На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ЖУРНАЛ
 Распечатать

В поисках утраченной души

2005-05-18 15:53:35

В окрестностях Улытау на берегу реки Жангабыл обнаружено необычное каменное изваяние человека. Ученые считают, что это памятник древнему казахскому военному шаману. В его правой руке – круглая чаша, левая прижата к груди. На боку изваяния – изображение кобыза, а на спине – шаманского колокольчика.

Верится с трудом

Информации о казахских шаманах, тем более военных, мало, однако нам удалось найти кое-какие интересные подробности о них. Большинство казахских шаманов (баксы) занимались врачеванием, однако, удивляет то, как они делали это. У всех народов мира шаманы при лечении больных совершают трюки, которые не под силу обычным людям. Считается, что все это - дело рук не самих шаманов, а духов, которые помогают в процессе лечения.

Как рассказывают очевидцы, во время камлания (процесса, подобного спиритическому сеансу, когда шаман общается с духами) казахского баксы Байсакала юрта заполнялась водой, и волны перебегали от стены к стене. Он снимал сапоги и босиком ходил по горячим угольям, лизал раскаленные на огне щипцы. И на его ногах и языке не было никаких следов ожогов.

- Во время экспедиции в Кызылординскую область в июле 1975 года, - рассказывает исследователь, автор монографии «Возникновение баксы, акынов, сери и жырау» Едыге Турсунов, - я сам был очевидцем, как шаман Беркинбай-калпе держал раскаленный докрасна кетмень, голыми руками загребал пылающие жаром угли. Этот сеанс мы засняли на кино- и фотопленку и записали на магнитофонную ленту.

Рассказывают, как один баксы размахивал кинжалом, а потом, схватив топор, бил себя изо всех сил обухом в грудь, да так, что кости трещали. После чего притворился умирающим, хрипел, как будто находится на последнем издыхании. Через минуту он приподнялся, у него был пустой, бессмысленный взгляд. Ему поднесли корыто с водой, в которое он опустил кинжал рукоятью вниз, а острием – к себе. Потом подполз, вытянул шею, направил острие кинжала в рот и напирал на него до тех пор, пока лезвие не исчезло у него в горле по самую рукоять. Шаман показал ее всем присутствующим и начал понемногу высвобождать кинжал из горла. Отбросив его в сторону, страшно хрипел, изрыгал кровавую пену…

Нужно заметить, что в большинстве случаев баксы во время сеанса оставались в сознании и адекватно реагировали на слова и действия окружающих, отвечали на их вопросы.
Некоторые казахские шаманы жевали иголки. Например, баксы Сюйменбай клал иголки в рот горстями и жевал, очевидцы даже слышали хруст. Отдельные шаманы иголки глотали. А в семипалатинских степях жил баксы, который вызывал духов, сидя в раскаленном котле, который стоял на огне.

На праздничных тоях, развлекая гостей, баксы «отводили глаза» гостям. Например, заявляли сидящим в юрте, что сейчас в ней будет наводнение, и мужчины должны выловить щуку, а женщины – утку. В юрте начинался переполох, однако через минуту вода исчезала, и каждый из гостей держал в руках что попало.

Шаманы также умели искусно подражать животным. Исследователь Диваев рассказывал об одном таком баксы: «Когда он приступил к вызыванию духов и уже находился почти в исступлении, до нас стали явственно доноситься хрюканье свиней, рычание или лай собак, ржание жеребят, блеяние ягнят и т.д.».

Баксы из племени канглы Ержума Есжанов лечил сошедшую с ума женщину, положив ее на землю и несколько раз проехав по ней верхом на гнедом жеребце. При этом на теле больной, говорят, не осталось никаких следов от копыт. Пожилая жительница села Нарынкол Алматинской области Кокей Тайтимбетова рассказывала, что в 8 - 10-летнем возрасте она якобы видела, как баксы Ногайбай из села Чилик Алматинской области во время сеанса лечения женщины, подверженной нервной болезни, взбегал на шанырак юрты и… превращался в ворона.

Они уходили в другие миры

Казахские баксы умели на время уходить в другие миры в поисках души заболевшего человека. Да и казахское слово «баксы», по мнению ученых, произошло от тюркского корня «бак/баг» – смотреть, высматривать, видеть. Другими словами – «высматривать украденную душу больного и предвидеть будущее».

При лечении больных шаманы прибегают к различным способам: заклинанию духов музыкой и пением, устрашению злых духов. Они выкрадывают или выторговывают уведенную бесами душу и возвращают ее в тело больного. При этом казахские баксы обычно медитируют с кобызом, но есть и те, которые обходятся без него, - сказалось влияние исламской культуры, не принимающей музыкальные инструменты в обрядовой жизни. По древнему поверью, во время игры баксы на кобызе на звук мелодии слетаются духи.

