Британия поворачивается к тори |
| 2006-05-16 15:40:13 Ситуацию вокруг возможной отставки премьер-министра Великобритании Тони Блэра и ее последствия для внешней и внутренней политики страны в интервью «НГ» комментирует профессор Джулиан Купер – замдиректора Центра российских и восточноевропейских исследований Бирмингемского университета (Великобритания).
– Профессор Купер, насколько вероятен уход Блэра следующим летом?
– Уже некоторое время очевидно, что Блэр собирается покинуть пост до следующих всеобщих выборов, которые, возможно, пройдут в 2008 году. Согласно новым слухам, премьер уйдет в 2007-м. Скорее всего его преемником станет канцлер казначейства Гордон Браун. Поскольку их политические взгляды очень схожи, радикальных перемен в британской внешней и внутренней политике ожидать не следует.
Однако уже сейчас очевиден рост популярности Консервативной партии под руководством Дэвида Кэмерона. Все больше британцев хотят перемен. Кто бы ни представлял Лейбористскую партию – Блэр, Браун или кто-то еще – лейбористы рискуют потерпеть поражение от консерваторов.
– Если Блэр уйдет летом следующего года, как будет развиваться ситуация? Возможны ли досрочные выборы?
– Если к тому моменту станет окончательно ясно, что Блэр передаст власть Брауну, досрочных выборов, вероятно, не будет. Но если внутренний кризис в Лейбористской партии к лету 2007 года углубится, такой поворот возможен.
– Как вы оцениваете нынешнее состояние российско-британских отношений?
– Они относительно неплохие. В целом отношения Европы, Запада с Россией стали прохладнее, чем прежде. Отношения осложнились, в частности, из-за политики России в сфере энергетики. Объективно также существует разница в интересах РФ и США с Великобританией в Иране. Это различие интересов необязательно должно вести к ухудшению отношений, при условии что обе стороны будут придерживаться здравого смысла. Одну из проблем представляет несдержанная, нервная реакция Москвы на критику. К примеру, вспомним реакцию на выступление вице-президента США Дика Чейни. Тут русские перестарались.
– Как недавние перестановки в британском кабинете могут отразиться на политике королевства в отношении Москвы?
– При Маргарет Беккетт прежняя линия в основном продолжится: ведь направлять министра будет та же команда экспертов и советников, что была у Джека Стро. Нет и причин для серьезных перемен. На Уайт-холле, как и в правительствах остальных стран – членов «большой восьмерки» идут приготовления к саммиту G8 в Санкт-Петербурге. И я не думаю, что Лондон собирается сыграть какую-нибудь злую шутку на встрече в верхах.
– Что России следует ожидать после ухода Блэра?
– У Брауна – его наиболее вероятного преемника – взгляды на Россию те же, что и у нынешнего хозяина Даунинг-стрит, 10. У канцлера казначейства более проамериканские взгляды и меньший оптимизм в отношении Евросоюза. Если к власти придут консерваторы, тогда фундаментальные перемены на российском направлении вероятны. Но прогнозировать, как Лондон станет относиться к Москве, непросто хотя бы потому, что многое будет зависеть от хода событий – той же ситуации вокруг Ирана и иных событий, по которым возможно различие во взглядах Запада и России, но которые еще не произошли.
|