2006-05-11 14:36:12 В диалоге России с Евросоюзом последнее время слишком обострилась тема энергетического баланса. Причем взаимные упреки уже переросли в резкую словесную перепалку на уровне руководства России и представителей ЕС. Судя по всему, это стало одним из поводов для проведения международного семинара "Геополитика энергетической безопасности. Сотрудничество между Россией и ЕС", который вчера прошел в Брюсселе под эгидой Европейского института предпринимательства. В нем приняли участие представители Европейской комиссии, члены Европарламента, общественные и политические деятели, представители бизнес-сообщества. На заседании также выступил экс-премьер Михаил Касьянов, начавший первое европейское турне в качестве возможного лидера российской демократической оппозиции.
«И Россия, и Европейский союз должны сконцентрировать свои усилия на разработке новой международной законодательной базы, учитывающей интересы обеих сторон, которая бы способствовала созданию недискриминационной системы поставок и транзита энергоресурсов на европейские рынки. Европейскому союзу необходимо обстоятельно разъяснять свою энергетическую политику, чтобы избежать искаженных толкований и иррациональных опасений», -- заявил г-н Касьянов. «Проблема энергодиалога лежит в повышении уровня доверия», -- заметил он. Причем именно политического. Очевидно было, что экс-премьер не видит ничего хорошего, когда энергетический диалог ведется в ультимативном стиле. Но поскольку объяснить российским властям полезность взаимовыгодной энергетической позиции ему не судьба, то г-н Касьянов решил не упускать возможность сделать это для западных политиков. Давая понять, что главное -- исключить агрессивность в диалоге.
Оценивая сегодняшнее состояние энергосотрудничества ЕС и России, г-н Касьянов отметил: «Если судить по объемам поставок энергоносителей, заявляемым коммерческим планам и проектам, то сотрудничество развивается весьма успешно, однако в последнее время здесь наметился целый ряд тревожных тенденций». На его взгляд, «энергодиалог, начатый несколько лет тому назад, полностью утратил какое-либо серьезное наполнение и сегодня сводится к малозначимым общим заявлениям и небольшим проектам по энергосбережению. В свете вновь возникающих проблем с энергетическим транзитом планируются инфраструктурные проекты, не отвечающие критериям экономической эффективности».
Такая ситуация, по мнению экс-премьера, объясняется глубоким взаимным непониманием и неспособностью сторон обсуждать действительно важные и острые темы, неопределенностью перспектив энергореформы в Евросоюзе и ее остановкой в России, нарастающей во всем мире экономической ксенофобией, а также порочной внешнеэкономической политикой, проводимой в последнее время российскими властями и госкомпаниями.
Выход Михаил Касьянов видит в создании новых, «чистых» правил игры на энергетическом рынке, в диверсификации, в создании совместной системы поддержки капиталовложений в энергетическом секторе, чтобы стимулировать прямые европейские инвестиции в производство энергоносителей в России и их транспортировку, а также прямые российские инвестиции в распределительные сети в странах Евросоюза.
Г-н Касьянов попытался объяснить европейцам, что их желание минимизировать риски полной зависимости от российских энергоресурсов вполне могут быть понятны России, которая сама должна опасаться быть на 100% зависимой от экспорта своего сырья. И как раз эти два опасения -- неплохой повод к переговорам.
|