На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
Купить диплом в Москве без предоплаты
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

У демократии меньше ресурсов, чем у Пентагона и ЦРУ



"Независимая Газета"

2006-02-27 10:59:38

Директор нью-йоркского Центра международного сотрудничества профессор Барнетт Рубин был автором Конституции Афганистана и советником президента США по Афганистану в 2001–2002 годах. Профессор Рубин уверен, что отношения между Афганистаном и Россией, а также странами Центрально-Азиатского региона должны развиваться «без бремени прошлых лет». В эксклюзивном интервью «НГ» американский ученый рассказал о взаимоотношениях США, России и стран Центральной Азии и о перспективах региона.

-Господин Рубин, вы являетесь разработчиком Конституции Афганистана. Насколько, на ваш взгляд, она соответствует нынешним требованиям общества и не требует ли изменений и дополнений?

– Безусловно, в том виде, в каком Конституция существует сейчас, нельзя считать ее совершенной, поэтому не исключено, что она будет изменяться. Вообще после столь длительного конфликта написать совершенную конституцию невозможно. Это относится не только к Афганистану. Президент Хамид Карзай как-то сказал, что конституция должна действовать следующие 50 лет и даже 500, но для этого нужно ей хотя бы год проработать.

Сегодня Афганистан – президентская республика. Правительству удалось восстановить государственные структуры, и оно пытается строить государство на основе исламского права и национальных традиций. Большинство афганских граждан поддерживают сильное центральное правительство. Как вы знаете, на протяжении многих лет страна была раздроблена, в каждом районе был свой командир. Сегодня все стремятся подчинить власть единой структуре, поэтому избрали президентскую форму правления. Однако в будущем, в условиях сильного государства, можно будет обсуждать и децентрализацию власти. Но для этого необходимо, чтобы политические партии и парламент набрали силу, только тогда можно будет обсуждать переход к президентско-парламентской форме правления.

– Намерено ли правительство США содействовать развитию демократии в Афганистане и в странах Центральной Азии в целом?

– Я должен подчеркнуть, что я не представляю правительство США. Вместе с тем я не думаю, что развитие демократии в странах Центральной Азии является приоритетным направлением для Вашингтона. Главное сейчас – это стабильность в регионе, подготовка условий для действий коалиционных сил в Афганистане. Безусловно, в правительстве США есть структуры, которые занимаются развитием демократии и которые будут продолжать свою работу, но у них гораздо меньше ресурсов, нежели у Пентагона и ЦРУ.

– Как по-вашему, потенциал антитеррористических усилий в Афганистане не пострадал в результате ухода американских войск из Узбекистана?

– Я разговаривал с американскими военными, которые служат в Афганистане, и мне не показалось, что они сильно обеспокоены этой ситуацией. Но есть другой аспект – политический, и он более важен. К борьбе с терроризмом существуют разные подходы, и очевидно, что у США и Узбекистана они разные. Иногда бывает так, что американское правительство декларирует один подход, а на деле все происходит иначе.

Закрытие американской военной базы в Ханабаде, судя по всему, было связано с событиями в Андижане, которые до сих пор оцениваются неоднозначно. Насколько я понимаю, была некая вооруженная группа, которая предприняла попытку освободить с помощью оружия заключенных из тюрьмы. В то же самое время надо признать, что режим в Узбекистане авторитарный, поэтому шансов для мирного диалога с оппозицией нет никаких. И в этих обстоятельствах угроза терроризма будет только возрастать. Поэтому и принимаются решения, которые рассчитаны на использование силы в борьбе с терроризмом. С другой стороны, нужно развивать демократию и политическую систему, что позволяет улучшить условия жизни. Американское правительство считает, что нужно идти по второму пути, поэтому критикует Узбекистан. Конечно, нужно развивать демократию. Ранее США не способствовали этому процессу в Узбекистане, однако события в Андижане показали, что эту тему нельзя игнорировать.

– Насколько соответствуют слухи о том, что после ухода американцев из Узбекистана Пентагон, дабы не ослабить военную составляющую в регионе, ведет переговоры с президентом Ниязовым о размещении своих военных на территории Туркмении. Получается, что Туркменбаши лучше Каримова?

– Не хочу обсуждать, кто лучше – Каримов или Ниязов. Америка размещает свои базы в странах не для того, чтобы показать, поддерживает или не поддерживает она правительство этой страны. США размещают свои базы исходя из собственных интересов. Демократии мало в Узбекистане, но еще меньше ее в Туркмении. Если в Узбекистане были движения протеста, которые в итоге привели к насилию, то в Туркмении даже этого нет. Только поэтому Туркмения кажется более мирной.

– Но в Узбекистане этот конфликт был спровоцирован не демократическими силами, а исламистскими...

