На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• И корюшка таяла во рту
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Булыжник преткновения...
   // ТРУБКИН Антон
• Тихая Япония...
   // КРИВИЦКАЯ Наталия
• Виват, Медвед! Русь лови позитифф!!!
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ОБЗОР ПРЕССЫ
 Распечатать

С.Иванов: "Крупные военные маневры - это не только учеба , но и демонстрация силы"



"Известия"

2005-11-01 12:51:21

Международные учения "Мирная миссия-2005" (Китай) и "Индра-2005" (Индия) заставили многих наблюдателей говорить о новом витке международной активности российских Вооруженных сил. Объяснения давались разные - от стремления Москвы выстроить новый геополитический военный союз до банального желания продвинуть на рынке свое оружие. Министр обороны России Сергей Иванов в интервью корреспонденту "Известий" Дмитрию Литовкину изложил свою версию внешнеполитической активности Вооруженных сил.

"Общий враг - международный терроризм"

известия: Сергей Борисович, в последнее время все заметили международную активность Вооруженных сил - официальные визиты, обмен военными делегациями, наконец, совместные учения в Китае и Индии. С чем это связано?

Сергей Иванов: Международное военное сотрудничество - важная часть внешнеполитической деятельности любого государства. Логика здесь проста: чем оно будет активнее и продуктивнее, тем надежнее будут защищены национальные интересы страны. Именно из этого мы сегодня исходим и стараемся сочетать в этой работе традиционные и новые формы и методы. Да, в последние годы мы активизировали обмен опытом с иностранными коллегами в области строительства вооруженных сил, управления войсками. Регулярно участвуем в международных конференциях и симпозиумах по проблемам региональной и глобальной безопасности. Стараемся более конструктивно сотрудничать и в рамках Совета Россия-НАТО, других международных организаций. Важное направление - миротворческая деятельность Вооруженных сил. Российские военнослужащие участвуют в проведении спецопераций по поддержанию и восстановлению мира в различных регионах, и в первую очередь - на территории СНГ. Конечно, особое место в нашем военном сотрудничестве занимают совместные учения. На них отрабатывается взаимодействие в сфере обеспечения национальной и региональной безопасности, борьбы с вызовами и угрозами стратегической стабильности, и прежде всего со стороны международного терроризма. Примеров здесь достаточно. Это и традиционные учебно-боевые мероприятия в рамках СНГ и ОДКБ, и российско-натовские маневры (сейчас они приобретают уже регулярный характер), и, конечно, недавние учения "Мирная миссия-2005" и "Индра-2005".

известия: Но раньше таких учений, как в Индии и Китае, не было. Некоторые эксперты даже назвали их демонстрацией силы трех стратегических партнеров...

Иванов: Учения действительно беспрецедентны по своим целям, масштабам и составу участников. Учитывая это обстоятельство, мы старались быть предельно открытыми в плане предоставления объективной информации о ходе маневров. Однако ваши коллеги-журналисты не всегда были точны в своих оценках и политических акцентах. Чтобы избежать двусмысленностей и ошибок в понимании сути мероприятий, проведенных на территории Китая и Индии, хотел бы окончательно расставить все точки над i. По поводу "демонстрации силы" хочу заметить, что любые крупные военные маневры - это не только учеба, но и демонстрация силы. Вопрос в том, кому и с какой целью эта сила демонстрируется. У нас есть общий враг - международный терроризм. С каждым годом его удары становятся все страшнее и изощреннее. Ширится география терактов: Нью-Йорк и Мадрид, Лондон и Москва, Буденновск и Махачкала, Беслан и Нальчик... Пора поставить точку в этом скорбном перечне злодеяний. Сделать это можно только объединив усилия стран и народов. И "Мирная миссия-2005", и "Индра-2005" не несли в себе угрозы интересам "третьих стран" и не являлись свидетельством каких-либо намерений создать в регионе новый международный военно-политический блок. Их главная цель - отработка совместных антитеррористических действий сторон.

известия: А смысл-то этих учений в чем?

Иванов: И те и другие учения можно считать своего рода "точками отсчета" на пути наращивания практического взаимодействия наших стран в борьбе с "чумой XXI века". Мы намерены проводить такие мероприятия и с другими государствами. Например, индийская сторона согласилась с нашим предложением провести в следующем году учения уже на территории России и в более широком составе. В этих маневрах планируется участие спецподразделений сразу нескольких государств, в том числе входящих в НАТО. Я имею в виду США, Великобританию и Францию. Проведение подобных мероприятий, на мой взгляд, стимулирует многостороннее взаимодействие в военной сфере, способствует созданию единого антитеррористического фронта.

