"Россия – очень перспективный рынок, который постоянно развивается" | | |
Марек ОЧЕПКА Глава торгово-экономического отдела посольства Республики Польша
| 2006-03-01 15:38:55 В октябре минувшего года в павильоне № 66 «Культура» Всероссийского выставочного центра прошла вторая благотворительная выставка «Ярмарка посольств на ВВЦ». В ней приняли участие 11 посольств, еще 3 государства были представлены своими мастерами. Участвовали в ней и многочисленные мастера различных регионов России. Информационным спонсором мероприятия выступил ИД «Международник». На вопросы нашего корреспондента ответил участник ярмарки, глава торгово-экономического отдела посольства Республики Польша Марек ОЧЕПКА.
- Нас интересует Ваша оценка российско-польских отношений. Сейчас есть и некоторые достаточно острые вопросы. Может быть, захотите их прокомментировать…
- Что касается российско-польских отношений, я могу сказать, что они развиваются отлично. Я делаю вывод со своей, экономической точки зрения. Если учесть внешнеторговый оборот между Польшей и Россией, то в 2003 году он был на уровне 6,4 млрд. (долларов), в 2004 - 9,3, в 2005 - 12 млрд. Причём не только из-за того, что увеличивается наш импорт, и растут цены на нефть и газ. Огромнейшими темпами растёт экспорт в Россию. Это самое главное.
В 2004 году, например, экспорт польских товаров в Россию достиг уровня 88%, почти удвоившись за год. В 2005 он составил только 35%, но это все равно означает, что мы продали товаров из Польши в Россию больше на 1 млрд. долларов, что тоже говорит о многом.
Что касается других отношений, я догадываюсь, о чем Вы спрашиваете. Журналисты пишут разные вещи, такая у них работа… Мы же, со своей стороны, ожидаем большого роста инвестиций, польских инвестиций в Россию.
Я недавно присутствовал на международной конференции в Сочи, где выступал Герман Оскарович Греф, Евгений Максимович Примаков, который управляет торгово-промышленной Палатой Российской Федерации. Они тоже говорили, что путь к развитию России - это инвестиции.
Мы, иностранные инвесторы, конечно, очень заинтересованы. Ваш рынок большой, хорошо развивается. Правда, в основном, за счет причин, не совсем зависимых от вас, особенно внешней конъюнктуры на нефть. Но я думаю, что придёт время, и я желаю, чтобы оно пришло быстрей, когда деньги, которые вы зарабатываете на экспорте нефти и газа, будут вложены в промышленность страны и помогут создавать новые рабочие места, вводить новые технологии, чтобы Россия развивалась ещё лучше и быстрее. Мы этот путь тоже прошли, мы знаем, что развитие необходимо.
Кроме того, мы соседи Калининградской области. И мы считаем, что Россия – очень хороший рынок, перспективный рынок, который постоянно развивается. Мы готовы поставлять то производство, ту продукцию, которая России нужна.
В свою очередь, мы стали покупать у России больше. Конечно, хотелось бы, чтобы ваш экспорт в Польшу стал более разнообразным. Сейчас, это, в основном, сырье. Но я, живя в России достаточно долго, заметил, что есть много очень красивых вещей, которые вы сами производите. Надо это продавать.
- Сейчас в Польше к власти пришли консерваторы. Как в связи с этим сменится внешняя политика Польши в отношении России, станет ли это импульсом, притоком свежих идей, или наоборот?
Я надеюсь, что политика в отношении России будет только лучше. Я не совсем согласен с Вами по поводу консерваторов. Победили два крыла - одно очень либеральное с экономической точки зрения, которое стремится к развитию страны. Второе – ближе к центру, я бы сказал, с левой стороны от центра… Но все они, конечно, хотят для Польши хорошего. А я думаю, что не может быть ничего хорошего для Польши без хороших отношений с Россией.
