На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

"Расширившийся Евросоюз стал для России более трудным партнером"



"Время новостей"

2005-07-26 14:42:54

У Михаила Фрадкова наконец появился преемник. Вчера президент Владимир Путин подписал указ о назначении постоянным представителем России при Европейских сообществах в Брюсселе 51-летнего Владимира Чижова. До марта 2004 года эту должность в бельгийской столице занимал г-н Михаил Фрадков, а после его назначения премьер-министром должность пустовала. Сам г-н Чижов с 2002 года, будучи заместителем министра иностранных дел, курировал европейское направление российской дипломатии. В своем первом интервью в качестве постпреда при ЕС Владимир ЧИЖОВ рассказывает об отношениях России и Евросоюза.

-- Вам предстоит работа в качестве постпреда России при Евросоюзе. Ряды ЕС быстро разрастаются -- наверное, расширится и российское представительство в том старинном роскошном особняке в Брюсселе, где прежде работал Михаил Фрадков?

-- Теперь этот особняк -- лишь вершина айсберга. Как раз в период работы в ЕС Михаила Ефимовича Фрадкова было решено качественно нарастить наше присутствие в Брюсселе именно в рамках постпредства при ЕС, чтобы перенести туда основную тяжесть работы на этом направлении. Там будет более ста человек. Даже чуть-чуть больше, чем у постоянного представителя России при ООН Андрея Денисова в Нью-Йорке. Но есть и разница. ООН -- это центр преимущественно дипломатической работы. А в ЕС приходится заниматься широким кругом вопросов: начиная от совместной борьбы с терроризмом и кончая тарифами на отдельные виды алюминиевой продукции. Это требует от сотрудников широкой специализации. Я профессиональный дипломат, но в составе миссии при ЕС будет много представителей Минэкономразвития России. Там будут представители почти всех структур, начиная с Генпрокуратуры и кончая Минсельхозом.

-- Штат представительства при ЕС уже набран?

-- Решение было принято в прошлом году, оно постепенно реализуется. Подбираются и оформляются люди. При Евросоюзе оформиться не так и просто. Нужно получить аккредитацию, что требует консенсусного решения всех 25 стран -- членов ЕС. Причем решение нужно как по постпреду, так и по всем сотрудникам, вплоть до машинисток и водителей.

-- Какие задачи на европейском направлении станут первоочередными?

-- Задачи обширны. ЕС -- стратегический партнер России, на него приходится более 50% нашего товарооборота. Россия для Евросоюза -- крупнейший поставщик ряда товаров, прежде всего энергоносителей. К тому же Евросоюз меняется -- он расширяется и обретает новые измерения, вплоть до военно-политического. Соответственно расширяется и спектр нашего взаимодействия.

-- На майском саммите Совета Европы в Варшаве звучала идея провести саммит Европы между всеми основными европейскими организациями. Какую роль среди них играет ЕС?

-- ЕС был бы одним из ключевых участников такого саммита. Если смотреть на состав, то наиболее представительной структурой является ОБСЕ, куда входит 55 государств. В Совете Европы их 46, в ЕС -- 25, в НАТО -- 26, в СНГ -- 12, в ЕврАзЭС и ОДКБ -- по шесть, в российско-белорусском союзе всего два государства. Однако ни одна из европейских или евроатлантических организаций не в состоянии в одиночку справиться со всем набором современных рисков и вызовов безопасности. Например, НАТО не приспособлена для борьбы с террористами-смертниками. Так же и Евросоюз не приспособлен для борьбы с наркотрафиком, а Совет Европы -- для урегулирования региональных конфликтов.

-- Но ведь с терроризмом и Европол не справляется...

-- Приведу любопытный казус: решением конституционного суда ФРГ признан неконституционным европейский ордер на арест, по которому с большим трудом пять лет шли переговоры. Властям ФРГ придется дополнять свое законодательство, чтобы евроордер приобрел законную силу.

-- Но ведь еще действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Евросоюзом.

-- Помимо разработки планов реализации «дорожных карт» и подготовки очередного саммита к началу октября, одной из ключевых среднесрочных задач, стоящих передо мной и коллективом постпредства, будет работа по «фактору 2007 года». Иными словами, судьба СПС. 1 декабря 2007 года исполнится десять лет со дня вступления этого соглашения в силу. Оно и было рассчитано на десять лет. Подписанию СПС в 1994 году предшествовали три года переговоров, которые начались еще при СССР.

