На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

Покорение ООН



"Коммерсантъ"

2006-09-28 18:51:46

Сегодня в штаб-квартире ООН пройдет третий тур так называемых straw polls – рейтингового голосования в Совете Безопасности по кандидатурам претендентов на пост нового генерального секретаря. После него может стать известно имя преемника Кофи Аннана. Почти наверняка это будет имя нынешнего главы МИД Южной Кореи Пан Ги Муна. С подробностями из Нью-Йорка – собкор "РИА Новости" ДМИТРИЙ ГОРНОСТАЕВ специально для Ъ.
 
Корейский фаворит

Согласно процедуре ООН, кандидатуру генсека сначала выбирает Совбез, а затем утверждает Генассамблея. В СБ побеждает набравший наибольшее число голосов, однако если против него голосует постоянный член СБ ООН, имеющий право вето, назначается новое голосование. Предварительно проводятся так называемые straw polls ("голосование соломинками") – неформальная процедура, предшествующая выборам генсека ООН в Совбезе. Постоянные представители стран, входящих в СБ, подают за каждого из кандидатов бюллетень с надписью "одобрение", "неодобрение", "нет мнения". То есть претендент как бы вытягивает либо длинную, либо короткую соломинку.

Безусловный лидер накануне третьего раунда гадания на соломинках – министр иностранных дел и внешней торговли Южной Кореи Пан Ги Мун. В прошлый раз, 14 сентября, его поддержали 14 из 15 членов Совбеза. Вопрос был только в том, кто голосовал против. Если бы его кандидатурой оказался недоволен кто-то из постоянных членов ООН, имеющих право вето, то кореец мог бы уже и не рассчитывать на кресло генсека. Почти полторы недели все гадали, кто же подал голос против господина Пана. Свои резоны на это были как минимум у четверых из постоянной пятерки. Французы вполне могли пойти на принцип, поскольку южнокорейский министр не лучшим образом говорит по-французски.

Американцы, а вслед за ними и британцы – потому что на этот раз они хотели бы сломать ооновскую традицию и выбирать генсека не на основе региональной ротации (в этом цикле очередь за Азией), а руководствуясь исключительно профессиональными качествами претендента. У коммунистического Китая отношения с Южной Кореей всегда были не самыми лучшими, и хотя времена жесткой конфронтации прошли, холодок остался.
Достоверно было известно лишь то, что из пяти постоянных членов кандидатуру Пан Ги Муна одобрила Россия. Лишь три дня назад по ооновским коридорам пополз слух о том, что корейцам подложил свинью постпред Катара Насер Абдельазиз Насер. По крайней мере, два дипломата из разных стран, входящих в СБ, назвали именно Катар.
Официально эту информацию никто не подтвердил, да и подтвердить не мог. Ведь формально вообще такой процедуры, как straw polls, не существует.

Впрочем, окончательно ситуация должна проясниться уже сегодня. Дело в том, что в ходе предыдущих туров голосования все члены Совбеза использовали одинаковые бюллетени. А сегодня же, если никто из постпредов не воспротивится, голосующим могут раздать два вида бюллетеней: на белой бумаге – для простых членов СБ, на красной – для тех, кто имеет право вето. Это прояснит ситуацию почти окончательно. Если кореец наберет 15 голосов "за", или хотя бы не получит ни одного красного бюллетеня "против", будет назначена дата официального голосования в Совбезе. Только на нем будет принято итоговое решение. Теоретически в последний момент может быть выдвинута новая кандидатура, появление которой поменяет расклад. Но на практике это маловероятно.

Шестеро догоняющих О причинах, толкнувших маленький, но гордый эмират, на столь эксцентричный поступок, можно лишь гадать. Возможно, причина кроется в желании Дохи видеть в кресле генсека араба – а таковой среди кандидатов есть, это иорданский принц Зейд Раад Зейд аль-Хусейн. Впрочем, хоть принцу и прочили как минимум второе место перед вторым раундом 14 сентября, ссылаясь на якобы имеющуюся поддержку со стороны США, к финишу он пришел тогда лишь четвертым, с четырьмя "черными метками". В общем, шансов никаких.

Среди остальных кандидатов, шансы которых минимальны, несколько мужчин из Азии и одна женщина из Восточной Европы – президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Она выдвинулась одной из последних, однако российское вето ей гарантировано, а значит, генсеком ей не бывать. Даже президент Финляндии Тарья Халонен, обычно горячо защищающая все прибалтийское, на этот раз отказалась поддержать коллегу. Равенство полов – идея хорошая, заявила она в интервью финским журналистам в Нью-Йорке, но еще лучше традиция региональной очередности.

