На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• И корюшка таяла во рту
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Нападение на эсминец USS Cole

2006-11-28 09:06:12

Двусторонние отношения между Соединенными Штатами и Йеменом проделали длинный путь, претерпев серьезные испытания, что не помешало американцам к 2000 году превратить йеменский морской порт Аден фактически в одну из наиболее важных стратегических баз ВМС США на Аравийском полуострове и Персидском заливе. Невзирая на то что значительная часть населения Йемена была буквально пропитана антиамериканскими настроениями, начиная с 1998 года прослеживалась явная тенденция к установлению союзнических отношений между двумя странами. После взрыва американских посольств в Кении и Танзании президент Йемена Али Абдалла Салех (Ali Abdallah Saleh) одним из первых направил телеграмму соболезнования Биллу Клинтону, несмотря на то что один из подозреваемых в организации теракта имел йеменский паспорт. В том же 1998 году Соединенные Штаты и Йемен провели совместные военные учения. С тех пор все чаще американские суда посещали морской порт Адена, а йеменские официальные лица приглашались в США.

Тогда же впервые в местных средствах массовой информации стал усиленно муссироваться слух о том, что Соединенные Штаты намериваются установить военную базу на территории Йемена. Президенту Али Абдалле Салеху пришлось выдержать серьезные нападки исламистов и националистов. Опровергнув слухи о создании американской военной базы, Али Абдалла Салех все же отметил, что хорошие отношения с США представляют для страны один из наиболее важных приоритетов, преследующих долгосрочные интересы Йемена.

Йемену, пережившему в 1994 году тяжелую гражданскую войну, жизненно необходима была американская экономическая помощь. Вместе с тем основная причина желания властей установить тесные союзнические отношения с Белым Домом состояла не столько в стремлении йеменских властей получить американскую финансовую помощь, сколько в опасении, что без американской поддержки светский режим Йемена не сможет долго противостоять набирающему силы исламизму.

В свою очередь в Вашингтоне давно присматривались к Йемену. Эта страна представляла собой чрезвычайно важный стратегический плацдарм для отстаивания американских интересов в этом регионе. Йемен мог бы стать, своего рода "страховым полисом", альтернативным вариантом, если бы союзники США на Аравийском полуострове и в Персидском заливе неожиданно повернулись к Западу спиной. Кроме того, высокопоставленные военные чиновники из Пентагона учитывали тот факт, что американские вооруженные силы, размещенные на территории Йемена, были недосягаемы для баллистических ракет среднего радиуса действия.

Взоры ВМС США уже давно были устремлены в сторону йеменского морского порта в Адене. До 1999 года стратегический запас топлива ВМС США располагался Джибути. Главным недостатком этого морского порта были крайне ограниченные возможности, что было связано с небольшими размерами гавани. Заправка горючим в Джибути могла занять до 48 часов, в то время как в гавани Адена эта же процедура занимала не более пяти часов. К тому же порт Адена находился приблизительно в пяти милях от главных судоходных путей, что также экономило время. Да и хранение горючего груза в этом районе было самым безопасным в регионе, что сыграло не последнюю роль в принятии решения о переносе топливных резервуаров.
Вместе с тем Йемен был интересен для "Аль-Каиды" и ее союзников. Во второй половине 90-х годов юг Аравийского полуострова фактически представлял собой базу международной террористической организации Усамы Бен Ладена. В 1998 году в окрестностях Адена уже вовсю функционировал региональный центр "Аль-Каиды". В то время как Белый Дом вел переговоры с йеменскими властями о переносе в Аден стратегического запаса топлива ВМС США, Бен Ладен инкогнито посетил Йемен. Причина его визита была связана с необходимостью срочно найти альтернативный Афганистану вариант убежища на случай, если талибы откажут людям Бен Ладена в гостеприимстве и попросят их покинуть страну. Йемен как никакое другое государство после Афганистана подходил для укрытия террористов из недавно созданного "Международного исламского фронта Джихада против иудеев и крестоносцев". Усама Бен Ладен, желая заручиться поддержкой местных исламистов, среди которых у него было немало личных друзей, за два годаперевел йеменским религиозным экстремистам более 200 миллионов долларов.
В начале 2000 года Усама Бен Ладен отправил в Йемен своего ближайшего телохранителя Абу Джиндаля, с тем чтобы тот взял под свой личный контроль создание баз "Аль-Каиды", выделив ему на первое время 5 тысяч долларов. В том же году Абу Джиндаль нашел для своего босса местную 17-летнюю девушку из семьи шейха Абдаллы аль-Ахмара (sheikh Abdallah al-Akhmar), лидера "Северного союза племен", которая стала четвертой женой Усамы Бен Ладена. Стоит отметить немаловажный факт: в Йемене верность в первую очередь хранится семье, потом – клану и только затем – племени. Женитьбой на родственнице шейха Бен Ладен установил тесные связи с влиятельной исламистской партией "аль-Ислах", а также с одной из сильнейших террористических группировок на юге Йемена, так называемой "Исламской армией Аден-Абиян".

