2 |
- |
- |
3 |
18 |
Бельгия |
7 |
7 |
5 |
- |
2 |
- |
- |
3 |
24 |
Венгрия |
13 |
9 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
Великобритания |
28 |
19 |
12 |
- |
5 |
- |
12 |
2 |
78 |
Германия |
49 |
23 |
7 |
7 |
13 |
- |
- |
- |
99 |
Греция |
11 |
8 |
- |
4 |
- |
- |
- |
1 |
24 |
Голландия |
7 |
7 |
5 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
27 |
Дания |
1 |
5 |
4 |
2 |
- |
1 |
1 |
- |
14 |
Испания |
23 |
24 |
1 |
1 |
5 |
- |
- |
- |
54 |
Ирландия |
4 |
2 |
- |
- |
1 |
4 |
- |
2 |
13 |
Италия |
28 |
16 |
8 |
7 |
2 |
9 |
- |
8 |
78 |
Кипр |
2 |
- |
1 |
2 |
- |
- |
- |
1 |
6 |
Латвия |
3 |
- |
1 |
- |
1 |
4 |
- |
- |
9 |
Литва |
3 |
2 |
3 |
- |
- |
- |
- |
5 |
13 |
Люксембург |
3 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
6 |
Мальта |
2 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Польша |
18 |
8 |
4 |
- |
- |
7 |
- |
17 |
54 |
Португалия |
7 |
12 |
- |
2 |
- |
2 |
- |
1 |
24 |
Словакия |
8 |
3 |
- |
- |
- |
|
- |
3 |
14 |
Словения |
4 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
7 |
Франция |
28 |
31 |
- |
3 |
6 |
- |
- |
10 |
78 |
Финляндия |
4 |
3 |
5 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
14 |
Чехия |
11 |
2 |
- |
6 |
- |
- |
- |
5 |
24 |
Швеция |
5 |
5 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
3 |
19 |
Эстония |
1 |
3 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
Всего |
276 |
201 |
66 |
39 |
42 |
27 |
15 |
66 |
732 |
Источник: Официальный сайт Европейского парламента
http://www.elections2004.eu.int/ep-election/sites/da/results1306/parties.html
Традиционно непросто расположить политических акторов, исходя из идеологической дистанции по спектру правые-центр-левые. Принимая во внимание факт известной декларативности программ политических партий, участвовавших в выборах в Европарламент, эксперты ЕС разместили фракции в политическом спектре следующим образом:
Распределение мест в Европарламенте между фракциями по итогам выборов, прогноз 2004 г.
Источник: Официальный сайт Европейского парламента
http://www.elections2004.eu.int/ep-election/sites/pl/results1306/graphical.html
Комментируя итоги выборов в Европейский парламент 2004 года, Адам Шосткевич, известный польский публицист влиятельного еженедельника «Политика» вполне справедливо предсказывает маргинализацию традиционного противостояния левых и правых сил. Новое противостояние в Европейском парламенте будет проходить по оси еврооптимисты-евроскептики[1]. Евроскептики активно критиковали евробюрократию и коррупцию, укоренившихся в брюссельских и страсбургских коридорах, – в качестве примера можно привести голландца Паула ван Боутенена и его группу «Прозрачная Европа». Некоторые представители стран-новичков относятся к идее более тесной интеграции в рамках ЕС довольно настороженно – прежде всего чешская Гражданская демократическая партия в своих предвыборных программах называла Европейский союз «необходимым злом». Пикантности ситуации придает тот факт, что лидером этой партии является нынешний президент Чешской Республики Вацлав Клаус[2].
Стоит заметить, что евроскептики во многих странах использовали лозунги необходимости однозначного роспуска Европейского союза или выхода своей страны из ЕС. В качестве примера можно привести Партию независимости Объединенного Королевства (лидер – Роберт Килрой-Силк) или Лигу польских семей (лидер – Роман Гертых).
Вполне предсказуем вариант консолидации новых евроскептических сил и создание новой фракции в Европарламенте. По различным оценкам, в условно называемую «No-grup» могут войти кроме Партии независимости Объединенного Королевства еще и шведский «Июньский список», а также вышеупомянутая Лига польских семей.