"Мы помогали продвижению вперед нашего военно-технического сотрудничества"

известия: Китай и Индия - стратегические партнеры России в области военно-технического сотрудничества (ВТС). На эти страны приходится более 80% экспортных поставок отечественных вооружений и военной техники. Ставилась ли цель "продвинуть" сотрудничество в этой области?

Иванов: Мы и не скрывали тот факт, что рассматриваем маневры как испытательный полигон для российской военной техники, прекрасную возможность для ее рекламы. Эти учения придали новый импульс не только антитеррористическому взаимодействию, но и военно-техническому сотрудничеству наших стран. Ведь нет ничего убедительнее в диалоге с партнерами, чем демонстрация им возможностей нового вооружения в реальных условиях. На учениях Россия, задействовав сухопутную, военно-морскую и военно-воздушную составляющие, представила целый ряд достижений отечественного ОПК. Так, в Китае были показаны наши авиационные комплексы и новые системы ПВО. Были продемонстрированы возможности российских боевых машин и платформ для десантирования техники, новое снаряжение. Индийские партнеры могли наблюдать достоинства наших боевых машин десанта БМД-3, которые эффективно действовали в экстремальных условиях пустыни Тар - при 50-градусной жаре.

Присутствует здесь и другой положительный момент. Однотипная техника подразумевает схожие системы эксплуатации, боевого применения, обучения персонала. И в этом смысле всегда есть что сравнить и чему поучиться друг у друга. Такой обмен опытом также служит развитию и укреплению нашего сотрудничества.

известия: То есть вы помогали торговать "Рособоронэкспорту"?

Иванов: Мы помогали прежде всего продвижению вперед нашего военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в целом. Министерство обороны - это государственный институт, формирующий предложения по стратегии и тактике межгосударственных отношений в военной области. При этом мы в первую очередь руководствуемся приоритетами национальной безопасности, а также долгосрочными военно-политическими интересами государства в различных регионах мира. Не сомневаюсь, что любые наши усилия по развитию и расширению ВТС положительно сказываются на деятельности "Рособоронэкспорта", являющегося государственным посредником. Аналогичное содействие мы оказываем и другим субъектам ВТС. Например, Тульскому конструкторскому бюро приборостроения, Коломенскому конструкторскому бюро машиностроения, самолетостроительной компании "МиГ", авиационной компании "Сухой". А вообще, лучший промоушн нашей военной технике - это не ее демонстрация в опытных экземплярах на выставках, а показ в реальной обстановке на учениях.

известия: "Рособоронэкспорт" был учрежден 5 лет назад. Это стало началом реформирования системы ВТС, плавно перетекающего в нынешнее преобразование российского ОПК. По-вашему, эффективно сосредоточить в руках одной структуры оружейный экспорт?

Иванов: Успех государственного регулирования в области ВТС во многом зависит от слаженной работы представителей федеральных органов исполнительной власти и субъектов ВТС за рубежом, а также от четкого разделения сфер деятельности этих субъектов и исключения их конкуренции на внешнем рынке. Создание единого госпосредника не означает монополизацию всего российского экспорта вооружений. Современная российская система ВТС является многогранной и сбалансированной. Общую координацию деятельности всех субъектов ВТС осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. Кроме "Рособоронэкспорта" на внешнем рынке достаточно успешно работают еще 4 российских предприятия - поставщика, так сказать, финальных военных изделий. С каждым годом растет число предприятий, получивших право на самостоятельную деятельность в сфере поставок запасных частей и послепродажного обслуживания вооружения и военной техники. Поставки же военной продукции остальных российских предприятий осуществляются через государственного посредника. О том, насколько правильным было решение сосредоточить значительную часть оружейного экспорта в руках одной структуры, следует судить по результатам внешнеторговой деятельности за истекшие годы. Несмотря на свою "молодость", "Рособоронэкспорт" сумел добиться значительных результатов. У предприятия мировое имя, хорошая деловая репутация и перспективы. Сейчас на долю компании приходится около 85% объема российского экспорта вооружений. Да, в эти дни "Рособоронэкспорту" исполняется 5 лет. Пользуясь случаем, хочу поздравить его руководство и всех сотрудников с этой датой, пожелать им дальнейших успехов в деле укрепления внешнеэкономических позиций государства и мировой славы российских оружейников.