Конечно, с завершением десятилетнего срока в правовой вакуум мы не впадем. Предусмотрено ежегодное автоматическое продление соглашения, если одна из сторон не предупредит за шесть месяцев о намерении прекратить его действие. Но многое в этом документе уже устарело, а к 2007 году устареет еще больше. Например, почти треть текста СПС -- это вопросы, относящиеся к сфере ВТО. Когда Россия присоединится к ВТО, треть документа разом станет ненужной. С другой стороны, в отношениях с ЕС появились моменты, которых не было в 1994 году. Например, сотрудничество по линии европейской политики безопасности и обороны в СПС вообще не отражено -- такой политики тогда не было. 30 октября 2000 года, при французском председательстве в ЕС, мы приняли заявление, заполнившее возникшую нишу в этой сфере. К тому же в 2007 году ожидается новое расширение ЕС -- на очереди Болгария и Румыния.

-- Проект конституции ЕС столкнулся с трудностями -- его не одобрили жители Франции и Нидерландов. Что это означает для отношений нашей страны с Евросоюзом?

-- Не буду впадать в спекуляции относительно судьбы этого документа. У нас нет оснований радоваться провалу евроконституции. Ведь чем больше ясности будет в наших отношениях с ЕС, тем лучше.

-- Но продвижение евроконституции сильно замедлилось. Повредит ли это укреплению связей России с ЕС?

-- Строить новые формы сотрудничества на будущее было бы проще, если евроконституция к тому времени вступит в силу. Здесь важен и чисто организационный момент. Сейчас в ЕС сохраняется система полугодовых председательств стран-членов. Каждый саммит Россия--ЕС дважды в год проходит с новым председательством. Между тем евроконституция предусматривает создание поста председателя Евросоюза. Хавьер Солана станет министром иностранных дел и одновременно вице-председателем Комиссии ЕС, а не высоким представителем ЕС по внешней политике. Персонально вопрос уже решен. Но г-н Солана из-за провала конституции двумя странами пока не может продвигаться к созданию единой дипломатической службы ЕС. Все оказалось в подвешенном состоянии, что нашу работу не упрощает.

-- Многие считают, что евроконституции повредило слишком быстрое расширение союза. ЕС по-прежнему нацелен на пополнение рядов?

--
Расширение, думаю, будет. Хотя и не столь массированное, как прошлогоднее. В 2007 году это будут Болгария и Румыния плюс, может быть, Хорватия. Турция же только начнет 3 октября предварительные переговоры с ЕС.

-- Расширение ЕС за счет бывших советских республик Прибалтики осложнило диалог России с Евросоюзом. В Балтии нарушаются права национальных меньшинств, восхваляется нацизм, появились намеки на территориальные притязания к России. Как в этих условиях строить наше взаимодействие с ЕС?

--
Да, расширившийся Евросоюз из 25 государств стал для России более трудным партнером. Мы предупреждали старый ЕС, куда входили 15 государств, об определенных сложностях с нашими бывшими согражданами. Ведь ЕС работает на основе консенсуса. Тогда мы высказывали надежду, что благотворное воспитательное воздействие старых европейских традиций окажет на них позитивное влияние. Пока этого не произошло, но будем надеяться...

-- Эстонцы утверждают, что ЕС поддерживает их позицию по пограничным договорам с Россией, ратифицировать которые Москва отказалась. Так ли это?

--
Мы проверили -- утверждение о чуть ли не безоговорочной поддержке Евросоюзом эстонской версии ситуации с пограндоговорами не соответствует действительности. ЕС отметил, что речь идет о сугубо двустороннем вопросе, выразил сожаление, что возникла такая ситуация и пожелал обеим сторонам поскорее ее разрешить.

-- То есть никакого вмешательства ЕС в российско-эстонские отношения нет?

--
И быть не может. Говорить, что ЕС представляет единое правовое поле, было бы преувеличением. Наиболее чувствительные вопросы по-прежнему находятся в компетенции стран-членов. ЕС тем и отличается от классической федерации, что вопросы обороны и внешней политики оставлены в национальном ведении. А вот сельское хозяйство, трудовое законодательство и тому подобное они уступили.

-- Ожидается ли продвижение по пограничному договору с Латвией?

--
Увы, сегодня судьба договоров с Латвией и Эстонией одинаково незавидна. Собственно, Рига и Таллин пошли по одному пути с некоторыми вариациями. В Латвии пресловутая односторонняя декларация была плодом деятельности правительства. В Эстонии же правительство в лице министра иностранных дел подписало с нами договоры, а потом оппозиция в парламенте провалила ратификацию с перевесом в два голоса. Не хочу вмешиваться во внутренние дела Эстонии, но мне кажется, было бы логичнее отложить голосование и поработать с оппозицией. Однако в Таллине пошли по пути форсирования решения. Там через несколько дней собрали внеочередное заседание парламента, на котором в ратификационный закон включили известный пассаж, что позволило оппозиции поддержать законопроект. А ведь как эстонцы радовались, что обогнали латышей в этом забеге! А теперь откатились назад.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100