Таким образом, обосновавшись в Йемене, люди Бен Ладена превратили в реальность террористическую угрозу для судов, проходящих через Красное море и Аденский залив. Неслучайно центры подготовки шахидов для проведения самоубийственных террористических актов на море были основаны на побережье Йемена и острове Сокотра в Индийском океане. Идея атаковать американские военные суда родилась у Бен Ладена задолго до того, как корабли ВМС США стали посещать Аденский порт. В конце 1997 года Усама Бен Ладен передал в Йемен письмо, предназначенное Джамалю аль-Бадауи (Jamal al-Badawi), руководителю местной террористической сети "Аль-Каиды". В нем, в частности, предписывалось сосредоточить основные усилия на подготовке террористических атак на американские суда, проходящие через Красное море и Аденский залив. Впоследствии это письмо, найденное на квартире Джамаля аль-Бадауи, стало одной из основных улик, доказывающих прямую связь Усамы Бен Ладена с организацией нападения на американский эсминец USS Cole.

Американские военные суда, оснащенные самыми совершенными и дорогостоящими системами защиты, были рассчитаны на отражение нападения со стороны конвенционального противника, однако оказались совершенно беспомощны перед лицом террористической угрозы. Любое малое суденышко, воспользовавшись фактором неожиданности, могло вплотную приблизиться к борту корабля и привести в действие мощное взрывное устройство. Это была серьезная брешь в системе защиты ВМС США, на которую обратили внимание люди "Аль-Каиды". Не составляло особого труда собрать необходимую разведывательную информацию, поскольку морское судно, следующее в Аденский залив, можно было обнаружить еще в районе Суэцкого канала и с точностью до дня просчитать его прибытие. Остальное было делом техники: подготовить террористов-смертников, а также быстроходное судно, начиненное необходимым количеством взрывчатки, достаточным для того, чтобы причинить вред крупному военному кораблю.

Общее руководство операцией было возложено на соотечественника Бен Ладена, Абд аль-Рахмана Хасина аль-Заафани, дипломированного химика, ветерана войны в Афганистане, главного специалиста "Аль-Каиды" по взрывчатым веществам. В прошлом ему уже неоднократно приходилось выполнять подобные задания. На нем лежала ответственность за взрывы американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998 года и на базе ВВС США в Дахране в 1998 году. К лету 1999 года Абдель Рахман, как его называли члены йеменской сети "Аль-Каиды", прибыл в Объединенные Арабские Эмираты, чтобы непосредственно на месте контролировать ход подготовки к теракту.

Как позже выяснилось, теракты в Аденской гавани должны были стать частью общего "Заговора миллениума" и приурочены к наступлению нового тысячелетия. Неслучайно человеком, отвечающим за обучение террористов-смертников, был один из руководителей иорданской исламистской сети, готовившей "Заговор миллениума", бывший бостонский водитель Раед Хиджази. По некоторым данным, он был одним из приближенных людей Абу Зубейды и даже якобы входил число высокопоставленных "офицеров" "Аль-Каиды".
Йеменская террористическая сеть "Аль-Каиды" включала в себя не более десяти человек и состояла из отдельных ячеек, по два–три человека, не знавших о существовании групп. Каждая ячейка выполняла строго определенные функции, не видя общей картины происходящего, чтобы исключить утечку информации. Одни боевики должны были доставить на конспиративную квартиру взрывчатку, другие подготовить быстроходную лодку, третьи – оборудовать лабораторию для изготовления взрывного устройства.