Еще одно символическое выдвижение произошло за неделю до третьего раунда straw polls: кандидатом стал Ашраф Гани, бывший министр финансов Афганистана. И примерно в это же время произошло событие, которое сильно ударило по третьему номеру в гонке Суракиарту Сатиратаю,– переворот на его родине в Таиланде где он занимал пост вице-премьера в свергнутом правительстве Таксина Чинавата. Хотя новые власти страны подтвердили поддержку его кандидатуры, его шансы понизились. Перевороты в ООН не жалуют, особенно в Совбезе.

Единственный, кто из ныне выдвинутых кандидатов может претендовать на соперничество с Пан Ги Муном,– это нынешний заместитель генсека ООН Шаши Тарур. Писатель и при этом действующий ооновский чиновник побывал, казалось бы, на всех постах во всех сферах, подконтрольных ООН. В ходе голосования в Совбезе 14 сентября он получил десять бюллетеней в свою пользу, показав второй результат. Правда, преимущества господина Тарура могут рассматриваться и как его недостатки. Это и слишком долгий опыт работы в ООН (при очевидных плюсах ряд государств, например США, считают, что такой человек может быстро выйти из-под контроля и не будет форсировать реформу организации), это и его индийское гражданство (почти наверняка означающее негативное отношение Китая). Но шансы догнать Пан Ги Муна остаются только у него.

Третий путь История выборов генсеков ООН знает не один пример, когда в последний момент всплывала кандидатура, никем ранее всерьез не воспринимавшаяся. Чаще всего это была компромиссная фигура, на финальном этапе оставлявшая позади сильных и уважаемых политиков, но вызывавших неприятие хотя бы одного из постоянных членов. Так, кстати, случилось при выборе первого генсека в 1946 году, когда из предложенных на этот пост Шарля де Голля, Дуайта Эйзенхауэра и Энтони Идена не смог выиграть никто. В итоге генеральным секретарем стал норвежец Трюгве Ли, чья фигура не вызвала возражений.
Скандинавский компромисс, по данным из ооновских источников, рассматривается и на этот раз. Если все же слух о неприятии корейского кандидата именно Катаром окажется ложным и против выступал кто-то из постоянных членов Совбеза, то в качестве компромиссной фигуры может быть предложен бывший министр иностранных дел Швеции Ян Элиассон.

Этот, а также любой иной вариант, не предусматривающий победу азиатского кандидата, будет означать торжество американского предложения о прекращении региональной ротации генсеков. За прохождение западного или восточного европейца придется заплатить Китаю, для которого до сих пор сохранение правила ротации является принципиальным. Китай, похоже, вполне удовлетворится кандидатурой Пан Ги Муна. По крайней мере, в случае его избрания китайской дипломатии удастся сохранить лицо. Сам Пан Ги Мун вместо ответа на вопрос, знает ли он, кто отказал ему в доверии, лишь хитро улыбается. Похоже, что знает. И не особенно волнуется.

Кто хочет стать генсеком ООН

К сегодняшнему дню семь человек официально выдвинули свои кандидатуры на пост генсека ООН. Это глава МИД Южной Кореи Пан Ги Мун, вице-премьер Таиланда Суракиарт Сатиратай, бывший заместитель генсекретаря ООН по разоружению Джаянту Данапалу (Шри-Ланка), заместитель генсека ООН Шаши Тарур (Индия), постпред Иордании в ООН принц Зейд Хусейн, экс-министр финансов Афганистана Ашраф Гани, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга.

Кроме них еще несколько десятков политиков и дипломатов высказывали намерения принять участие в борьбе за пост главы ООН, но пока не подали соответствующих документов. Среди них: премьер-министр Восточного Тимора Жозе Рамуш-Орта, администратор программы развития ООН Кемаль Дервиш (Турция), экс-премьер Сингапура Го Чок Тон, посол Пакистана в Великобритании Малих Лодхи, экс-премьер Норвегии, руководитель Всемирной организации здравоохранения Гро Харлем Брункланд, экс-президент Польши Александр Квасьневский, экс-премьер Португалии, верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутьерриш, премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк, экс-генерал-губернатор Новой Зеландии Сильвия Картрайт.

"Генсек должен быть посредником не только при урегулировании конфликтов"

Министр иностранных дел Республики Корея Пан Ги Мун рассказал Ъ, что реформирование ООН надо начинать с генерального секретаря и секретариата организации.

– В этом году новым генсеком должен стать представитель Азии. Но в самой Азии нет на этот счет единства. Как в таких условиях человек, который займет столь важный пост, сможет представлять интересы континента?

– Я не вижу ничего страшного в том, что среди азиатских кандидатов существует конкуренция. Возможно, потому, что в Азии существуют несколько групп стран, которые могут рассматриваться как отдельные регионы с различными интересами. Азия – это молодой и перспективный континент с быстро развивающимися экономиками, поэтому вполне логично, что теперь генсеком ООН должен стать представитель Азии.

