2006-03-28 17:05:12 Мэр Москвы Юрий Лужков и экс-премьер Японии Иосиро Мори доказывают, что не зря возглавляют Совет мудрецов, созданный для решения проблем в отношениях двух государств. На прошедшем вчера в подмосковной Барвихе заседании совета они предпочли по возможности уклониться от открытого обсуждения главной и наиболее болезненной из этих проблем -- судьбы Курильских островов и перспектив подписания мирного договора между Россией и Японией. Спорам о «северных территориях» сопредседатели Совета мудрецов предпочли переговоры о развитии двусторонних связей в области энергетики и образования.
И даже президенту Владимиру Путину, почтившему заседание своим присутствием и сетовавшему на то, что «обидно, когда два государства, которые строят отношения на демократических принципах, до сих пор не имеют мирного договора», не удалось сбить мудрецов с выбранного ими мирного пути. Столичный градоначальник по итогам переговоров твердо стоял на том, что стороны еще не достигли того уровня доверия и активного взаимодействия, который необходим для заключения мирного договора.
При этом российская сторона старалась обеспечить для японцев максимальный психологический комфорт. Юрий Лужков перед началом заседания совета уточнил, что встреча пройдет «в старинном замке, который примечателен тем, что здесь бывали российские императоры Александр III и Николай II». Мэр Москвы выразил уверенность, что «атмосфера этого красивого здания будет способствовать результативной и вдумчивой работе». Подмосковный замок Майендорф, где бывал проигравший русско-японскую войну 1905 года Николай II, и вправду был для японской делегации во всех смыслах предпочтительнее, нежели, например, «ближняя дача» Сталина, одержавшего в 1945-м победу над Японией.
Повестка дня заседания совета предполагала три сессии. Первая была посвящена развитию экономических и политических отношений, вторая -- вопросам энергетической безопасности, третья -- сотрудничеству в области образования. «Все это чрезвычайно важные вопросы для наших стран», -- подчеркнул г-н Лужков, напомнив, что вопросы энергобезопасности и образования будут рассматриваться на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Глава японской делегации cогласился с тем, что темы заседания Совета мудрецов необходимо увязать с повесткой саммита «Большой восьмерки», дав понять, что также предпочел бы пока спустить тему территориальных претензий Японии на тормозах.
Однако такой негласный пакт о ненападении, видимо, не устраивал Владимира Путина, который, судя по всему, ждал от мудрецов более деятельного дипломатического участия. «Отношения между Россией и Японией важны не только для наших стран, но и для мировой политики в целом, -- напомнил посетивший заседание в Барвихе российский президент. -- Наши страны вместе решают задачи по нераспространению ядерного оружия, по борьбе с терроризмом, контрабандой наркотиков, по борьбе с организованной преступностью». Владимир Путин призвал членов Совета мудрецов найти взаимоприемлемое решение проблемы, основанное на соблюдении норм международного права и учете национальных интересов обеих сторон. «Еще раз подтверждаю, что Россия хочет решить все проблемы с Японией и будет стремиться к этому», -- заявил он.
Однако мудрецы предпочитают стремиться к этому осторожно. «Пока я не думаю, что мы готовы для его решения. Нам нужно запастись спокойствием, выдержкой и терпением и двигаться в направлении формирования условий для заключения мирного договора», -- заявил Юрий Лужков, переложив ответственность за исход переговоров на главу государства. «Это серьезный и очень сложный вопрос. Сам вопрос решается не Советом мудрецов, а на межгосударственном уровне», -- напомнил московский градоначальник. «Окончательное решение будет принято правительствами наших стран, но любое развитие отношений будет на благо нашим странам», -- подтвердил Иосиро Мори.
|