Как всегда, немаловажную роль в подготовке теракта сыграли местные исламисты. Так, благодаря помощи двух йеменских полицейских, Валида аль-Соуроурии (Walid al-Sourouri) и Фата Абдула аль-Рахмана (Fatha Abdul al-Rahman), давно являвшихся тайными членами "Джихад аль-Ислами аль-Ямани" , "Аль-Каиде" удалось заполучить подлинные йеменские документы, выписанные на вымышленные имена, по которым в страну въехали террористы, а также получить в свое распоряжение государственные машины. Как выяснилось позже, во время следствия, они даже не подозревали о намечающемся теракте.
Подготовка к теракту шла по той же методике, что и подготовка взрывов американских посольств в Восточной Африке. Операцией руководили ключевые фигуры "фронта" Бен Ладена, в ней использовались взрывчатка, материалы и несущие средства, купленные на деньги "Аль-Каиды", а непосредственно осуществили теракт боевики из афганских лагерей, выразившие желание стать смертниками.
В Адене и его пригородах члени "Аль-Каиды" сняли четыре дома, которые должны были служить убежищем террористам-самоубийцам, а также складом взрывчатых веществ и мастерскими для оборудования лодки. Один из приближенных Бен Ладена, некто Тауфик Бен Ата (Tawfiq bin-Atash) по кличке Халад, гражданин Саудовской Аравии йеменского происхождения, отвечал за провоз в Аден взрывчатых веществ и других компонентов, необходимых для создания "живой торпеды". Все необходимое было свезено в частный дом, арендованный по фальшивым документам в районе Хеджуфф.

Работы вели без спешки, чтобы не привлекать излишнее внимание соседей. К январю 2000 года подготовка к теракту вышла на завершающую стадию. Двое террористов-смертников уже находились на конспиративной квартире, ожидая своего часа. Оставалось только выбрать подходящую цель.
Сообщники террористов могли легко определить подходящее судно еще при его проходе Суэцкого канала, однако, как выяснилось в процессе подготовки, в этом не было никакой потребности. Начиная с 1999 года в порту Адена каждый месяц заправлялись по меньшей мере шесть военно-морских судов ВМС США. Портовые сооружения занимали незначительную часть Аденской гавани, поэтому террористам не составляло труда спустить лодку в любой части города, минуя хорошо охраняемый порт. Как правило, военно-морские суда ВМС США не входили в порт, а заправлялись прямо в гавани, с плавучей пристани. Заправка длилась от 4 до 6 часов. Этого времени было вполне достаточно, чтобы определиться с целью, вывести лодку из укрытия и войти в гавань.

3 января 2000 года представился удобный случай. Утром в Аденскую гавань вошло направлявшееся в Персидский залив военно-морское судно ВМС США USS Sullivan, имевшее на борту 338 членов экипажа. 154 метра в длину и 20,4 метра в ширину, водоизмещением в 8,5 тонн, оно было спущено на воду 19 апреля 1997 года. Судно было построено по последнему слову военно-морской инженерии и по праву считалось гордостью ВМС США. Стоявшее на рейде в Аденской гавани, оно казалось совершенно беззащитным и крайне уязвимым пред "живой торпедой".
Двое террористов-самоубийц спустили на воду моторную лодку, рассчитывая прижаться к борту USS Cole и привести в действие взрывное устройство. Однако, когда они попытались отойти от берега, лодка под тяжестью груза просела настолько, что еле держалась на поверхности воды. Те, кто собирали "живую торпеду", по какой-то причине не учли грузоподъемность лодки. Теракт пришлось отложить, как оказалось, на целых девять месяцев.

Когда Усаме Бен Ладену сообщили о неудаче, он не смутился и не расстроился. Он спокойно сказал, что его команда плохо подготовилась к операции и в следующий раз, учтя прошлые ошибки, обязательно доведет начатое дело до конца.
Пришлось все начинать сначала. Террористов-самоубийц вернули в Афганистан. Было решено подыскать новых шахидов, поскольку неудачная попытка могла негативно сказаться на их моральном состоянии. Пришлось сменить некоторые явки, поскольку соседи стали обращать внимание на странных мужчин, говорящих на чужом диалекте. Но главный акцент, безусловно, был сделан на конструировании новой модели "живой торпеды".