– В этом динамично развивающемся регионе есть своя сверхдержава – Китай. И от его отношений с другим важнейшим игроком – США – во многом зависит мировое развитие в целом, да и будущее ООН как организации. С этой точки зрения, какова ваша оценка американо-китайских отношений?

– И Китай, и США являются очень важными членами ООН. В глобальном контексте от их политики, от их взаимоотношений зависят мир и стабильность. Обе страны, кстати, очень много делают для поиска решений северокорейской проблемы, они сотрудничают во многих ключевых областях. Естественно, развитие отношений Китая и США должно идти на пользу ООН.

– Какой вы видите роль России в мировой политике, в системе ООН?

– Россия имеет огромное влияние. Ее позиция всегда важна, практически по всем вопросам. Если говорить, например, о двусторонних российско-корейских отношениях, то я их оцениваю как взаимовыгодные. Россия играет конструктивную роль в разрешении кризиса вокруг иранской ядерной программы. И мы высоко это ценим. Так же как и усилия в урегулировании вопросов, связанных с Северной Кореей. Да и в целом мы испытываем уважение по отношению к тому динамичному лидерству, которое демонстрирует президент Путин, к тому, что Россия делает на международной арене. Я надеюсь, что позиция вашей страны и в дальнейшем будет столь же конструктивной.

– В самой системе ООН одна из наиболее острых и даже болезненных тем – это реформа организации. Что для вас является приоритетом в этом направлении?

– Прежде всего, это реформа управления – то, что касается оптимизации работы секретариата. Если меня изберут генсеком, я постараюсь сделать все, чтобы его деятельность стала более профессиональной, более эффективной и одновременно более прозрачной для государств-членов. Здесь должны работать профессионалы высочайшего уровня, которые должны четко понимать важность своей миссии, осознавать высокую степень ответственности. Я думаю, надо и сокращение аппарата провести, избавиться от излишних функций и при этом по максимуму использовать те огромные ресурсы, которые есть у ООН. Не менее важным является укрепление доверия между государствами-членами. Главная задача генсека здесь – координировать усилия стран, гармонизировать отношения между различными группами внутри ООН, находить решения, которые устраивали бы всех. Генсек должен быть посредником, причем не только при урегулировании конфликтов и кризисов, но и в повседневных делах ООН. И я постараюсь в этой области использовать свой министерский опыт.

– Сейчас широко обсуждается идея передачи части функций от генсека к его первому заместителю. Таким образом, значение первого зама, а соответственно, и стремление занять этот пост возрастет...

– Я считаю это здравой идеей. На мой взгляд, было бы желательно делегировать часть функций первому заместителю, но предварительно выработав и одобрив схему этого процесса. Сейчас объем работы у генсека слишком большой. Ведь он помимо политических выполняет и административные задачи. А динамика мировой политики все больше требует, чтобы генеральный секретарь был не столько чиновником, сколько политическим лидером, способным решать региональные и глобальные проблемы. Для более эффективной работы, прежде всего на политическом направлении, в урегулировании кризисов, в других глобальных вопросах, необходимо уделять им больше времени и внимания.

– Ряд стран настаивает на том, что реформа должна коснуться и самого генсека. Хотя бы в части процесса его избрания. Многие считают нынешнюю процедуру недостаточно прозрачной...

– Да, конечно, желательно, чтобы выборы были более прозрачными. И я об этом слышал от представителей многих стран–членов ООН. Я встречался со многими в последнее время, и эти встречи укрепили меня во мнении о необходимости серьезного реформирования ООН в целом, проведения очень серьезной и продуманной реформы. Я делился своими мыслями на этот счет. И сейчас полагаю, что уровень поддержки, которую мне выразили члены Совбеза в первых двух раундах рейтингового голосования (straw polls), дает мне определенный кредит доверия, чтобы в случае моего избрания реализовать те предложения, которыми я делился с представителями государств и о которых говорил.

Беседовал Дмитрий Горностаев, собкор "РИА Новости" в Нью-Йорке, специально для Ъ

"Мировое сообщество обречено на то, чтобы работать с этим человеком"

Один из основных кандидатов на пост генсека ООН – замгенерального секретаря ШАШИ ТАРУР – поделился с Ъ своим видением роли организации в XXI веке.

– В ООН существует понимание того, что следующим генеральным секретарем должен стать представитель Азии. Насколько это принципиально и важно для ООН?

