2006-07-17 13:53:36 Обстановка, в которой проходит встреча "большой восьмерки" на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом, выглядит беспрецедентной. Речь идет, разумеется, о международной обстановке. Прошлогодний саммит, проходивший в шотландском Глениглсе, начался с ужасных терактов в Лондоне, жертвой которых стало больше пятидесяти человек. Но никогда еще за всю историю встреч лидеров ведущих мировых стран, кажется, не было такого, чтобы саммит открывался одновременно с началом войны. И не просто войны, а войны на Ближнем Востоке. Пожар ливано-израильского конфликта, пожалуй, стал главной темой нынешней встречи. Если же учесть, что одновременно накаляется обстановка вокруг Ирана и Северной Кореи, то очевидно, что саммит в Стрельне может войти в историю как самый драматический за последние десятилетия новейшей истории.
В такой ситуации напоминать прессе о первоначальной повестке дня саммита приходится самим главам государств. «Как вы думаете, почему Путин решил 15 июля поздно вечером провести брифинг второй раз за день, после пресс-конференции с Бушем? Да потому что он решил снова привлечь внимание к трем основным темам саммита, предложенным нами: энергобезопасность, инфекционные болезни и образование, -- заявил «Времени новостей» один из руководителей российской делегации. -- Ведь теперь, на фоне того, что происходит в мире, все уже забывают, для чего собрались тут лидеры». Тем не менее ни одного вопроса на эти темы Владимиру Путину не задавали. Иран, Израиль, Ливан, Сирия, Северная Корея, отношения с США, демократия в России, ну еще, может быть, его отношение к расширению "большой восьмерки" за счет Китая, Бразилии и Индии. Последний вопрос, пожалуй, был единственным имевшим прямое отношение к самому саммиту.
В субботу, после встречи Владимира Путина и Джорджа Буша, проходившей вне рамок саммита, источники «Времени новостей» в российской делегации не испытывали оптимизма в отношении возможности принятия какого-либо согласованного всеми лидерами "восьмерки" призыва к обеим сторонам ближневосточного конфликта. Позиции Москвы и Вашингтона не были диаметрально противоположными, однако вряд ли позволяли надеяться на достижение однозначных формулировок. Президент США заявил, что «Израиль имеет полное право на самозащиту». «Наш сигнал Израилю состоит в следующем: защищайте себя, но думайте о последствиях, поэтому мы призываем проявлять сдержанность», -- эти слова Буша, произнесенные вчера утром после встречи с британским премьером Тони Блэром, по смыслу ничем не отличались от позиции, изложенной им накануне в ходе встречи с Путиным. Причиной возникновения кризиса на Ближнем Востоке, по мнению Буша, стали действия группировки "Хизбалла", захватившей двух израильских солдат и выпускающей из Ливана ракеты по Израилю. «Я думаю, что большинство лидеров начинают признавать первопричины проблемы», -- заявил президент США.
Если судить по замечанию российского президента, сделанному в ходе субботнего ночного брифинга, Владимир Путин находился в тот момент в "меньшинстве лидеров". Путин тогда заявил: «По нашему впечатлению, кроме возвращения похищенных военнослужащих Израиль преследует и другие цели, более широкого плана». Но в ночь на воскресенье обстановка на Ближнем Востоке еще больше обострилась. И вчера утром, на час раньше намеченного времени, состоялся брифинг министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Он не исключил возможности дальнейших провокаций в зоне ливано-израильского конфликта. Более того, он заявил, что «похищение военнослужащих Израиля было, конечно же, провокацией, в том числе направленной на срыв внутриливанского диалога». Лавров напомнил российскую позицию, согласно которой ключом к разрешению кризиса является выполнение резолюций Совбеза ООН, а действия по принципу «кто начал первый», добавил он, хороши только для того, чтобы завести ситуацию в тупик. Изменение отношения к ливано-израильскому "пожару" стало очевидным, если судить по принятому решению начать срочную эвакуацию российских граждан из Ливана и Палестины, о чем также вчера заявил Сергей Лавров.
По разным причинам в скорейшем урегулировании конфликта заинтересованы такие страны, как Франция и Япония, руководство которых традиционно имеет хорошие отношения соответственно с Ливаном и Палестиной. Вчера после встречи с Джорджем Бушем президент Франции Жак Ширак заявил, что необходимо «остановить любые силы, которые ставят под сомнение безопасность, стабильность, суверенитет Ливана» и «обеспечить защиту гражданского населения Ливана». Ширак также высказался за «восстановление диалога» с главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом. Встреча Буша и Ширака, продолжавшаяся полтора часа, была посвящена исключительно кризису на Ближнем Востоке и привела к определенному сближению позиций Парижа и Вашингтона в этом вопросе. Президент Франции не ставил под сомнение вывод, публично озвученный хозяином Белого Дома, согласно которому ответственность за кризис «несут «Хизбалла» и ее сирийские и иранские союзники». Французские источники отмечают, что отсутствие таких же публичных упоминаний со стороны двух президентов об ответственности Израиля может объясняться отсутствием общих точек зрения в отношении Тель-Авива.
Что касается Токио, источники "Времени новостей" в японской делегации сообщили, что эта страна опасается взрыва на Ближнем Востоке в первую очередь потому, что это приведет к резкому росту цен на нефть и срыву нефтяных поставок. При этом Токио стремится поддерживать хорошие отношения и с Израилем, не случайно перед прибытием в Санкт-Петербург японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми побывал с визитом в Тель-Авиве.
Поздно вечером в воскресенье в ходе затянувшейся и, очевидно, непростой дискуссии лидеры «восьмерки» сумели согласовать итоговое заявление по Ближнему Востоку. Причиной кризиса в документе названы действия «экстремистских сил» из «Хизболлы» и ХАМАС, убивших, а также похитивших израильтян и обстреливающих ракетами территорию Израиля. «Экстремисты должны немедленно прекратить свои нападения», -- сказано в документе без указания конкретных адресатов этого требования. В заявлении также содержится призыв к Израилю проявлять максимальную сдержанность, стремясь избегать жертв среди ни в чем не повинного гражданского населения. Что касается Ливана, лидеры «восьмерки» призывают Совбез ООН разработать план для осуществления резолюций СБ 1559 и 1680. Они касаются прежде всего восстановления суверенной власти ливанского правительства на всей территории страны.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» один из российских экспертов, участвующих в работе саммита, «ближневосточное» заявление лидеров «большой восьмерки» «является едва ли чем-то большим, нежели дежурная декларация, наполненная общими словами». Слишком уж разнятся сегодня позиции сторон в отношении этой проблемы. Например, в Санкт-Петербурге обнаружилось даже больше расхождений между Москвой и Парижем, чем это было раньше. По словам нашего собеседника, это касается в первую очередь негативной оценки Францией роли Сирии, стоящей за экстремистами из "Хизбаллы". Очевидно, это и стало причиной того, что Сирия не упоминается в заявлении, такой подход свидетельствует о достижении компромисса при выработке документа. Кремлю же, как утверждает эксперт, необходимо подчеркнуть усиление роли России в ближневосточном квартете (туда входят также США, Евросоюз и ООН. -- Ред.), где до нынешнего года она выглядела номинальной. Поэтому так важно было принять хоть какой-нибудь «питерский» документ по Ближнему Востоку, под которым подписались все восемь лидеров.
Впрочем, это не исключает возможности, что Владимир Путин выскажется отдельно по этой проблеме еще раз -- либо в ходе саммита, либо по его окончании -- и, как выразился российский эксперт, изложит «самостоятельную и активную позицию Кремля».
|