На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
Купить диплом в Москве без предоплаты
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Прощай, оружие! Коллективное...



"Независимая Газета"

2005-02-14 16:23:16

Система коллективной обороны СНГ начала стремительно разваливаться. Первое свидетельство тому – предстоящая в ближайшее время ликвидация Штаба по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств – участниц Содружества независимых государств. Как стало известно «НГ» из информированных источников в Минобороны РФ, Москва после долгих и интенсивных консультаций наконец-то согласилась с предложением Астаны упразднить этот наднациональный орган. Структура, которая на протяжении всей постсоветской истории пыталась хоть как-то регулировать военные отношения между государствами СНГ, приказывает долго жить.

То, что такое решение, возможно, будет принято уже на саммите глав государств Содружества, который пройдет в августе 2005 года в Казани, подтвердил «НГ» вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, который был инициатором создания ШКВС, долгое время возглавлял секретариат Совета министров обороны СНГ и Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ. Сам генерал считает этот шаг «крайне ошибочным и вредным, значительно ослабляющим позиции России на постсоветском пространстве». Как известно, до сего времени Россия противилась упразднению ШКВС и даже на Совете министров обороны (СМО), который прошел в ноябре минувшего года, инициировала поддержку Штаба со стороны других республик СНГ – в первую очередь центральноазиатских и Армении. И вот теперь, как говорится, разворот на 180 градусов. Почему?

В какой-то степени ответ на этот вопрос дают руководители различных структур СНГ и военные министры постсоветских республик. «Сейчас не существует единого евразийского пространства безопасности, – полагает генеральный секретарь СНГ Николай Бордюжа. – Оно остается фрагментарным и размытым, в известной мере внутренне противоречивым, так как отдельные его элементы не только не гармонируют, но и конкурируют друг с другом». Чтобы этого избежать, по его мнению, «должны быть разграничены сферы влияния в вопросах обеспечения коллективной безопасности между действующими в регионе интеграционными структурами – СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОДКБ и другими». То есть Бордюжа дипломатично не говорит об упразднении военных структур в рамках СНГ (ШКВС и СМО), но явно выпячивает подчиненную ему структуру – Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ), которая, по его мнению, могла бы стать «локомотивом интеграционных процессов на пространстве СНГ». Еще более категоричен здесь министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев. Как и президент Нурсултан Назарбаев, он считает, что «вместо неэффективных ШКВС и СМО должен быть создан и работать в рамках Содружества Совет безопасности государств СНГ». Данную идею частично уже поддержал белорусский министр обороны Леонид Мальцев: он предлагает ШКВС распустить, а секретариат СМО оставить.

Но в ОДКБ входят только 6 из 12 постсоветских стран (Балтию сразу исключаем). Они, скажем, будут «локомотивами интеграции», а что делать другим? Не сможет стать «локомотивом» и Совбез стран СНГ, если он будет создан, так как военных интеграционных процессов на постсоветском пространстве как не было, так и нет.

Приходится констатировать, что Содружество как переходная форма от республик СССР к постсоветским суверенным странам медленно умирает. И здесь военные коллективные отношения – не исключение. Страны формируют свои военные отношения не по шаблонам, заложенным в 90-е годы, а по своим национальным интересам. И это, видимо, объективный процесс. То, что военный штаб ОДКБ эффективнее ШКВС, – иллюзия. Скажем, уже сейчас в рамках ОДКБ есть ядро стран, объединенных собственными коалиционными силами в Центральной Азии. Есть единая группировка войск России и Белоруссии на западе СНГ, России и Армении – на юге. Все эти группировки имеют собственные штабы управления и лишь с натяжкой их можно объединить под флагом ОДКБ. В то же время недавний 10-летний юбилей образования Объединенной системы ПВО СНГ (ОС ПВО СНГ) показал, что у многих постсоветских стран есть общие интересы в защите своих воздушных рубежей. И, конечно, костяк этих стран составляют государства ОДКБ. Но уже и среди них есть конкуренция, проблемы. Так, явно отстает от интеграционных процессов в рамках образования ОС ПВО Киргизия, входящая в ОДКБ. Ее начальника воздушной обороны полковника Владимира Валяева даже не было на торжественном заседании координационного совета стран – участниц ОС ПВО, где обсуждались планы на 2005 год. Зато интерес к этим мероприятиям проявили Украина и Узбекистан, которые, как известно, в ОДКБ не входят.