Абдель Рахман, контролировавший ход подготовки к теракту из соседних Объединенных Арабских Эмиратов, в течение 2000 года несколько раз посетил Аден, чтобы встретиться с главой йеменской сети "Аль-Каиды" Джамалем аль-Бадауи. По его распоряжению Джамаль аль-Бадауи подключил к подготовке акции одного из местных исламистов, некого Джамаля Ба Хорша (Jamal Ba Khorsh). Примерно в начале марта Джамаль Ба Хорш выехал в Объединенные Арабские Эмираты, где по фальшивым документам купил небольшую лодку на подводной подушке. Затем ее доставили в Аден и поместили во дворе частного дома, недавно арендованного для этой цели в квартале Мединат-аш-Шараб. Необходимо было удалить практически все внутренности лодки, чтобы избавиться от лишнего веса и освободить место для 240 килограммов взрывчатки. Поскольку соседи постоянно жаловались на шум, террористы окружили дом рифленой стеной. В основном приходилось работать сварочным аппаратом, но поскольку ни один из членов йеменской сети "Аль-Каиды" не имел необходимых профессиональных навыков, был нанят местный сварщик. По иронии судьбы он не имел ни малейшего отношения к исламистам, тем более террористам "Аль-Каиды". Ему сказали, что лодка переоборудуется в коммерческих целях и будет использоваться для перевозки грузов. Сварочные работы потребовали несколько месяцев упорного труда. После того как все было закончено, приступили к усовершенствованию ходовой части. Поскольку лодка изначально не была рассчитана на транспортировку такого тяжелого груза и не могла развить необходимую скорость, на ней был установлен более мощный двигатель, снятый с обычного сельскохозяйственного трактора.

За несколько недель до окончания всех работ лодку перевезли в другой частный дом, расположенный в квартале Куд-Намир. Абдель Рахман приехал в Аден, чтобы лично установить взрывное устройство и убедиться в том, что лодка вполне готова для выполнения своей миссии. Примерно за месяц до теракта лодку спустили на воду и совершили пробное плавание неподалеку от Аденской гавани. Лишь после этого Абдель Рахман через специального курьера передал Абу Зубейде в Афганистан, что все готово к проведению акции. Оставалось только дождаться удобной цели.

Как уже говорилось ранее, у Бен Ладена никогда не было недостатка в желающих стать шахидами. Однако основная сложность заключалась в том, чтобы найти подходящего партнера для каждого участника террористического акта. Работа небольшими группами составляет основу подготовки террористов-самоубийц. Взаимная поддержка помогает им укрепиться в духе и не отступиться от принятого решения. Поскольку террористов-самоубийц изолируют от внешней среды, нахождение в паре или небольшой группе смертников ограждает их от длительных размышлений о самоубийстве, уменьшает дискомфорт от вынужденной изоляции.

7 октября 2000 года в Аден по фальшивым документам из Афганистана вылетели Абд аль-Мухсин аль-Таифи (Abd al-Muhsin al-Taifi) и Хассан Саид Аувад Хемери (Hassan Said Awadh Khemeri), граждане Йемена, изъявившие желание стать террористами-смертниками. Оба имели за плечами богатый боевой опыт, сражаясь в составе "Бригады 055" на стороне "Талибана" против "Северного Альянса". Один из них, аль-Таифи, находился в розыске из-за причастия к подготовке терактов против американских посольств в Восточной Африке. Раед Хиджази перевез шахидов в квартал Куд-Намир в дом, рядом с которым уже стояла переделанная лодка на подводной подушке со взрывным устройством массой 240 килограммов.
В тот же день, отдав последние распоряжения, Йемен покинул Абдель Рахман. По его приказу, переданному через Джамаля аль-Бадауи, Джамаль Ба Хорш, доставивший лодку из Объединенных Арабских Эмиратов, должен был в день теракта находиться в гавани и с берега заснять на видеокамеру взрыв американского военно-морского судна. В будущем Усама Бен Ладен рассчитывал использовать видеопленку в пропагандистских целях. Однако за день до теракта Джамаль Ба Хорш испугался и покинул Аден.
8 августа 2000 года эскадренный миноносец ВМС США USS Cole вышел из Норфолкской военно-морской базы США и взял курс на Персидский залив, где он должен был присоединиться к кораблям Пятого флота, в боевое задание которого входило обеспечение соблюдения эмбарго против Ирака. Спущенный на воду 8 июня 1996 года, длиной 145 метров, он имел на своем борту 300 членов экипажа и был настоящей гордостью американского военного флота. Миноносец в одиночку мог противостоять целой эскадре, однако, как выяснилось, не смог противопоставить обыкновенной маленькой моторной лодке, которую с высоты борта эсминца даже разглядеть было непросто. Судно было разработано таким образом, чтобы противостоять всем видам вооружения российской боевой авиации, однако оказалось совершенно не подготовленным к асимметричной войне.

