На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
Купить диплом в Москве без предоплаты
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Победа Москвы в иранском гамбите



"Независимая Газета"

2006-06-26 14:46:53

США пошли на уступки Тегерану, убедившись, что не смогут получить поддержку европейцев для силовых действий. Идея сохранения за Ираном права вернуться в будущем к обогащению урана при отказе от его практической реализации в настоящий момент была выдвинута Россией и Германией.

Россия выходит на саммит «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге с важной дипломатической победой, обеспечившей прогресс в международных усилиях по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Предсказания о том, что разногласия между Россией и США и ЕС по иранской ядерной программе торпедируют повестку дня саммита «восьмерки», не сбылись.

Нет случайности в том, что президент Махмуд Ахмадинежад предпочел послать сигнал мировому сообществу о готовности Ирана вступить в переговоры именно после встречи с президентом Владимиром Путиным в рамках саммита ШОС в Шанхае.

Правильно оценив все более слабеющие в связи с ухудшающейся ситуацией в Ираке позиции администрации Буша и эффективно используя свои возможности в двустороннем диалоге с Ираном, а также особые партнерские отношения с одним из лидеров «евротройки» Германией, Москва выстроила грамотную переговорную стратегию и предложила адекватные переговорные развязки. А политический тандем Россия–Германия оказался наиболее эффективной комбинацией в формировании консенсусной позиции США, ЕС и России.

Для начала России и ЕС удалось убедить администрацию Буша в том, что в ситуации с Ираном «фирменные» американские подходы, связанные с наращиванием давления, угрозами экономических санкций и в конечном счете применения силы, дадут обратный эффект, а политика угроз только лишит международное сообщество влиять на позицию Ирана.

Именно предупреждение министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в ходе визита в Вашингтон в феврале о том, что наращивание давления на Тегеран может побудить иранские власти свернуть сотрудничество с МАГАТЭ, выдворить из страны инспекторов этой международной организации и даже по примеру Северной Кореи заявить о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, заставило администрацию Буша отказаться от тактики эскалации давления через принятие жесткой резолюции СБ ООН.

Последующий визит в Европу госсекретаря США Кондолизы Райс показал, что американцы не смогут получить поддержку европейцев для силовых действий. Как раз в этот момент Москва и Берлин предложили поменять последовательность шагов в переговорах с Ираном – сначала предложить пакет экономических и политических стимулов за прекращение работ по обогащению урана и возврат к полному сотрудничеству с МАГАТЭ и лишь в случае отказа Тегерана от сотрудничества перейти к обсуждению возможных санкций и наращиванию давления.

Россия и Германия смогли предложить и отстоять ключевую переговорную развязку, лишившую Иран возможности отказаться от диалога по своей ядерной программе. Дело в том, что ранее США и ЕС категорически настаивали на том, чтобы Иран полностью отказался от деятельности по обогащению урана на свое территории. Хотя формально право на проведение таких работ под контролем МАГАТЭ у иранцев имеется в соответствии с ДНЯО.

Тегеран же жестко стоял на том, что никто не может отнять у него суверенного права на проведение научных исследований и создание всего спектра ядерных технологий под гарантиями МАГАТЭ относительно их мирного использования. Поэтому требование Ирана о сохранении за ним права на проведение на своей территории работ по обогащению урана и создание собственного топливного цикла превратилось в блокиратор переговорного процесса.

И хотя риски ядерного распространения при сохранении за Ираном такой возможности были бы весьма высоки, само по себе отрицание закрепленного международным договором права государства на мирные исследования в ядерной области выглядело неубедительно и создавало прецедент дискриминации. Иранцы хорошо это понимали и не собирались менять свою позицию даже в ответ на российское предложение об обогащении урана и производстве топлива для иранских АЭС на территории России.

Когда весной 2006 года Москва впервые начала говорить о том, что Ирану можно было бы разрешить проведение весьма ограниченных экспериментов по обогащению урана на своей территории, это было воспринято в Вашингтоне и Брюсселе почти как предательство и попытка достижения сепаратных договоренностей с Тегераном. Но европейцы, прежде всего Германия, быстро поняли, что в этой идее заключается ключ к развязке – суверенное право страны на разработку и овладение высокими ядерными технологиями не должно ставиться под сомнение.

Именно идея о сохранении за Ираном суверенного права в будущем вернуться к обогащению урана при отказе от его практической реализации в настоящий момент была выдвинута Россией и Германией и не без труда принята другими участниками переговоров «шестерки».

Наконец, в тактическом плане Россия и Германия смогли убедить США и других членов «шестерки» в необходимости отказаться от письменного фиксирования перечня возможных международных санкций в отношении Ирана и жестких ссылок в резолюции СБ ООН на положения статьи 7 Устава ООН, открывающие дорогу к автоматическому применению силы. В предложениях «шестерки» Ирану в письменном виде перечислены лишь предлагаемые стимулы в научно-техническом и экономическом сотрудничестве, в то время как описание негативных последствий отказа Ирана от переговоров было изложено иранской стороне устно в ходе недавнего визита Хавьера Соланы.

Кодификация санкций в международном документе и предание их гласности было бы воспринято Ираном как ультиматум, согласиться с условиями которого иранское руководство не могло по внутриполитическим соображениям. В такой «упаковке» международное предложение было бы отвергнуто Тегераном и переговорный процесс не имел шансов на запуск.

Россия и Германия должны и дальше играть лидирующую роль в предстоящих переговорах с Ираном. Администрации Буша следует предоставить Москве и Берлину возможность направлять диалог, оставаясь на заднем плане и воздерживаясь от шагов, способных спровоцировать Иран на выход из переговоров.

Владимир Фролов, кандидат политических наук

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: info@mezhdunarodnik.ru
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100