«Звездный» курорт в предолимпийской гонке… | | 2006-11-21 15:54:08 Не так давно в Москве состоялась церемония награждения в области туризма «Звезда Трэвел.Ру»: эксперты выбирали лучших среди «Зимних». В номинации «Лучший горнолыжный курорт России» победу присудили Красной Поляне. А как же иначе? Это не только единственный горнолыжный курорт в России европейского уровня и любимое место отдыха Президента Путина, но и один из главных претендентов на проведение Зимней Олимпиады 2014.
Похоже, что для спортивного Путина победа в гонке за право принимать Олимпиаду стала делом чести. Уж очень настойчиво продвигается эта инициатива из Кремля. А анонсируемые проекты гигантских инвестиций в спортивную транспортную и туристическую инфраструктуру города Сочи и его окрестностей – не кажутся фантастическими в свете бешенных сырьевых сверхдоходов, обрушившихся на отечественный бюджет и кошельки новорусских олигархов.
Проведение Олимпиады в России – не только мощный толчок к повышению ее статуса и престижа страны на международной арене, но это и весьма выгодное коммерческое предприятие. Не секрет, что страны-устроительницы, вкладывающие в Олимпиаду колоссальные средства, в итоге получают сказочную прибыль. Скажем, на Олимпиаде в Турине Италия заработала почти 270 миллионов евро. А Пекин (со своей летней Олимпиадой-2008) вообще планирует побить все рекорды по доходности.
У России сегодня есть все шансы стать хозяйкой Олимпиады-2014. Из поля зрения МОК, конечно же, не выпадет тот факт, в стране скопились огромные запасы нефтяных денег, которые позволят провести главное спортивное мероприятие планеты на самом высоком уровне. Плюс в нашей копилке имеется бесценный опыт проведения Московской Олимпады-1980. Зато вот Зимнюю Олимпиаду в отличие от той же Австрии мы никогда не проводили. Идея провести Олимпиаду в России весьма популярна среди россиян. В ее поддержку, согласно проведенным социологическим исследованиям компании РОМИР, высказались 53% опрошенных, притом что Олимпиаду-2012 в Москве поддерживала лишь треть респондентов. Рост поддержки обусловлен, прежде всего, тем, что россияне все больше чувствуют, что живут в благополучной, стабильно развивающейся стране.
Но даже если, не дай бог, предпочтение отдадут австрийскому Зальцбургу или корейскому Пьончангу, все равно реализуемый «путинский» проект спортивного центра в Сочи станет самым грандиозным в истории России: и по масштабам, и по капиталовложениям. Кроме того, по выражению Вячеслава Фетисова, он должен стать «локомотивом развития целого региона».
Главным преимуществом олимпийской заявки Сочи, считают эксперты, является тот факт, что город отстроит все спортивные объекты "с нуля". В отличие от австрийского Зальцбурга, где вся инфраструктура создавалась много лет назад, сочинские спорткомплексы и гостиницы обещают отвечать современным требованиям как в плане технологичности, так и в смысле дизайна и комфорта.
Наши патриотичные, а может, и прагматичные олигархи уже выстроились в очередь, желая проспонсировать какую-то часть этого «одиозного» проекта. Хотя государство и выделяет 196 миллиардов рублей из федерального бюджета на развитие инфраструктуры города, но огромную роль будут играть внебюджетные источники финансирования.
Так горнолыжный комплекс "Карусель" стоимостью 350–400 миллионов евро строит ОАО "Красная поляна", которую финансирует "Нацбизнесбанк". Реализация проекта была начата в октябре 2004 года и предположительно завершится к 2012 году. Комплекс включает в себя 20 подъемников различного типа, горнолыжные трассы общей протяженностью около 75 км и туристическую деревню на высоте 960 м над уровнем моря, способную принять единовременно 8–12 тысяч человек. На данном этапе запущена одна из трех очередей карусельного подъемника. Заложен фундамент деревни.
Рядом с «Каруселью», на склонах горы Аибга, в границах Сочинского национального парка будет построен горнолыжный курорт «Роза-Хутор» стоимостью более $300 миллионов. Инвестор проекта – холдинг «Интеррос» Владимира Потанина. Пропускная способность курорта на первом этапе строительства составит 3,57 тысячи лыжников в день, после завершения - 9,5 тысячи человек. Проект предполагает строительство 15 подъемников, 55 трасс общей длиной 60 км. Активную фазу строительства "Интеррос" предполагает начать весной 2007 года.
Олимпийскую деревню, дворец спорта, аквапарк, океанариум и торгово-развлекательный центр в районе Адлера, на Имеретинской низменности, будет строить холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Предполагаемая сумма инвестиций - $800 миллионов около 21 млрд. рублей. Всего компания планирует застроить и освоить около 200 гектаров земли. Комплекс предполагается запускать в эксплуатацию поэтапно в 2010–2012 годах, а сейчас проект находится на стадии проработки.
«Газпром», вложивший уже не один миллиард в развитие Красной поляны, построит горно-туристический центр на хребте Псехако. Стоимость очередного проекта оценивается порядка 8 млрд. рублей.
