Долг Индии будет погашен в 2037 году |
| 2006-03-13 10:18:17 Глава российского правительства Михаил Фрадков прибудет 16 марта с официальным визитом в Индию. В преддверии этого события посол России в Индии Вячеслав Трубников в эксклюзивном интервью «НГ» дает оценку нынешнему состоянию российско-индийских отношений, рассказывает о том, какие меры Москва и Дели собираются предпринять, чтобы преодолеть нынешний спад в торговле.
– Вячеслав Иванович, какова цель визита Михаила Фрадкова в Индию? Будут ли обсуждаться политические проблемы или стороны сосредоточатся на вопросах экономических отношений между двумя странами?
– В центре внимания будут вопросы развития российско-индийского экономического сотрудничества. Без сомнения, предстоящий визит – важнейшее политическое событие в двусторонних отношениях, продолжение интенсивного и доверительного политического диалога в рамках стратегического партнерства с Индией, которое высоко ценится российской стороной и служит делу укрепления международной безопасности, содействует построению подлинно демократического многополярного миропорядка.
Центральным мероприятием визита Фрадкова станут его переговоры с премьер-министром Манмоханом Сингхом. Состоится обмен мнениями по широкому спектру международных и региональных проблем.
– США – главный торговый партнер Индии. С Китаем ее ежегодный товарооборот достиг 18 миллиардов долларов. А российско-индийский товарооборот составляет примерно 2 миллиарда долларов. В чем причина спада в торговле?
– Действительно, внешнеторговый оборот по итогам 2005 года составил порядка 2 миллиардов долларов. На долю Индии приходится всего около 1% российской внешней торговли. Быстрому развитию двусторонних торговых отношений препятствует в первую очередь недостаточный обмен информацией между нашими деловыми кругами. В связи с этим встает вопрос об узости товарной номенклатуры и высоком удельном весе сырьевой группы товаров.
Сейчас 60% российского экспорта в Индию приходится на четыре основные позиции: сырьевые товары, черные и цветные металлы, удобрения, газетная бумага. Доля машин, оборудования и транспортных средств (авиатехника, металлорежущие станки, электротехника) в последние годы сократилась до 5–10% годовых экспортных поставок.
Основными статьями импорта из Индии по-прежнему остаются чай, кофе, табак, соевый шрот, специи, фармацевтические и парфюмерные товары, текстильные изделия, кожгалантерея, изделия из пластмасс. На сельхозпродукцию приходится около 40% стоимости импорта, фармацевтическую продукцию – 8%, машинотехническое оборудование – 6%.
– Планируют ли Россия и Индия предпринять какие-либо шаги, чтобы преодолеть спад?
– Нужно совершенствовать и расширять товарную структуру торговли, в частности, за счет увеличения в ней удельного веса высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Пока что сотрудничество в сфере высоких технологий носит в основном научно-технический характер, в то время как коммерциализация совместно разработанных технологий находится на низком уровне. Необходимо расширять круг партнеров в России и Индии для коммерческого продвижения в промышленность российских и индийских высоких технологий. Нужно также улучшать взаимодействие по линии банковского сектора.
К сожалению, при осуществлении торговых операций высока доля транспортных расходов. В этой связи необходимо способствовать скорейшему началу масштабного коммерческого использования транспортного коридора Север–Юг, в большей мере задействовать потенциал российских портов, таких, например, как Новороссийск. Что касается перспектив развития российско-индийских экономических отношений, то существуют реальные возможности для увеличения двустороннего торгового оборота до уровня 8–10 миллиардов долларов в течение ближайших пяти лет.
В настоящее время реализуется целый ряд долгосрочных проектов в таких отраслях, как энергетика, черная и цветная металлургия, транспортное строительство, фармацевтика, машиностроение, авиация.
Особую надежду мы возлагаем на развитие сотрудничества в сфере высоких, в первую очередь информационных, технологий и на поставки углеводородного сырья и топлива (нефти, нефтепродуктов, сжиженного природного газа, коксующегося угля), в которых растущая индийская экономика испытывает острую потребность. Все вышеуказанные проекты являются долгосрочными и чрезвычайно капиталоемкими. В большинстве своем они не рассчитаны на получение быстрых результатов, однако именно эти фундаментальные проекты в стратегически значимых отраслях являются прочной базой для развития российско-индийского взаимодействия.
– Как вы оцениваете американо-индийские договоренности в ядерной сфере? Какое влияние они могут оказать на российско-индийское сотрудничество в этой области?