Миновав Суэцкий канал, эсминец вышел в Красное море и через американское посольство в Йемене запросил разрешения войти в Аден, чтобы пополнить запасы топлива и тут же направиться в Бахрейн. Сейчас сложно сказать, на каком этапе руководство "Аль-Каиды" отдало приказ о нападении на USS Cole. Возможно, информация о заходе эсминца просочилась через официальные органы, но скорее всего террористы заметили судно еще в Красном море. Нетрудно было догадаться, что американский эсминец держит путь в Персидский залив и обязательно войдет в гавань Адена.
Ранним утром 12 октября 2000 года эскадренный миноносец USS Cole показался на морском горизонте. Его прекрасно можно было видеть из любой точки Адена. В 2000 году американские военные корабли уже не были редкостью у берегов Йемена, однако красавец-эсминец, поражающий своими размерами и боевой мощью, не мог никого оставить равнодушным.

Вход в гавань для дозаправки топливом должен был занять несколько часов, поэтому террористы могли не торопиться. Спокойно позавтракав, они вышли из своего дома и сели в припаркованный неподалеку полноприводный грузовик "Ниссан" с прицепом, на котором находилась лодка. Распевая религиозные гимны, с улыбками на лицах они двинулись в так называемый квартал Малый Аден, расположенный в районе гавани. Остановившись у моста, они задним ходом загнали прицеп в воду и спустили лодку. Один из террористов-самоубийц подошел к слоняющемуся рядом 12-летнему подростку и, протянув ему несколько реалов, попросил его посторожить машину, пообещав удвоить вознаграждение по возвращении с морской прогулки.
Тем временем команда USS Cole была поднята по максимальному уровню тревоги "Браво". Несколько буксиров заводили эсминец в гавань. В 9.30 примерно в 600 метрах от берега USS Cole закончил швартовку к водной платформе и в 10.30 приступил к дозаправке. Через полчаса в гавани показалась небольшая лодка, на борту которой находились два человека, одетые в белые робы портовых техников. Террористы досконально знали процедуру вхождения в гавань, поэтому USS Cole был практически обречен. На эсминце заметили приближающуюся на большой скорости лодку, но не придали ей значения, посчитав ее частью команды водной платформы. Только в последний момент команда USS Cole заподозрила что-то неладное, поскольку лодка направилась прямиком к эсминцу, а не к водной платформе.
В 11.18, через 48 минут после начала заправки, по левому борту раздался ужасающей силы взрыв. Он был настолько мощным, что его можно было слышать в самых дальних кварталах Адена, а в домах, стоящих возле берега, несмотря на расстояние в 600 метров от места теракта, осыпались все стекла. Взрыв проделал в борту, между двумя машинными отделениями, пробоину размером 12 на 12 метров. Повреждения были настолько серьезными, что огромный казавшийся непотопляемый эсминец получил боковой крен на 40 градусов. 17 американских военнослужащих погибли на месте, 38 человек получили ранения различной степени тяжести. Подобного потрясения вооруженные силы США не знали с июня 1996 года, тогда в Дахране в результате теракта погибли 19 американских военнослужащих и 386 человек получили ранения.

Поначалу ни у кого не возникло мысли о теракте. Все посчитали, что речь идет о крупной аварии, а не о спланированной диверсии. Такой же версии придерживался президент Йемена Али Абдулла Салех. Государственная телекомпания Йемена сообщила о том, что президент страны Али Абдулла Салех лично беседовал с госсекретарем США и "разъяснил Мадлен Олбрайт, что имеющаяся информация однозначно указывает на то, что это не был преднамеренный акт". Возможно, взрыв произошел в результате несчастного случая в процессе дозаправки, поскольку в их стране террористическая деятельность просто невозможна. Однако после того как американские эксперты объявили, что характер повреждения свидетельствует о взрыве эсминца снаружи, а не изнутри, власти Йемена были вынуждены признать, что виной этой трагедии стало мощное взрывное устройство.