"Поставки оружия - это одна из ключевых составляющих российского экспорта"
известия: Каждый год говорится о росте объема поставок наших вооружений на внешние рынки, создается впечатление, будто Россия вооружает весь мир последними оборонными разработками. Не окажемся ли мы перед опасностью того, что наш сегодняшний успех в скором времени поставит Москву перед тем фактом, что стратегические партнеры значительно превосходят Россию по военному потенциалу?

Иванов: Это неверное мнение. Во-первых, решение о поставке любых вооружений принимается взвешенно, на высоком государственном уровне. Ни один контракт не может быть осуществлен в ущерб интересам государственной безопасности России. Этот принцип четко сформулирован в Концепции государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 года. Кроме того, экспорт вооружения - это серьезный дополнительный источник валютно-финансовых поступлений в бюджет страны.

Во-вторых, практически в каждом случае исполнение контракта предполагает производство, а иногда и разработку техники "под заказ", с учетом всех индивидуальных требований заказчиков. Такая практика только на пользу. Предприятия ОПК приобретают опыт создания более выносливых, приспособленных к различным условиям эксплуатации и к решению специфических боевых задач образцов техники.

В-третьих, собственные потребности российских Вооруженных сил удовлетворяются путем реализации гособоронзаказа, который год от года растет. В нынешнем году он впервые превысил объем экспортных поставок, а это более 5 миллиардов долларов США. Это, согласитесь, уже конкретный показатель прогресса в техническом оснащении армии и флота. Поэтому мнение о том, что экспорт вооружения у нас имеет абсолютный приоритет по отношению к собственным потребностям, не выдерживает никакой критики.

известия: Если гособоронзаказ превысил по объему наши экспортные поставки, может ли это означать, что своего "потолка" по объемам военного экспорта Россия уже достигла?

Иванов: Нет, это отнюдь не означает отсутствия динамики в развитии самого российского военного экспорта. В последние годы положительная тенденция увеличения объема зарубежных поставок сохраняется. Поставки оружия и предоставление различных услуг военного назначения - это по-прежнему одна из ключевых составляющих российского экспорта наряду с продажей энергоносителей. Хотя следует признать: ситуация на мировом рынке вооружений в настоящее время остается сложной. Это главным образом связано с существенным превышением предложения над спросом. Стратегия действий в этой ситуации одна. Мы стремимся сохранить традиционное преимущество нашей военной продукции: сочетание ее высоких боевых качеств, простоты и надежности в эксплуатации с относительно низкими ценами. Причем многие виды нашего оружия зачастую не только не уступают, но и существенно превосходят лучшие западные образцы.

Для решения этой задачи необходимо продолжать укреплять оборонную промышленность, стимулировать перспективные разработки КБ и НИИ с помощью государственных инвестиций, привлечения частного капитала, использования более гибких форм ВТС, включая лизинг.

Благоприятные условия - для ОДКБ

известия: Во времена СССР мы торговали оружием практически по всему свету. А какова сегодняшняя география нашего военного экспорта?

Иванов: Сейчас Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество с 76 государствами мира. Возглавляют этот список Индия и Китай. А вообще в него входят страны многих регионов планеты: Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, Центральной и Восточной Европы, Африки и Латинской Америки. Общий объем нашего военного экспорта только в прошлом году составил более 5,7 миллиарда долларов США.

известия: Эксперты говорят, что мы даже добрались до Латинской Америки?

Иванов: Вообще до недавних пор наши отношения с этими государствами ограничивались в основном внешнеполитической и торгово-экономической сферами. Однако в последние годы налаживаются контакты и в военной области. С 10 странами Латинской Америки Россия уже подписала межправительственные соглашения о военно-техническом сотрудничестве. В прошлом году, например, - с Аргентиной, Перу и Чили. Принятие этих документов, безусловно, открывает хорошие перспективы для укрепления наших позиций на латиноамериканском рынке вооружений. А вообще сфера ВТС сродни банковской в том смысле, что не терпит шума.

известия: "Забравшись" так далеко, Россия не проиграла на постсоветском пространстве?