– Сама суть конфликта необязательно должна быть идеологической. Это движение социальных и политических противоречий. Иногда это базируется на национальном факторе, иногда на религиозном – все зависит от того, кто является организатором. В Узбекистане некоторые движения занимают сейчас исламистские позиции. К примеру, в Таджикистане во время гражданской войны также были движения националистического и исламистского характера.

– В нынешнем году в Таджикистане пройдут выборы президента. Как вы полагаете, возможно ли обострение ситуации между властью и оппозицией?

– Во время любых выборов всегда есть противоречия, поскольку речь идет о власти. Пару месяцев назад я был в Таджикистане и встречался с местной оппозицией. У меня сложилось впечатление, что они не рассчитывают на победу демократии в Таджикистане. Они понимают, что им удастся набрать небольшое количество голосов. До тех пор, пока у них есть место для маневра, они не будут усиливать напряжение, провоцировать нестабильность.

– Может, это страх пережитой гражданской войны?

– Конечно, печальный опыт гражданской войны никто не хочет повторять. Правительство Таджикистана не пытается уничтожить оппозицию, а дает ей поле для маневра. В свою очередь и оппозиция не хочет повторить опыт гражданской войны. В результате соблюдается некий баланс интересов.

– Получается, что правительство удерживает оппозицию на коротком поводке?

– Официальная власть налагает определенные ограничения, но дает существовать оппозиции. Ей разрешено иметь свои СМИ, у оппозиции есть несколько мест в парламенте. Тогда как в Узбекистане и тем более в Туркмении для оппозиции вовсе нет места. Насмотря на то что Таджикистан нельзя считать демократической страной, здесь все же больше свободы. Я начал ездить в Таджикистан с 1994 года и вижу, что ситуация улучшается. Люди видят прогресс в политической, экономической и социальной сфере. Это, конечно, не то, что люди хотели бы видеть как конечный результат, но существует баланс и определенный прогресс.

– Сейчас самая сложная проблема в этом регионе связана с Ираном. Насколько в отношения Тегерана и Вашингтона втянуты соседние страны?

– Главный вопрос в американо-иранских отношениях – это вопрос развития ядерной программы. Отношения США и Ирана сложны и трудно объяснимы. США и Иран были противниками на протяжении многих лет.

Сейчас у всех в мире есть свои противоречия с Ираном. Хотя бы потому, что к власти пришло экстремистское правительство. Прошлое правительство пыталось сохранять баланс, но не Ахмадинежад. Если бы Иран попытался сохранить какой-то баланс с остальным миром и налаживал отношения с Европой, разделив каким-то образом Европу от Америки... Но в последнее время Иран отверг все европейские инициативы. Кроме того, он отверг российские предложения по обогащению урана, это поставило Россию в неудобное положение как посредника. Это также осложняет жизнь Афганистана, потому что Афганистан нуждается в Иране с экономической точки зрения и нужен Америке с военной точки зрения.

Афганистан слаб, ему тяжело самостоятельно справиться с конфликтом. Я думаю, что правительство Ирана продолжает политику предыдущего правительства, которое пыталось осложнить отношения с другими странами. Получается, что радикалы в правительстве Ирана и радикалы в правительстве США имеют одинаковый интерес.

– Могут ли постсоветские страны предоставить свою территорию для дислокации американских военных баз и нанесения ударов по Ирану?

– Пожалуй, нет. Достаточно того, что США имеют базы в Афганистане. База в Киргизии служит для обеспечения операции в Афганистане.

– По некоторым данным, основные силы талибов в настоящее время базируются в Вазиристане (Северный Пакистан). А на днях они заявили о том, что намерены создать в этой провинции независимое исламское государство...

– Известно, что Исламабад фактически не контролирует Вазиристан. В этот район не допускаются вооруженные силы Пакистана, тем не менее «Талибан» не способен сделать Вазиристан своим независимым государством. «Талибан» не создает в этой провинции государственные структуры управления, а намерен держать эту территорию под контролем. Правда, это не снимает ответственности с официального Исламабада, который должен определиться с тем, входит ли Вазиристан в состав Пакистана. Кроме того, эта ситуация опасна и для Афганистана, так как эта территория может использоваться как плацдарм для последующих атак на Афганистан. Но сложившаяся ситуация в Вазиристане еще более опасна для Пакистана. На днях была встреча президентов Пакистана и Афганистана, в ходе которой как раз обсуждалась ситуация в Вазиристане.

– Как долго продлится еще антитеррористическая операция в Афганистане?

– Трудно предсказать окончание операции, поскольку в Афганистане нет стабильности уже более 30 лет. Но я надеюсь, что Афганистан не будет нестабильным в течение следующих 30 лет. Невозможно сейчас сделать какой-либо прогноз и сказать, как будет развиваться ситуация. Но Хамид Карзай не доволен тем, что США приняли решение о сокращении численности коалиционных сил до 4 тысяч солдат.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: info@mezhdunarodnik.ru
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100