На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом Куплю диплом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Силу можно почерпнуть в сдержанности



"Независимая Газета"

2006-02-16 15:33:02

Неуклюжие действия Вашингтона в ответ на настойчивое стремление Ирана возобновить свою ядерную программу могут усугубить ситуацию. Ведь сейчас по Ирану в США формируется двухпартийный консенсус, которого не было ни по Ираку, ни в более широких рамках войны с «Аль-Каидой».

К сожалению, этот консенсус носит искусственный характер, так как он основан на излишне упрощенном толковании угрозы, а также ошибочном мнении, будто дипломатические усилия исчерпаны или бесполезны. Он связан с преждевременным выводом, что у США не осталось иного выбора, кроме как прибегнуть к «военному решению».

С оглядкой на близость выборов нынешней осени и из желания продемонстрировать свою решительность и силу в сфере обороны администрация Буша и лидеры Конгресса ведут дискуссии, выделяющиеся ориентацией напоказ. Они преувеличивают иранскую угрозу и одновременно обходят стороной вопрос о серьезных последствиях в результате американского или израильского удара.

Вместе с тем нет анализа и проработки всего спектра возможных вариантов и путей действия в ответ на существующие и будущие шаги иранцев. Определяя и характеризуя угрозу, мы не должны допускать преувеличений и паники. Требуются, наоборот, точность и ясность.

По сообщениям СМИ и официальным заявлениям администрации Буша, Ирану требуется еще от 5 до 10 лет для создания ядерного взрывного устройства и средств его доставки. Если эти сообщения верны, то угроза, которую несет Иран Израилю, Западу и Соединенным Штатам, точнее может быть названа нарождающейся, а не серьезной или неизбежной.

Тем не менее вряд ли можно ощущать себя комфортно рядом с Ираном, поддерживающим ХАМАС и «Хезболлах» и к тому же обладающим ядерным оружием. Вызывают тревогу и беспокойство и недавние заявления президента Махмуда Ахмадинежада, включая его призыв к уничтожению Израиля. Однако как бы ни были несуразны и безобразны такие выпады, ориентированные на определенную аудиторию внутри страны, они мало что значат помимо бравады, как это было в свое время с обещаниями Никиты Хрущева «похоронить» нас.

В любом случае сочетание таких факторов, как оправданное желание не допустить распространения ядерного оружия, существования в Иране режима, который далеко не является транспарентным и надежным, и лидера, делающего странные и беспокоящие заявления, – все это побуждает некоторых обычно уравновешенных людей вроде сенатора Джона Маккейна изображать чрезмерно мрачную и тревожную картину.

Как заявил недавно Маккейн, «есть только одна вещь хуже, чем военный вариант. Это Иран, вооруженный ядерным оружием». Получается, что вашингтонские политики обращаются к двухвариантному балансированию на грани, напоминающему о времени, когда в залах Госдепартамента прохаживался Джон Фостер Даллес.

Выходит, что единственным курсом действий стала своего рода формула: «выпадет решка, то мы выиграли, а если орел, то вы проиграли». Иначе говоря, возможны лишь два исхода: либо полная капитуляция Ирана по ядерной проблеме, либо полное уничтожение иранских ядерных объектов в результате военного удара.

Маккейн и другие «ястребы» избегают обсуждения последствий такой операции. Однако в отличие от израильского рейда, разрушившего иракский реактор в Озираке в 1981 году, в данном случае потребуется широкомасштабная кампания воздушных бомбардировок для уничтожения не только двух десятков ядерных исследовательских объектов, но и баз иранских самолетов-истребителей, командных пунктов, позиций ПВО, и – чтобы упредить ответные удары по базам США в регионе – ракетных установок.

Угроза, создаваемая Ираном даже с ядерным оружием, не сильнее, чем та апоплексическая реакция, которая последует в случае подобного военного удара с его стороны и со стороны арабо-мусульманского мира. Бомбежка Ирана будет иметь катастрофические последствия: приведет к еще большей радикализации Ирана, распалит Ближний Восток и даст толчок цепной реакции в мире, которая может привести к захвату власти исламскими фундаменталистами в обладающем ядерным оружием Пакистане.

США могли бы в этой ситуации задействовать комбинацию дипломатических, военных и экономических мер. Прежде всего недвусмысленно и категорически заявить, что они никогда не нанесут первыми удар по Ирану с использованием ядерного оружия и отказываются от объявленной ранее в качестве цели смены режима в Иране. При этом стоит предложить нормализовать американо-иранские отношения и без задержек восстановить взаимное дипломатическое присутствие в Вашингтоне и Тегеране.

Можно было бы высказаться за проведение в ближайшем будущем саммита, возможно, на египетской территории, одобрить идею президента Владимира Путина об обогащении иранского урана на российской территории и под российским контролем, провести кампанию общественной дипломатии, ориентированную на иранских и арабских умеренных и реформаторов.

В эту же комбинацию мер можно было бы включить продвижение тезиса, что создание ядерного оружия обойдется Ирану крайне дорого, но мало чем поможет укреплению его безопасности; поддержать демократические чаяния иранского народа, подтвердить американскую поддержку Израиля и желание США помочь сторонам достичь всеобъемлющего мира между Израилем и палестинцами; расширить возможности контактов между американцами и иранцами.

Вашингтон мог бы также объявить о своей готовности развернуть и использовать для защиты Израиля надежную и полностью интегрированную систему противоракетной обороны театра военных действий в случае, если Иран будет продолжать программу ядерных исследований. Кроме того, можно было бы изучить возможность дополнительного размещения вдоль ирано-иракской границы системы ПРО для перехвата ракет на разгонной стадии в случае, если такая система будет надежной и Ирак согласится на эту меру.

Тегерану можно было бы также сообщить, что такие действия, как отказ от международного мониторинга, могут привести к объявлению против него целевых санкций, включая запрет на импорт Ираном технологий двойного применения. В то же время можно было бы подчеркнуть наше нежелание прибегнуть к бойкоту иранской нефти, так как это создаст трудности для иранского народа.

Хотя некоторые из этих мер и шагов могут выглядеть излишне чрезвычайными и даже радикальными, очевиден тот факт, что дипломатии, особенно во времена кризиса, присущ поиск компромисса.

Должны найтись люди, которые вскоре попытаются убедить президента Буша и некоторых членов Конгресса, что силу часто можно почерпнуть в сдержанности, а компромисс не всегда равнозначен умиротворению. Ведь дипломатия не может сводиться к простому: «Делайте то, что я вам говорю, или мы будем бомбить».

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100