Самолеты -- это вам не ХАМАС |
| 2006-02-15 09:26:07 Сегодня как никогда Франция и Россия «должны говорить на международной арене в один голос». Эти слова французского премьер-министра Доминика де Вильпена, произнесенные вчера в Москве, можно считать лейтмотивом его двухдневного визита в российскую столицу.
Перечень международных проблем, по которым Москва и Париж занимают аналогичные или близкие позиции, широк. Это борьба с международным терроризмом, углубление взаимодействия между Россией и ЕС в энергетической сфере, иранская ядерная программа. В принятом вчера совместном российско-французском заявлении признаются «законные права иранского народа развивать безопасную устойчивую атомную энергетическую программу». Одновременно подчеркивается, что Тегеран должен выполнять требования Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Схожие позиции россияне и французы заняли по проблемам Ближнего Востока, в частности, в отношении к радикальному Исламскому движению сопротивления (ХАМАС), победившему на парламентских выборах в Палестинской автономии 25 января. Франция вынуждена учитывать в этом вопросе решение Евросоюза, включившего ХАМАС в список террористических организаций. Однако это не помешало официальному Парижу поддержать предложение Владимира Путина наладить диалог с ХАМАС. Доминик де Вильпен выразил надежду, что контакты с Россией «приведут к эволюции позиции ХАМАС и к прогрессу в Ближневосточном регионе».
Такое мнение резко отличается от позиции США и Израиля. Вчера американская газета "Нью-Йорк таймс" даже написала со ссылкой на высокопоставленных западных дипломатов, что Тель-Авив и Вашингтон решили работать над дискредитацией ХАМАС, чтобы доказать: движение не способно управлять Палестиной (этого легко добиться урезанием финансовой помощи автономии). А когда ХАМАС не справится, можно будет провести новые выборы. США и Израиль, однако, вчера вечером активно опровергали эту публикацию.
Кстати, словно желая подтвердить наличие логики в позиции России и Франции в пользу диалога с ХАМАС, политическое руководство движения вчера отдало приказ о разоружении своим сторонникам в северной части сектора Газа.
К тому же Доминик де Вильпен не в пример германскому канцлеру Ангеле Меркель аккуратно не вторгался в чеченский вопрос. Правда, французский премьер все-таки сказал, что похищения людей, которые практикуются в Чечне, -- это нехороший признак.
В свою очередь по политической линии Михаил Фрадков выразил надежду на серьезную поддержку Франции в переговорах с Евросоюзом. Сюда входит и упрощение визового режима, и калининградский транзит, и экономическое сотрудничество.
Но «говорить в один голос» у России и Франции пока получается не всегда. По ХАМАС странам договориться оказалось проще, чем по некоторым экономическим проблемам. И если французская компания «Газ де Франс» уже ведет переговоры с «Газпромом» об участии в строительстве Северо-Европейского газопровода, то в авиакосмической области сохраняются нестыковки. Михаил Фрадков даже посетовал, что французская сторона недооценивает качество российского учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ и самолета-амфибии Бе-200. Относительно закупок первого в Париже колеблются, а вторым уже предпочли канадские «Бомбардье». Подобное недоверие, по словам российского премьера, «сужает рамки взаимодействия».
Впрочем, возможно, экскурсия по Научно-производственному объединению имени Лавочкина, устроенная для французского гостя, убедит последнего в широких возможностях российской авиакосмической техники. Французская сторона уже заключила с Россией контракт на запуск четырех новых ракет-носителей «Союз-СТ» с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Несмотря на щепетильные моменты в экономическом партнерстве, премьеры с глубоким удовлетворением сообщили, что товарооборот между двумя странами растет год от года. В прошлом году наторговали на 9 млрд долл. А в этом товарооборот составит никак не меньше 10 миллиардов.
Петр ИСКЕНДЕРОВ, Вера КУЗНЕЦОВА
Упомянутые персоналии 
|