Неопределённости добавляют неприсоединившиеся 66 европарламентариев, которые, по оценке Шосткевича, могут усилить позиции евроскептиков Йенса Петера Брнде, а также традиционно антиевропейски настроенных (по разным идеологическим причинам) крайне правых и коммунистов. В то же время относительно сильная позиция евроскептиков в парламенте ЕС имеет и свою позитивную сторону. Более острая политическая дискуссия значительно оживит некогда размеренную жизнь европарламента, вызовет дополнительное внимание СМИ, что предопределит более четкое самоопределение избирателей по той или иной стороне. Вместе с тем такое положение вещей не грозит превращением европарламента в антиинтеграционную структуру – все евроскептики разнообразнейшего толка в сумме не соберут и 30 % от общего числа мест.
Для осознания далеко идущих изменений в политической системе стран необходим анализ первого электорального цикла Европарламента и влияние активности политических партий и группировок в Европейском парламенте на развитие политического пространства в стране. Вместе с тем вступление 10 новых стран в Европейский союз и расширение политического пространства для релевантных акторов, появление нового политического пространства будут способствовать преодолению посткоммунистического характера партийной системы, а именно ликвидации противостояния «посткоммунисты – демократическая оппозиция» и усиление противостояния по оси «еврооптимисты» – «евроскептики», дальнейшей деидеологизации политического процесса.
Усиление влияния скептически настроенных политических акторов в масштабах Европейского союза повлечет за собой консолидацию сил «еврооптимистов». Необходимость противопоставления антибюрократической и антиинтеграционной риторике заставит (все еще сохраняющих парламентское большинство) сторонников более тесной интеграции в рамках ЕС форсировать прохождение законов, направленных на ускорение интеграционного процесса.
Библиография
1. Европейский Союз / Институт Европы РАН. – М.: Деловая литература, 2003. – 288 с.
2. A modern guide to the European Parliament / Martin Westlake. London: Pinter Publishers, 1994. – 302 s.
3. Adam Szostkiewicz. Jak wyleczyć eurokrata? // Polityka. 2004. N 26 (2458).
4. Choice and representation in the European Union / Roger Morgan, John Fitzmaurice, Hugh Dykes. – London: The Federal Trust for Education and Research, 2003. – (The Federal Trust series. Future ot European Parliamentary Democracy). – 153 s.
5. Democracy in the European Union theory, practice and reform / Alex Warleigh. London: SAGE Publications, 2003. – 155 s.
6. Europe at the Polis. The European Elections of 1999/ red. Pascal Perrineau, Gerard Grunberg, Colette Ysmal. – New York: Palgrave, 2002. – (Europe in Transition: The NYU European Studies Series). – 318 s.
7. Fact sheets on the European Parliament and the activities ot the European Union / European Parliament. – Luxembourg: OOPEC, 1994. – 470 s.
8. lnstitutional challenges in the European Union / red. Madeleine O. Hosli, Adrian van Deemen, Mika Widgren. – London: Routledge, 2002. – (Routledge advances in European politics). 270 s.
9. The European Parliament / David Judge, David Earnshaw. – New York: Palgrave, 2003. – (The European Union Series). – 355 s.
10. The European Parliament's role in closer EU integration / Richard Corbett. – New York: Palgrave, 2001. – 423 s.
11. The members ot the European Parliament. Fifth parliamentary term 1999 – 2004 / European Parliament. – Luxembourg: OOPEC, 2001. – 353 s.
12. List of members of the Bureau, Parliament, political groups, committees and interparliamentary delegations / European Parliament. – Luxembourg: OOPEC, 2003. – 218 s.
13. Wybory do Parlamentu Europejskiego. Zasady i wyniki głosowania / Elżbieta Dydak. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe SCHOLAR, 2003. – 191 s.
14. Wybory do Parlamentu Europejskiego / Urząd Komitetu Integracji Europejskiej. – Warszawa, 2004. – 40 s.
15. Wybory do Parlamentu Europejskiego w 2004 roku. Polacy też mogą wybierać / red. Jurgen Wahl. Gliwice: Wydawnictwo «Wokół nas», 2002. – (Europejska Dokumentacja; 4). – 98 s.
---------------------------------------
[1] Szostkiewicz А. Jak wyleczyć eurokrata? // POLITYKA. 2004. N 26 (2458).
[2] Petralak V. Czesi euroskeptikami // Stosunki miedzynarodowe. 2004. 14. 06.
|