Странные пляски во время спиритического сеанса, когда у них также искажаются черты лица, шаманы начинают только в двух случаях: когда баксы отправляется в мир мертвых на поиски украденной души больного и когда он камлает в облике своего духа-помощника. Едва он переступает границу, возвращаясь в мир живых, как странности и нелепости сразу исчезают.

Просто находясь в мире мертвых, шаман, чтобы не выдать себя, вынужден подражать их внешнему виду и поведению, пишет в своей монографии Турсунов.

Баксы лечили в основном психические заболевания, но могли справиться и с другими болячками, например, баксы Беркинбай, по словам Едыге Турсунова, мог избавить от проблем с желудком, вылечить бесплодие и сахарный диабет. Встречались среди них и настоящие хирурги. По рассказам очевидцев, кокшетауский баксы Капар из рода канжыгалы (1880-1937) просверлил кость ноги одного мальчика и, дав вытечь гною, вылечил его.

Казахские баксы, как и шаманы многих народов, лечили так же путем «высасывания» болезни из щеки, живота или спины больного. Причем «высасывали» обычно из плеча, щеки и затылка и при этом выплевывали щепочки или волоски, в которых и «прятался» дух болезни.

У казахов и сейчас в некоторых случаях болезни «высасывает» не только шаман, но и кто-то из простых аульчан, знающих заговоры. Однако таким видом лечения может заниматься только тот человек, для которого эта процедура не будет иметь серьезных последствий и не грозит смертью. Едыге Турсунову довелось самому понаблюдать за таким лечением в 1974 году в Шетском районе Джезказганской области.

- У мужчины болел зуб, и для его лечения пригласили пожилого человека. Он осмотрел зуб, сказал, что в нем сидит червь (курт), и велел принести тарелку с водой и горсть семян лебеды (алабота) со двора. Затем велел больному умыться. После пожилой человек велел ему накрыться с головой одеялом и наклониться с раскрытым ртом над тарелкой с водой. По ее краям были насыпаны семена лебеды, которые лекарь смешал с жиром и поджег. Через некоторое время, когда из-под одеяла стал выбиваться тонкими струйками дым, он быстро запел речитативом заговор. А после баксы вдруг сорвал одеяло с больного, повалил его на пол и впился губами в его щеку: чмокал ее и время от времени сплевывал в пепельницу. Потом та же операция была проделана с затылком больного, затем последнего опять накрыл одеялом, оставив сидеть с раскрытым ртом над тарелкой, от которой исходил сладковато-горький дым лебеды. Когда семена догорели, лекарь откинул одеяло. На дне тарелки в воде лежали… три крохотных белых червячка.

Турсунов считает, что ловкий лекарь подбросил червей в тарелку, правда, когда он успел это сделать, так и осталось загадкой. А у больного, который был поражен, увидев червяков, тут же перестал болеть зуб.

Похожий метод применял кустанайский баксы Кирабай. Однажды он лечил человека, нечаянно проглотившего тарантула. Когда Кирабай произносил специальный заговор, опухоль у больного уменьшалась, а тело самого шамана…распухало.

Но были среди баксы и такие, которые не занимались лечением, у них была лишь способность предвидеть будущее. Казахи называли их «тюсши». Такой является кызылординка Баршагуль Сембаева. Она происходит из рода потомственных шаманов и является внучкой (в пятом поколении) знаменитого баксы Есакая. Однако способностей к врачеванию у нее нет, Баршагуль – просто ясновидящая. По ее словам, будущее она узнает от духов, которые являются к ней во сне в облике русоволосых парней.

Баксы предвидели войны

Скорее всего, таинственный памятник в Улытау, упоминавшийся в начале статьи, посвящен шаманам, которых казахи называли «сыншы». Академик Маргулан, исследовавший загадочное изваяние, считает, что такой баксы был прорицателем у предводителей союза племен. Они обращались к нему за помощью, замышляя поход или решая политические или личные вопросы. Памятник относится к VI-VII векам нашей эры. Изображения шаманов найдены и при раскопках в Саянах в афанасьевском захоронении у впадения реки Камышты в реку Абакан. На камнях археологи увидели рисунки пляшущих людей в рогатых головных уборах. В руках они держали предметы, похожие на шаманские атрибуты. Эти изображения относят к эпохе неолита.