Иванов: Двусторонние соглашения о ВТС у нас подписаны с 10 государствами: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной. С каждым из них военно-техническое сотрудничество имеет свои особенности. Общая же специфика сотрудничества с этими странами в военной сфере характеризуется сразу несколькими основными направлениями совместной деятельности. Во-первых, это оказание военно-технической помощи. Во-вторых, проведение совместных работ по производству, модернизации и ремонту вооружения и техники, создание совместных предприятий. В-третьих, в наших военных вузах военнослужащие из этих стран учатся на льготных условиях. И, наконец, мы проводим гибкую, дифференцированную ценовую политику при осуществлении военных поставок. Наиболее благоприятные условия для закупок российской военной техники мы создаем нашим партнерам по Организации Договора о коллективной безопасности: Армении, Белоруссии, Казахстану, Киргизии и Таджикистану. Правда, с одной существенной оговоркой: приобретаемая военная техника должна поступать на вооружение национальных воинских формирований, включенных в состав коллективных сил быстрого развертывания. Только в этом случае экспортная стоимость продукции будет соответствовать закупочной цене для Российской армии.

Кроме того, авансовые платежи союзников за оружие не облагаются НДС. Его доставка осуществляется по внутренним российским тарифам. При выходе из Договора льготы ликвидируются, а разница между экспортными и договорными ценами переоформляется в госдолг.

Развивая сотрудничество в рамках ОДКБ, мы создаем единую систему подготовки военных кадров. Напомню, что на июньской сессии Совета коллективной безопасности было подписано Соглашение о подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ. Как результат, уже с начала нынешнего года военнослужащие из этих стран обучаются в вузах Минобороны России на безвозмездной основе.

"Сейчас создана отдельная миротворческая бригада"

известия: Вы упомянули о российских миротворцах. Сейчас говорят, что Россию "выдавливают" из этой сферы...

Иванов: Сегодня операции по поддержанию мира - важный элемент российской политики по урегулированию вооруженных конфликтов в зоне "ближнего зарубежья". Россия - фактически единственная страна в СНГ, которая добровольно взяла на себя миротворческие функции, не только осуществляя разъединение противоборствующих сторон, но и способствуя стабилизации обстановки в районах конфликтов на территории бывшего СССР. Напомню, на постсоветском пространстве были развернуты четыре операции по поддержанию мира с использованием воинских контингентов государств СНГ. В Таджикистане операция завершилась в сентябре 2000 года. А в Приднестровском регионе Молдавии, в Абхазии и Южной Осетии продолжаются по сей день. Что касается оценки действий российских миротворческих контингентов. Могу сказать кратко: они выполняют свою миссию на основе мандата и, зачастую рискуя жизнью, делают свое дело добросовестно. Результат налицо - при сравнительно небольших потерях нашим миротворцам удалось стабилизировать сначала военную, а затем и политическую обстановку во всех зонах вооруженных конфликтов на территории СНГ. А то, что политическое урегулирование там порой топчется на месте, - это уже вина не России, а местных политиков, которые иногда готовы сорвать любой миротворческий процесс. Сейчас в составе Вооруженных сил создано принципиально новое формирование - отдельная миротворческая бригада. Она оснащается современным вооружением и комплектуется военнослужащими-контрактниками. Ее личный состав обучается по специальной программе боевой подготовки, адаптированной к миротворческой деятельности. В перспективе планируется включить эту бригаду в совместную российско-натовскую программу по повышению оперативной совместимости войск. Не исключается и возможность практического использования соединения в миротворческих операциях под эгидой ООН.

Политика3878
Общество502
Культура57
Экономика1107
История международных отношений47
Речи и выступления4
Образование18
Внешняя политика России326
Стратегические интересы39
Экология37
Корея44
Ближний Восток394
Украина259
Экономическая интеграция108
СНГ352
Прибалтика96
Европейский союз85
13.06 Геннадий Баташев. Журналистский характер
12.06 На территории завода в Москве неизвестные открыли стрельбу
04.06 Василий Бойко проходит по 4 уголовным делам
17.04 "Зенит" пострадал за Косово
03.04 Андрей Алпатов "откусит" о Турции и Египта 10% туристического потока
25.03 О книге Дмитрия Лекуха "Хардкор белого меньшинства"
23.03 "Умники и умницы": итоги четверть финалов
03.03 Виват, Медвед! Русь, лови позитифф!!!
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Светская хроника | Ближний Восток | Япония и Россия | Выборы | Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | МАГАТЭ | Безопасность | Благотворительность |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100