На следующий день, 13 октября 2000 года, ответственность за теракт взяла на себя до сих пор не известная организация "Силы исламского сдерживания". Она сообщила о том, что взрыв эсминца USS Cole стал отмщением за пролитую кровь палестинцев. В заявлении также отмечалось, что "Силы исламского сдерживания" и впредь при первой же возможности будут наносить удары по американским военным, пока последний солдат Армии США не покинет "сердце исламской цивилизации". Все это уже не раз приходилось слышать американцам, поэтому установить источник было несложно. Тем не менее президент Билл Клинтон связался по телефону с председателем Палестинской автономии Ясиром Арафатом, потребовав от него в самые сжатые сроки разобраться, насколько диверсия на американском эсминце у берегов Йемена связана с происходящим на "территориях". В тот момент между премьер-министром Израиля Эхудом Бараком (Ehud Barak) и Арафатом крайне напряженные отношения, казалось, зашли в полный тупик. Конфликт между израильтянами и палестинцами в любой момент мог вылиться в вооруженное противостояние.

При виде вспоротого борта USS Cole буквально у всех возникал один и тот же вопрос: как двое террористов-самоубийц на маленькой лодочке смогли нанести такие большие повреждения эсминцу, оснащенному самыми совершенными средствами защиты, на создание которого был потрачен миллиард долларов? Даже по приблизительным подсчетам, на восстановление судна необходимо было выделить около 240 миллионов долларов. Специально проведенное спустя несколько месяцев после теракта внутреннее расследование ВМС США выявило следующие недостатки:
· полное отсутствие скоординированных усилий по отслеживанию малых плавательных средств;
· пожарные шланги не были приведены в состояние полной готовности, чтобы в случае необходимости отогнать любое судно, слишком близко подошедшее к эсминцу;
· специальный десантный катер, находящийся на борту USS Cole, предназначенный для обследования подозрительных плавательных средств, не был готов к спуску;
· и самое главное: правила, одобренные Пентагоном, запрещали охранникам первыми открывать огонь по маленькой лодке, если не ней не обнаружено оружия. Иными словами, чиновникам из Пентагона расстрел двух иностранцев доставил бы намного больше неприятностей, нежели гибель 17 американских моряков.
В скором времени из Соединенных Штатов в Аден прибыла специальная группа из ста человек, в состав которой вошли спасатели, сотрудники разведслужбы ВМС США, а также следователи ФБР. Спасатели должны были разыскать погибших, поскольку после теракта удалось найти тела только пяти моряков. Остальные погибшие формально числились пропавшими без вести. Сотрудники спецслужб должны были провести расследование и установить истинные причины и виновников трагедии.

На первом этапе расследования йеменские спецслужбы задержали более 60 подозреваемых, большинство из которых не имело никакого отношения к недавнему теракту на USS Cole. Местные СМИ поспешили заявить о том, что среди арестованных много бывших ветеранов афганской войны, граждан Пакистана, Саудовской Аравии, Египта и Алжира, членов международной исламистской террористической организации. Это позволило президенту Али Абдулле Салеху заявить о том, что организаторами и исполнителями диверсии были просочившиеся в страну иностранные террористы. При этом официальные йеменские власти намеренно умолчали о том, что в числе арестованных оказалось несколько десятков йеменцев. Вся их вина заключалась в том, что они состояли в рядах оппозиции и были хорошо известны местным спецслужбам своей антиправительственной деятельностью. По этой же причине йеменские власти с самого начала всячески препятствовали представителям американских спецслужб в проведении собственного, параллельного расследования. Террористическое нападение на американский эсминец было удачно использовано йеменскими спецслужбами для сведения счетов с собственной оппозицией.
Следователи ФБР так и не были допущены к арестованным. Одна из причин, по которой американские следователи стремились присутствовать на допросах подозреваемых, состояла в том, что в будущем на судебном процессе чиновники ФБР в случае необходимости смогли бы свидетельствовать, что признательные показания не были достигнуты посредством пыток. Йеменская сторона согласилась лишь предоставить следователям ФБР топорно переведенные на английский язык стенограммы допросов, из которых крайне сложно было что-то понять. Формальной причиной отказа было утверждение, что преступление совершено на территории Йемена, следовательно, входит в пределы юрисдикции местных властей и любое вмешательство со стороны американцев будет рассматриваться как посягательство на суверенитет страны. На практике это выразилось в том, что любая информация, связанная с терактом, была строго засекречена и сотрудники американских спецслужб к ней не допускались. Более того, специалистам, прибывшим из США, чинили разного рода препятствия, порой самого нелепого характера. Можно привести один пример. После того как в начале ноября появилась угроза теракта в гостинице, в которой проживали американские специалисты, им пришлось срочно перебраться на один из кораблей ВМС США, базировавшихся в гавани Адена. Это означало, что в Аден каждый день приходилось вылетать на вертолете. Так, желая воспрепятствовать расследованию, йеменские власти несколько раз отказывали в посадке вертолету, на борту которого находились следователи ФБР и сотрудники разведки ВМС США, объясняя это бюрократическими неувязками.