– Мы всегда выступали за вовлечение Дели в международное сотрудничество в ядерной сфере, за снятие ограничений на поставки в Индию материалов и оборудования, необходимых для развития ее мирной атомной энергетики. Недавние индийско-американские переговоры могли бы способствовать этому процессу и привести в перспективе, в случае решения ряда международных проблем, к наращиванию поставок российского высокотехнологичного, в том числе реакторного оборудования в Индию, естественно, под контролем МАГАТЭ.
– Как идет строительство АЭС «Куданкулам» с участием России?
– Строительство АЭС «Куданкулам» в южноиндийском штате Тамилнаду в составе двух блоков по 1000 МВт электрической мощности каждый осуществляется по согласованному графику. С их введением в эксплуатацию индийская атомная энергетика получит существенную добавку к ныне действующим АЭС суммарной мощностью в 3320 МВт. Это позволит значительно увеличить поставки электричества в единую энергетическую сеть Индии, даст возможность строить новые энергоемкие предприятия, позволит создать новые рабочие места (особенно на юге Индии).
– В советское время Индия поставляла России хороший чай. А сегодня нашему потребителю идет низкосортный индийский чай. Кто виноват? Можно ли исправить положение?
– С точки зрения качества Индия способна производить и продавать чай любого уровня и на любой вкус. Поэтому Индия продает не плохой или хороший чай, а тот, который у нее покупают.
Тридцать лет назад на аукционе чай стоил 2,5–3 доллара за килограмм. Перед советской организацией, централизованно занимающейся закупкой чая, практически не вставал вопрос о цене конкретного лота. Наши дегустаторы ориентировались только на качество. В советское время наша страна являлась основным потребителем дорогих сортов индийского чая.
В постсоветский период, когда доллар резко поднялся в цене, потребитель в России не смог сразу смириться с ценой в 10 раз выше прежней. В итоге магазины заполнили дешевые сорта из Индонезии, Вьетнама, Грузии, Южной Индии (развитие чайного направления в Южной Индии напрямую зависело и зависит от спроса со стороны СНГ).
В течение 10–15 лет постоянных поставок дешевого южноиндийского чая рынок чая в России заметно перекосился. «Индийский чай» для массового потребителя стал олицетворением смеси низкого качества с фальсифицированной продукцией, а показателем хорошего вкуса стал чай цейлонский (впоследствии появилась мода на китайский зеленый чай).
Сегодня российские поставщики и производители этого продукта привыкли покупать дешевый чай из Южной Индии и дорогой из Шри-Ланки, поэтому Индия в этой ситуации напрямую не виновата. У нас на прилавках лежит тот чай, который мы покупаем. А в магазинах сегодня продается весь ассортимент чайной продукции, однако хуже всего живется тем производителям, которые сделали ставку на качественный и дорогой чай. По всей видимости, люди в массе своей не могут пока покупать хороший чай. Они выбирают цену. Но тенденция явно в пользу перемен.
– Индия заявляет, что вложила около двух миллиардов долларов в проект «Сахалин-1». Когда он заработает? Каким образом Индия будет получать нефть с Сахалина?
– Церемония начала производства нефтегазового сырья проекта «Сахалин-1» состоялась 1 октября 2005 года. «Сахалин-1» – не просто крупнейший инвестиционный проект с участием Индии в России. Этот проект, на мой взгляд, имеет важнейшее политическое значение. Благодаря ему экономическое сотрудничество наших стран, объектами которого, в частности, являются столь известные индийские предприятия, как металлургические заводы в Бхилаи и Визакхапатнаме, ГЭС «Тери» и строящаяся АЭС «Куданкулам», впервые переместилось на российскую территорию. И мы убеждены, что это лишь начало долгого пути – впереди еще множество взаимовыгодных проектов как в России, так и в Индии.
Что же касается доставки сырья, индийцы неоднократно заявляли о готовности полностью выбирать весь газ «Сахалина-1». При этом рассматривается целый ряд вариантов – от строительства терминала по производству сжиженного газа с его дальнейшей доставкой непосредственно в Индию до реализации в соседние государства с приобретением на вырученные средства аналогичного сырья у сопредельных с Индией стран.
– Индия собирается обновить парк своих истребителей. Речь идет более чем о 120 боевых машинах. На какую часть этого заказа может реально рассчитывать Россия? Мы предлагаем индийцам МиГ-29 или другие самолеты?