Как всегда активен Казахстан, предложивший проводить учения сил ПВО стран Содружества не только на российском, как это было раньше, а на своем военном полигоне Сары-Шаган. Украина уже «клюнула» на это, разорвав договоры с Москвой о стрельбах в Ашулуке (Астраханская область), и сейчас готовит межправительственное соглашение по стрельбам на казахстанском полигоне. Таким образом, налицо военно-техническая конкуренция между союзниками ОДКБ – Астаной и Москвой. И Астана здесь, видимо, побеждает, поскольку ее полигон и значительно больших размеров, и, видимо, с точки зрения финансов более привлекателен. Но это еще раз доказывает тот факт, что военные отношения строятся не по шаблонам организаций ОДКБ, ШКВС, а по интересам военных структур государств СНГ.

Москва традиционно поставляет военную технику и услуги для государств ОС ПВО СНГ по своим внутренним ценам, во многом беря на себя обустройство военной инфрастуктуры (аэродромов, испытательных площадок, штабов), подготовку кадров и т.п. Но взамен получает лишь нездоровую конкуренцию военных полигонов, «полувраждебные» блоки (вспомним ГУУАМ), закупку вооружений и военной техники, а также обучение офицеров из ВС СНГ в странах НАТО (как это будут сейчас делать Украина и уже делает Грузия).

«Коллективные штабы и органы коллективной обороны в нынешней своей форме исчерпали себя еще и потому, – полагает академик Академии военных наук Владимир Попов, – что Россия до конца не определилась в своих принципах, в своей идеологии во взаимоотношениях со странами СНГ».

По мнению аналитика, ШКВС исчерпал себя. Его уже в 2004 году сокращали в два раза и те 55 офицеров, которые в нем остались, погоды не делают – их эффективность явно мала. Но это не значит, что штаб должен быть уничтожен. Его работники вполне бы могли заняться теоретической работой, разработкой концепций, выявлением угроз, планированием совместных мероприятий в интересах Москвы. Ведь именно в ШКВС были разработаны документы, определяющие содержание таких понятий, как коллективная оборона и безопасность СНГ.

К тому же ШКВС находится в Москве. Российская столица дает базу для работы, решает бытовые проблемы офицеров из стран СНГ. Дополнительно платит за связь за свет и т.п. А ведь кто платит, тот, как говорится, должен заказывать и музыку…  

Военно-политические структуры на пространстве СНГ  

ОДКБ – Организация Договора коллективной безопасности. Создана 15 мая 1992 года шестью странами СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Таджикистан). Договор предполагает военно-политическое сотрудничество между ними и предусматривает необходимую помощь, в том числе и военную, в случае совершения акта агрессии против любого из них. 

СМО – Совет министров обороны. Создан 14 февраля 1992 г. Орган Совета глав государств по вопросам военной политики государств – участников Содружества. Координацией деятельности СМО занимается секретариат, который возглавляет генерал-лейтенант Александр Синайский. 

ШКВС – штаб по координации военного сотрудничества государств СНГ. Является межгосударственным постоянно действующим рабочим органом Совета министров обороны (СМО) и предназначен для содействия развитию всестороннего военного сотрудничества государств СНГ и координации реализации решений Совета глав государств, Совета глав правительств и СМО в этой области. Начальник штаба – генерал армии Владимир Яковлев (бывший главком РВСН РФ). 

ОС ПВО СНГ – объединенная система ПВО СНГ. В нее входят 10 стран СНГ, подписавших специальное соглашение в 1995 г., но активное сотрудничество в данной сфере ведут только Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия. 

ШОС – Шанхайская организация сотрудничества. Создана 26 апреля 1996 года Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Позже к «шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан. 

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сотрудничество. Организация, в которую входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, была создана в 2000 г. Молдова и Украина обладают статусом наблюдателя при ЕврАзЭС.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: info@mezhdunarodnik.ru
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100