Лишь после личного вмешательства президента США Билла Клинтона йеменские официальные власти несколько смягчили свою позицию. В конце ноября стороны подписали соглашение о сотрудничестве в расследовании теракта, произошедшего 12 октября 2000 года. Это позволило американским следователям иметь доступ к некоторым документам, а также посещать допросы подозреваемых и свидетелей, правда, вопросы разрешалось задавать только в письменной форме.

Итак, возвращаясь к трагическим событиям 12 октября 2000 года, американская сторона практически сразу же отвергла версию, согласно которой взрыв на борту USS Cole произошел в результате технической аварии в процессе дозаправки. В первую очередь подозрение в организации теракта пало на местных исламистов, давно протестующих против захода американских военно-морских судов. Вместе с тем 15 октября 2000 года министр обороны США Уильям Коэн, выступая по национальному телевидению, заявил, что среди прочих версий отдельно разрабатывается причастность Усамы Бен Ладена к взрыву эсминца. Поводом к этому могли послужить недавние события, произошедшие в канун празднования миллениума. Неслучайно в первые же дни после совершения теракта, йеменскими спецслужбами был арестован Абу Джиндаль, бывший личный телохранитель Усамы Бен Ладена. Несмотря на всяческое отрицание своей причастности к взрыву на USS Cole, он был брошен в тюрьму, где провел последующие два года.
В день теракта в полицию обратился 12-летний подросток, сообщивший о том, что непосредственно перед самым взрывом американского эсминца к нему с просьбой посторожить машину обратились двое бородатых мужчин крепкого телосложения. Свидетельские показания этого мальчика стали первой серьезной зацепкой в расследовании этого весьма непростого дела.

Обыскав брошенную машину с фальшивыми йеменскими номерами, местные оперативники обнаружили адреса пяти домов, а также массу других улик, позволивших значительно расширить круг подозреваемых. Так, по одному из адресов полиция обнаружила тайное убежище террористов-самоубийц и лабораторию по изготовлению взрывного устройства. Соседи рассказали о том, что в доме проживали двое мужчин, которых после взрыва на USS Cole больше никто не видел. Недалеко от дома арендаторы ставили лодку, которая сейчас отсутствовала. Другие свидетели показали, что утром 12 октября они видели, как грузовик "Ниссан" отбуксировал лодку в неизвестном направлении. Также нашелся рыбак, рассказавший следователям о том, как за месяц до теракта он помогал неизвестным людям спустить на воду лодку в районе гавани Адена. Некоторые соучастники преступления были арестованы благодаря телефонным счетам. На первом этапе скрыться удалось только двум людям: Раеду Хиджази, бывшему бостонскому таксисту палестинского происхождения, который лично контролировал двух террористов-самоубийц, и непосредственному руководителю и организатору теракта, главному специалисту Бен Ладена по взрывчатым веществам, химику, известному под кличкой Абдель Рахман, он же Абд аль-Рахман Хасин аль-Заафани, покинувшему Йемен за четыре дня до акции.