– Объявленному в 2005 году в Индии проекту MRCA (многофункциональный боевой самолет) в России уделяется серьезное внимание. Согласно принятой практике, в адрес зарубежных производителей авиатехники будут направлены так называемые официальные приглашения на участие в тендере. Наряду с F-16, F-18 (США), «Грипен» (Швеция), «Мираж» (Франция) данное приглашение получит и МиГ-35 – абсолютно новая версия МиГ-29, отлично зарекомендовавшего себя во всем мире, и в первую очередь в Индии. ФГУП «РСК «МиГ», несомненно, примет участие в тендере, проведение которого намечено в текущем году. Количество же машин будет заявлено индийской стороной. Мы готовы к любому варианту.
– Индийцы жалуются на трудности в получении виз для бизнесменов, едущих в Россию. Удалось ли облегчить для них визовый режим?
– В визовой работе российские консульские учреждения руководствуются Законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», подзаконными актами и внутренними инструкциями. Если лицо, намеревающееся въехать в Россию, выполняет заведенные требования, то никаких проблем с оформлением визы не возникает. Сложности создаются самими заявителями, которые пытаются обойти установленный порядок.
Для дальнейшего развития сотрудничества как Россия, так и Индия заинтересованы в визовых упрощениях. Речь идет об упрощении порядка оформления виз, в первую очередь для представителей деловых кругов, деятелей науки и культуры, студентов. Проект такого договора обеими сторонами согласован. Практически он готов к подписанию. Проблема в том, что индийская сторона не хочет идти на подписание соглашения о реадмиссии, регулирующего механизм репатриации.
Россия рассматривает данное соглашение в качестве обязательного условия подписания договора о визовых упрощениях. Вопрос должен решаться только в пакете. Посудите сами, по имеющейся в МИД России информации, в 2004 году на территорию РФ въехали 36 755, а выехали 30 982 граждан Индии. В течение первых шести месяцев 2005 года в Россию въехали 17 210, выехали – 14 749 индийцев. В прошлом году было задержано более 100 мигрантов из Индии, намеревавшихся незаконно выехать в страны Европы через нашу территорию.
Таким образом, дело теперь за индийской стороной: как только она пойдет на подписание соглашения о реадмиссии, будет заключен и договор о визовых упрощениях.
– Каковы размеры индийского долга России, оставшегося с советских времен? Как он погашается?
– Государственный долг Индии, оставшийся с советских времен, выражается в индийских рупиях, «привязанных» к единице SDR (специальные права заимствования) Международного валютного фонда, что является эффективной защитной оговоркой от курсовых колебаний валют. Сумма долга на 1 января, скорректированная с учетом действия защитной оговорки, эквивалентна 2,7 миллиарда долларов. Оставшийся срок погашения данной задолженности – до 2037 года включительно. Суммы ежегодных платежей уменьшаются со 170 миллионов долларов в 2006 году до 80 миллионов долларов в 2011 году и затем остаются неизменными – порядка 77 миллионов долларов в год. Столь длительный период погашения долга обусловлен отсрочкой (на 45 лет без начисления процентов) более чем 1/3 задолженности, предоставленной Индии в 1993 году одновременно с пересчетом задолженности, выраженной в рублях, в индийские рупии.
Погашение задолженности осуществляется поставками индийских товаров, закупаемых российскими организациями. При этом по мере наступления сроков платежей их суммы зачисляются индийской стороной на счет Внешэкономбанка в Резервном банке Индии и в дальнейшем используются российской стороной на оплату импорта индийских товаров.
В этих целях еженедельно проводятся тендеры по реализации средств в индийских рупиях заинтересованным российским организациям. Несмотря на предоставление тендерной скидки на реализуемые долговые средства, поступающие от Индии платежи используются на закупку товаров не в полном объеме. В настоящее время неиспользованный остаток поступивших долговых средств составляет эквивалент около 1 миллиарда долларов. Это объясняется недостаточной конкурентоспособностью товаров, предлагаемых в счет долговых средств.
Министерства финансов двух стран с 2004 года разрабатывают проект межправительственного соглашения в форме Обменных писем, предусматривающего использование долговых средств для инвестиций на территории Индии. Работа по согласованию проекта Обменных писем подходила к успешному завершению, однако в октябре 2005 года индийская сторона выдвинула два новых требования: блокировать инвестированные долговые средства (без права переуступки инструментов инвестиций) на длительный период и дисконтировать используемые для инвестиций средства.
К настоящему времени указанные требования индийской стороны несколько смягчены, однако остаются препятствием для подписания договоренности об инвестиционном использовании долговых средств. Надеюсь, что препятствия в достижении договоренности об инвестиционном использовании долговых средств не отражают точку зрения индийского руководства и что в ходе предстоящего официального визита председателя правительства России в Индию соответствующая договоренность будет окончательно достигнута.
|