Разумеется, российские и польские журналисты представляют эти отношения немножко по-другому. Но на самом деле у нас продолжаются хорошие контакты с вашими политиками на самом высоком уровне – президентском. Президенты встречаются как минимум два раза в год, а бывало, что и три. Если учесть, что министры экономики только в 2004 году встречались три раза, и мы подписали новое соглашение об экономическом сотрудничестве, если учесть, что постоянно приезжают члены нашего правительства, то с политической точки зрения, как я понимаю, тоже всё нормально.
Другое дело, что некоторые хотят, повлиять на наши отношения, используя историю. Но прошлое должны обсуждать специалисты-историки, а не политики, как мне кажется. Нужно просто отдать дань истории, чтобы в книгах писалось то, что должно быть написано. Чтобы наши школьники, как и ваши, знали эту правду. Ничего страшного в этом нет. Сказали, признались, так было, и всё. Польша потеряла почти 6,7 миллиона людей во второй мировой войне, но на наши нынешние отношения с Германией это не влияет, наоборот, у нас отличные отношения с Германией, на сегодня у нас нет границы, а внешнеторговый оборот достигает уровня 42 млрд. долларов. Причём, торговля сбалансированная, без дефицита в какую-либо сторону.
Поэтому я утверждаю: говорить нужно, но ученым, а не политикам, и ещё раз подчеркиваю - это не дело, искать виноватого. История есть история. Оно было – прошло. Конечно, когда мы говорим одно, вы – другое, то из этого журналисты делают заключение, что есть конфликты. Нет конфликтов. Недоразумения есть. Как раз, чтобы эти недоразумения ликвидировать, надо разговаривать.
И самое главное, что я хочу добавить, наши народы друг друга очень любят. Я в России много лет живу, встречаю много российских туристов, бизнесменов в Польше. Россияне - очень доброжелательный народ. И поляки к ним относятся отлично. У меня нет обратных примеров. Это надо использовать, как большой капитал.
- Меня смущает, когда на серьезных конференциях начинается спор - была ли Катынь... То есть, конечно, нужно каяться за Катынь, за Варшаву 44-го, что не помогли, за раздел Польши и так далее. Но на государственном уровне эти вещи были уже давно признаны. Конечно, кто-то пытается на этом спекулировать, но смотреть надо в будущее…
А вообще, у меня другой вопрос: когда я бываю в Польше, то возникает ощущение, что россиян там больше, чем каких-то других туристов, больше, чем немцев, больше даже, чем самих поляков. Каково, на Ваш взгляд, в Польше отношение к россиянам, которые приезжают отдыхать, тратить деньги и так далее? Это первый вопрос. И второй вопрос по поводу связи с калининградской областью. Есть ли некая целенаправленная политика Польши в отношении Калининграда? Есть ли какие-то доктрины по развитию, по укреплению отношений с областью в связи с приграничными, визовыми вопросами, торговлей особенно, акцизами?
- Хорошо, что Вы отметили факт, что все больше и больше россиян приезжают в Польшу. Я это тоже давно заметил. Замечательно, что у российской стороны есть заинтересованность ездить туристами в Польшу. У нас есть, что показать, и как отдыхать, и где отдыхать, кроме того, у нас дешевле, чем в России, поэтому поляков в Россию приезжает намного меньше, чем россиян в Польшу. У вас множество интересных мест. Я сам их посещал, но никак не могу уговорить наших туристов. Потому что у поляка есть выбор: одну недельку в России, или за те же деньги две недельки в Испании…
Второй вопрос. Что касается сотрудничества с Калининградской областью, то мы имеем очень хорошие программы сотрудничества, на протяжении последних лет много раз давали подтверждение нашей позиции, но действительно, есть и проблемы. Думаю, проблем больше по российской стороне, потому что статус Калининграда на протяжении последних десятков лет как-то неустойчив. Говорится одно, а юридических основ нет.
Говорят, «специальная зона», или «свободная зона», разное говорят на протяжении последних лет, но специальных уставов и юридических актов по этому вопросу не хватает. Кроме того, Калининградская область, а я там был много раз, требует огромнейших инвестиций. Мы готовы их предоставить, для нас это важный вопрос. Это выгодный бизнес, потому что, как Вы знаете, в Польше огромная безработица, порядка 3 млн. И в основном, эта безработица в той части, которая ближе к Калининградской области.