10 ноября 2000 года американские специалисты закончили исследование дна. На поверхность были подняты отдельные фрагменты "живой торпеды", что позволило экспертам ФБР с точностью определить состав взрывного устройства. Анализ фрагментов, найденных на дне гавани и внутри самого эсминца, показал, что террористы использовали армейскую пластиковую взрывчатку "Си-4". Это взрывчатое вещество не имеет гражданского применения и недоступно на открытом рынке в свободной продаже. Она была создана в годы вьетнамской войны. Кроме огромной разрушительной силы одно из главных достоинств этой взрывчатки заключается в том, что ее качество не ухудшается со временем, следовательно, она могла быть похищена когда угодно, в течение последних тридцати лет. Этот факт поставил в тупик следователей ФБР, поскольку искать поставщика "Си-4" было равносильно поиску иголки в стоге сена. Террористы могли получить ее откуда угодно. В разгар холодной войны один из сотрудников ЦРУ был уличен в том, что продал ливийскому диктатору 21 тонну "Си-4". Эта взрывчатка, со времени правления шаха имелась также в значительном количестве в распоряжении иранской армии. Соединенные Штаты поставляли ее в качестве оказания военной помощи также Саудовской Аравии и Кувейту. Никто точностью не мог сказать, сколько ее было оставлено или похищено во время войны в Персидском заливе в 1991 году.

Вместе с тем к декабрю 2000 года следствие обладало достаточными уликами, прямо указывающими на то, что за организацией теракта стояло ближайшее окружение Усамы Бен Ладена. В Сирии был арестован и выдан Иордании Раед Хиджази. 9 декабря 2000 года йеменские следователи вылетели в Амман, чтобы допросить бывшего бостонского таксиста, заочно приговоренного в Иордании к смертной казни. Во время допроса он признался в том, что получал деньги и указания от людей связанных с "фронтом" Бен Ладена. Он также поведал массу интересных подробностей касательно планировавшихся акций. Так, по его словам, в ноябре 2000 года дважды были предотвращены попытки терактов возле йеменских гостиниц, в которых останавливались американские военнослужащие. За пол года до взрыва USS Cole одна из террористических групп, также связанная с Бен Ладеном, планировала покушение на короля Иордании Абдаллу. Заговорщики заранее были осведомлены о том, что король Абдалла собирался отправиться в круиз по Средиземному морю на своей яхте в сопровождении всей семьи. План заговорщиков состоял в том, чтобы врезаться в королевскую яхту на быстроходном катере, начиненном взрывчаткой. Однако он так и не был воплощен, поскольку террористы к тому времени не располагали "живой торпедой".
В отличие от реакции на взрывы американских посольств в Восточной Африке в 1998 году, администрация Белого Дома на этот раз решила пренебречь силовой акцией, поскольку все прошлые попытки не только завершились неудачей, но и принесли ощутимый вред международному имиджу США. ЦРУ было рекомендовано сосредоточить все усилия на точечных акциях по ликвидации Бен Ладена и его ближайшего окружения. Вместе с тем мало кто в ЦРУ верил в то, что это возможно, поскольку в подготовке покушений американцы больше опирались на технологию, чем на человеческий фактор. Абу Нидаль же окончательно скомпрометировал себя в глазах ЦРУ после того, как выяснилось, что на протяжении всего времени "сотрудничества" он вел двойную игру, "сливая" исламистам информацию о деятельности американских и египетских спецслужб.
Спустя несколько месяцев после атаки на американский эсминец USS Cole на свадьбе своего старшего сына в январе 2001 года Усама Бен Ладен в кругу приглашенных зачитал стихотворение:

Военный корабль, даже храбрые устрашатся его,
Он вселяет ужас на причале и в открытом море.
Он идет по волнам, надменный, высокомерный, в ореоле лжемогущества.
Навстречу смерти плывет он не спеша, окутанный огромным самообманом.
И ждет его лодчонка, прыгающая на волнах.

Политика54
Общество63
Культура20
Экономика15
История международных отношений20
Речи и выступления11
Образование4
Светская хроника4
Ближний Восток8
Япония и Россия2
Выборы3
Юбилей1
Здоровье4
Болонский процесс1
МАГАТЭ1
Безопасность3
Благотворительность3
04.06 Василий Бойко проходит по 4 уголовным делам
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Светская хроника | Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100