Военные прорицатели предвидели, когда лучше всего пойти на врага, в каком месте ждать нападения. Кроме того, сыншы только по известным ему приметам мог определять боевые качества коней. Непонятно как, но все сыншы умели точно определять, как коня готовили к скачкам, и предсказывали, кто из жеребцов завоюет первый приз. Кроме того, по внешнему виду детей, чертам их лица и походке они точно предсказывали их будущее, в том числе станут ли мальчики настоящими батырами. Свои прорицания сыншы или напевали стихами, или просто рассказывали, но при этом рифмовали строчки, пишет казахстан-ский исследователь Едыге Турсунов. Однако сыншы были только одним из видов казахских шаманов (баксы). Большинство из них считали прорицательство своим второстепенным делом, мол, во время камлания они просто попутно узнают и другие вещи.

Справка «Мегаполиса»
В Казахстане было немало шаманов, занимавшихся лечением. Едыге Турсунов перечислил только некоторых из этих врачевателей в своей монографии. Это жетысуский баксы Жетекбай (он был еще и костоправом), Ержума Есжанов (Восточный Туркестан, лечил в основном душевнобольных), знаменитый Тиней баксы (умер между 1929-1931 годами), Изтелеу баксы (Челябинская область), кустанаец Асфандияр баксы, Даркан баксы, Абу баксы, семипалатинец Ажыбай баксы (Восточный Туркестан), Белбеу баксы, кокчетавец Капар баксы, Ногайбай баксы (XIX век, территория нынешней Алматинской области), кызылординец Беринбай-калпе…

Как становятся шаманами

Будешь ты баксы или нет, можно узнать только в том случае, если начнешь страдать от «шаманской» болезни. По поверьям казахов, этот недуг проявляется в том, что человек видит во сне неких существ, которые предлагают ему взять в руки кобыз. Это повторяется несколько раз, и каждый раз он отказывается. Претендент в шаманы становится угрюмым, нелюдимым, начинает бояться окружающих, хотя больной большей частью сохраняет здравый ум. Затем наступает апатия, и видения начинают преследовать его постоянно. Считается, что болезнь неизлечима. Исчезает она только в том случае, если человек все-таки соглашается шаманить.

- Мне довелось видеть человека, который, как считают, болеет шаманской болезнью, во время Кызылординской экспедиции в июле 1975 года, - рассказывает Едыге Турсунов. - Им был житель совхоза «Кармакшинский» Кармакшинского района Нугра Исмаилов. Родственники и местные жители объяснили, что Нугра принадлежит к роду потомственных баксы. Его предок Есакай, живший в позапрошлом столетии, был знаменитым шаманом.
К Нугре духи наведывались более пятнадцати лет, требуя, чтобы он взял кобыз и начал шаманить. Нугра отказывался, однако духи становились все настойчивее. Несчастный потерял аппетит, стал пуглив. Он выходил на улицу только по ночам, когда аул засыпал, но каждый раз трясся от страха и прятался за глинобитным забором, едва на улице появлялся прохожий. Ему казалось, что к нему снова пришли духи...

Казахи считали, что человек не может стать шаманом, пока духи не вселятся в его тело. Но если душа (или духи) покидает его, баксы заболевает или даже умирает.
- Вот, например, как рассказывают о казахском шамане Абу-баксы, - продолжает Турсунов. - В 1947 году Абу на некоторое время лишился шаманского дара и стал точно дурачок: ел шерсть, не замечал окружающих и не слышал их слов. Он ходил как в воду опущенный, глаза его стали гноиться, от прежней солидности и лоска ничего не осталось. А потом он вдруг исчез без следа. Только через несколько лет Абу вернулся в свои края, причем уже нормальным человеком. Старики говорили, что под языком у него был малюсенький перстень. Так вот его выкрали то ли пери, то ли дьявол. Вот Абу и отправился на его поиски. Неизвестно как, но все-таки нашел его.

P.S. Редко кому из современников удается своими глазами увидеть хотя бы часть шаманских трюков. Встретить таких баксы сейчас – редкая удача. Информация по истории казахского шаманизма тоже скудна, ее по крупицам собирали в течение нескольких десятилетий только некоторые из исследователей. Тем более в советское время общение ученых с казахскими знахарями партия не поощряла. Только в последнее время интерес к нашему удивительному прошлому начал возрождаться. И, как знать, может, скоро мы узнаем еще более удивительные подробности о наших баксы.

Источник: газета "Мегаполис"(Казахстан)

Политика54
Общество62
Культура20
Экономика15
История международных отношений20
Речи и выступления11
Образование4
Ближний Восток8
Япония и Россия2
Выборы3
Юбилей1
Здоровье4
Болонский процесс1
МАГАТЭ1
Светская хроника3
Безопасность3
Благотворительность3
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100