– Сегодня есть все основания для того, чтобы генсеком стал человек, представляющий такой молодой, динамичный и быстро развивающийся континент, каким является Азия. Устав ООН гласит, что организация "преисполнена решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны и содействовать улучшению условий жизни при большей свободе". В этом смысле Азия показывает миру прекрасный пример, поскольку она внесла значительный вклад в решение этих задач. Хотя, конечно, они еще не выполнены до конца.

– Судя по борьбе, которая развернулась между азиатскими кандидатами, у стран региона нет консенсуса по этому вопросу. Есть ли у вас уверенность, что новый генсек сможет стать по-настоящему представителем Азии как целого континента, региона?

– Вполне нормально, что Азия предлагает миру широкий выбор достойных кандидатов самого разного толка. Но решать все Совбезу – он определит, какими качествами и опытом должен обладать человек, наиболее подходящий на роль генсека. Я не думаю, что на таком огромном континенте, как Азия, можно добиться согласия по поводу единой кандидатуры. Но это вовсе не так и плохо, скорее наоборот. Судите сами. В 1981 году страны Африки выдвинули единого кандидата Салим Салима. Но когда при голосовании в СБ к нему было применено право вето, африканцам было некем его заменить, и пост генсека перешел к Латинской Америке. А уже в 1991 и 1996 годах Африка предложила несколько кандидатов. Азия тоже усвоила этот урок.

– Какой критерий, на ваш взгляд, должен играть решающую роль в выборе кандидата: его личные качества, положение его страны в мире, уровень поддержки ведущими державами ООН?

– Все, что вы перечислили, конечно, имеет значение при принятии решения по кандидатуре генсека, но, на мой взгляд, по-настоящему важными являются личные и профессиональные достоинства. В конце концов, с того момента, как он приступил к обязанностям генсека, можно тут же забыть, какой у него паспорт. Но при этом мировое сообщество, по сути, обречено на то, чтобы день за днем жить и работать с этим человеком. И зависеть от того, как именно он справляется с теми вызовами, которые возникают перед ООН.

– Вот как раз о вызовах. Один из них – это необходимость дальнейшего реформирования организации. Если вас изберут, как вы намерены изменить роль ООН, ее работу?

– Я вижу ООН как глобальную организацию, незаменимую в нашем мире, переживающем процесс глобализации. Пока СБ сейчас решает массу задач, пытается справиться с проблемами Ливана, Палестины, Ирана, Северной Кореи – и все это значит, что ООН остается в самом эпицентре мировых катаклизмов и должна эффективно справляться с этими вызовами. Помимо региональных конфликтов необходимо противостоять новым угрозам XXI века, которые прорастают сквозь трещины в фасаде здания системы международных отношений. Мы порой называем их "проблемами без паспорта". Это проблемы, которые легко пересекают любые государственные границы без визы и без приглашения. Я имею в виду изменение климата, наркотрафик, терроризм, эпидемии, проблему беженцев и так далее.

– Так в чем же смысл реформы ООН "по Таруру"?

– Я согласен с тем, что ООН должна избрать путь реформирования. Но вовсе не потому, что она потерпела крах, а потому, что она за многие годы достигла таких успехов, что теперь достойна изменений к лучшему. Махатма Ганди сказал как-то: "Чтобы изменить мир, нужно изменить себя". И это в равной степени относится и к людям, и к организациям. ООН должна оставаться форумом, где богатые и могущественные могут делиться силой и благополучием на благо всех. Но мы должны меняться, идя в ногу со временем. Должны мы, скажем, продвигать демократию и справедливое управление как неотъемлемую составляющую развития? Должны. И вот мы создали Фонд демократии, который способствует этому. Он финансируется не только богатым Западом, но и такими странами, как Индия. Другой пример. ООН должна повсюду защищать права человека. И вот уже действует недавно созданный Совет по правам человека, причем гораздо более эффективно, чем его предшественница заполитизированная Комиссия по правам человека. В общем, мы не можем противостоять вызовам XXI века, оставаясь организацией века XX.

– В последние годы Индия старалась повысить свой статус в ООН. В этой связи ваше выдвижение можно рассматривать как еще один знак того, что Индия старается играть ведущую роль во всемирной организации?

– И да и нет. Выдвигая одного из своих граждан кандидатом на пост генерального секретаря, Индия, безусловно, посылала сигнал такого рода. Но не забывайте, что я не являюсь официальным представителем индийского правительства. Всю свою карьеру я посвятил Объединенным Нациям. Как я уже говорил индийским журналистам, если меня выберут, то я буду индийским генсеком ООН, но не генсеком ООН Индии. Я вижу себя человеком, служащим всем 192 членам ООН, а вовсе не представителем какой-то одной страны.

Беседовал Дмитрий Горностаев, собкор "РИА Новости" в Нью-Йорке, специально для Ъ

 

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100