Всего же к Олимпиаде-2014 необходимо построить 13 спортивных объектов на общую сумму 31,3 миллиарда рублей, инфраструктуру для размещения туристов: 13,5 тысячи гостиничных номеров класса 3 звезды, 10 тысяч номеров класса 4 звезды, 2,1 тысячи номеров класса 5 звезд.
Огромные средства предполагается пустить на развитие, связи, энергетики инженерной и транспортной инфраструктуры. Устроители планируют построить 50 км автомобильных дорог и 50 км линии легкого метро, проложить отдельную ветку между Адлером, аэровокзалом Сочи и горнолыжным курортом Красная Поляна, что позволит за 40 минут доставлять олимпийцев с побережья в горы и наоборот.
А с лета 2007 года из Москвы в Сочи запустят высокоскоростной экспресс, который будет «обгонять» обычные сочинские поезда на 10 часов. В Департаменте транспорта и связи модернизацию сообщения с Сочи считают еще одним шагом в борьбе за зимнюю Олимпиаду 2014 года.
Поскольку «вратами» любой страны является ее аэропорты, то значительные средства выделят и на реконструкцию аэропорта в Сочи. Сейчас он представляет собой весьма печальное зрелище. Новый аэровокзальный комплекс начали возводить еще в 1988 году, а в 1996 году работы были прекращены из-за отсутствия денег. Теперь же недостроенное трехэтажное здание площадью 57 000 кв. м, расположенное неподалеку от действующего аэропорта, может стать крупнейшим в России терминалом, и, как считает генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Сочи" Алексей Близнюков, это будет аэровокзальный комплекс, не уступающий лучшим аэропортам мира.
20 ноября аэропорт "Сочи" выставили на аукцион. Первоначальная цена акций аэропорта, по данным Росимущества, составит 1,142 млрд рублей. Среди наиболее вероятных покупателей называли компании "Ист Лайн", владеющая аэропортом "Домодедово" и "Аэрофлот", а также "Базовый элемент" Олега Дерипаски, который уже успел приобрести акции нескольких аэропортов в Краснодарском крае. Именно структуры Дерипаски и одержали победу в конкурсе.
Но какими бы глобальными ни были планы устроителей, им необходимо поторопиться, потому что визит МОК с инспекцией готовящихся к Олимпиаде объектов намечен уже на февраль 2007 года. И встречать их придется в Сочинском аэропорте, и демонстрировать бурную строительную деятельность тоже придется. А по сведениям «Кубань.Инфо», таковой пока не наблюдается. И если до Нового года ситуация кардинально не изменится, видимо, придется показывать МОК очередные Потемкинские деревни.
Еще одним немаловажным аспектом, способным зарубить на корню все благородные начинания в деле по борьбе за Олимпиаду-2014, стали околосочинские «экологические бои». Российские «зеленые» активно выступают против проведения Олимпиады в Сочи, считая, что работы по обустройству «олимпийской» территории наносят непоправимый вред дикой природе Сочинского национального парка и Кавказского заповедника. В конце октября «зеленые» даже провели акцию протеста у стен МЭРТа, заявляя, что «Деньгами природы не заменить - в нацпарке игры проводить нельзя» и «губить природу неспортивно!». Также «экологи» направили письменное обращение Герману Грефу, в котором обвинили МЭРТ действиях, «направленных на уничтожение уникальных природных комплексов Сочинского национального парка и охранной зоны Кавказского государственного природного биосферного заповедника, путем реализации Федеральной Целевой программы "Развитие города Сочи как горноклиматического курорта в 2006-2014 гг.» А «Гринпис Россия» вообще намерен оспорить эту программу в Верховном суде.
В России никогда особо не обращали внимание на протесты и требования «зеленых», но в данном случае этот скандал может негативно сказаться на шансах России принимать Олимпиаду 2014 у себя дома. Дело в том, что МОК официально признал экологию третьим аспектом олимпийского движения наряду со спортом и культурой. Вопросы охраны окружающей среды сейчас являются важной составной частью при рассмотрении заявок на проведение Олимпийских игр. И хотя 2,5 миллиарда рублей планируется выделить на охрану окружающей среды, а комиссия по экологии при заявочном комитете "Сочи-2014" считает, что даже при масштабном строительстве олимпийских объектов в Сочи удастся избежать загрязнения природы этих мест, независимых экологов не убедишь. Они возмущены тем, что на территории национального парка начали возведение спорткомплекса «Карусель», планируют построить ГЭС и скоростную железную дорогу, хотя согласно российским законам в заповедной зоне Сочинского национального парка запрещена любая хозяйственная деятельность.
Чиновникам и инвесторам, конечно, придется прислушаться к аргументам «зеленых». Собственно, Президент России часто сам лоббирует интересы экологов, как, например, это произошло в случае строительства ветки нефтепровода вокруг Байкала. Как бы то ни было, «Красная поляна» находит все больше признания у экспертов туристической отрасли. Премия лишнее тому подтверждение. Пока же всем нам так хочется Зимней олимпийской сказки у себя дома. Ну, а подарят ли нам такую сказку, мы узнаем уже этим летом: решающее голосование МОК состоится в июле 2007 года в Гватемале.
|