Поэтому я готов подтвердить, что у нас есть возможности и желание более тесно сотрудничать с Калининградом. Польша имеет достаточно большой опыт в области привлечения инвестиций, последние данные говорят о том, что мы привлекли 80 млрд. долларов иностранных инвестиций. Это, я хочу подчеркнуть, прямые вложения в экономику.
Если в России будут созданы специальные экономические зоны, это тоже пойдет на пользу экономике страны.
- В связи с этим у меня последний вопрос: приведите какой-нибудь успешный, на Ваш взгляд, пример российско-польского экономического сотрудничества.
- Что касается инвестиций, самые последние хорошие примеры, это польская фирма «Белла», завод по производству гигиенических материалов в Егорьевске. Предприятие отлично развивается на протяжении последних двух лет, уже удвоило, даже утроило свой капитал, производство этой фирмы на российском рынке достигает уровня более чем 100 млн. долларов.
Второй пример. В июне в Орловской области польская фирма «Биотон» начала строить завод по производству инсулина. Губернатор области господин Строев тогда подчеркнул, что очень приветствует такие инвестиции, потому что это самые современные технологии, которые России как раз и нужны. Кроме того, другого такого завода в России нет, и Россия все это время была вынуждена покупать импортный инсулин.
Вот самые лучшие примеры инвестиций. Что же касается торговли, наш экспорт очень разнообразный. Он восполняет все потребности российского рынка. Во-первых, это оборудование и электрические приборы для домашнего хозяйства и для промышленности. В 2005 году мы их продали более, чем на 700 млн долларов.
На втором месте – группа продуктов питания, причём, очень широкого ассортимента. Это, к сожалению, не мясо. Говорю «к сожалению», потому что в России постоянно растут цены на мясо. Растут они из-за того, что решением соответствующих властей ограничивается импорт в Россию. Никакой конъюнктуры в мире на повышение цены мяса не существует, она повышается только в России. Например, в Польше намного дешевле мясо стоит в магазинах, чем в России, хотя заработная плата намного выше. Но мясо составляет всего 10% экспорта польских продуктов питания в Россию.
А 90% нашего экспорта - это свежие фрукты: яблоки, груши. Приправы - очень хороший продукт, который можно найти почти в любом магазине России. Соки, напитки, средства гигиены, упаковка. Упаковки продается более чем на 100 млн долларов. Причем, упаковка разнообразная: и стеклянная, и картонная, и пластмассовая.
Большим спросом пользуются польские стройматериалы. Мы очень довольны, что этот рынок хорошо развивается. Мы знаем, что в России бурно развивается строительство, для этого нужны материалы, краски, клей… Польша очень много такой продукции поставляет, тоже более чем на 100 млн. долларов, а кроме того, инвестирует в подмосковную фирму «Атлас» в городе Дубна, которая также производит эти материалы.
Мы производим и продаем хорошие кондитерские изделия, медикаменты, мебель, косметику. Продажа мебели могла бы развиваться лучше, если бы не барьер-тормоз - политика в области пошлинного законодательства. Дело в том, что пошлина на мебель при прибытии в Россию начисляется не только от стоимости, но и от веса. По-моему, это несправедливо. Наша мебель, сделанная из хорошего дерева, не может прорваться на российский рынок, потому что это дерево, оно тяжелое.
Я могу долго говорить о польских товарах. Легче назвать, что мы не экспортируем. В прошлом году, экспорт в Россию вырос почти до 4 млрд. Это приличная сумма, Польша входит в десятку главных партнеров России как по импорту, так и по экспорту.
Был огромнейший спад в польском экспорте в Россию после августа 1998 года. Это очень ударило по нашим производителям, они не получили своей прибыли, многие обанкротились.
Но сейчас это уже в прошлом, и я надеюсь, что тенденции, которые у нас развиваются, стабилизируются в пользу российского рынка, в пользу российского гражданина, который получит больше замечательных по качеству и дешевых польских товаров. Удастся ли это, посмотрим. Пока удаётся.
- Спасибо за беседу.
|