Тендер на любовь к России |
| 2005-11-15 17:46:07 Cегодня налицо тенденция к расслоению всего того, что ранее мы именовали "Западом". Формируются самостоятельные центры силы - американский, европейский и азиатский, все более сравнимые по весу и гравитации. Мировое лидерство США пока неоспоримо. Но после расширения Евросоюз по некоторым параметрам уже превзошел своего главного "конкурента-союзника". Что касается азиатского региона, за ним сейчас - динамика и перспектива.
Сравнимый потенциал и несовпадение интересов этих центров силы обуславливают неодинаковый подход России к ним. Этот факт не должен, впрочем, служить основанием для упреков, что Москва-де играет на "внутризападных" трениях. Те в Европе и США, кто приписывает такого рода интенции России, лукавят. Ибо это - путь, предлагаемый внутрироссийской оппозицией, а не Кремлем. В Москве прекрасно понимают, что ставка на разногласия неконструктивна, поскольку по определению опирается на нестабильный, непредсказуемый и отрицательный по своему значению фактор.
Когда речь заходит о России, мы нередко имеем дело с единым Западом, столь неоднородным в иных делах. Вообще сам термин "Запад", похоже, несет сегодня хоть какую-то смысловую нагрузку только по причине сохраняющейся общности в подходах к России Европы и Америки.
Понятны причины того, что в России весьма чутко реагируют на любые признаки изменения прежнего "монолита" политики Запада в отношении нашей страны. В том числе и на то, что не только ЕС или США, но даже отдельные государства внутри ЕС активнее других идут на сближение. Это попытка инициировать и мультиплицировать положительные "пророссийские" тенденции, возникающие во взаимодействии с отдельными странами. Нам не все равно, возьмет ли в Брюсселе верх, условно говоря, "итало-германская" или "польско-балтийская" линия. Это своего рода тендер на доброжелательное отношение к России. Он не объявлен против кого-то, он продиктован прежде всего интересами самой России.
Россия сегодня - европейски ориентированная страна. Более половины нашей внешней торговли приходится на ЕС. Но США должны, скорее, воспринимать этот факт как своего рода приглашение. Крепкий материальный фундамент наших отношений с ЕС помогает преодолевать немалые политические проблемы. У отношений Россия-США такой базы нет. Еще жив такой анахронизм, как "поправка Джексона-Вэника" - показатель даже не недомолвок, а откровенного абсурда в двусторонних связях. Эта поправка была реакцией на существование в СССР препятствий для выезда из страны. Сегодня, скорее, Россия должна вводить похожие поправки из-за немалых проблем со въездом для наших граждан в США.
Выскажу предположение, что отсутствие прочной внутренней основы в во многом делает российско-американские отношения столь зависимыми от того, что происходит в третьих странах. События на Ближнем Востоке или на постсоветском пространстве оказывают несоразмерно большое влияние на двусторонние контакты. Конечно, многое можно было бы решить в рабочем порядке, как это делают, например, США и ЕС, США и Китай. Проблема в том, что этого "рабочего порядка" у нас с Вашингтоном по сути нет.
Пока Америка, окрыленная собственным глобальным лидерством, имеет склонность рассматривать прочие страны чрезвычайно утилитарно: помогают или мешают они реализации интересов США. Но Россия не видит себя в роли банального проводника интересов США в мире и тем более в регионе собственных жизненных интересов - в Евразии. Это данность, с которой Америка должна считаться, не воспринимая, однако, ситуацию как попытку скрытого противостояния.
Нередко США, полагая себя достаточно сильными, не видят необходимости искать формы реализации своих целей, не ущемляющие интересы других стран. Но такой курс в отношении России был бы ошибкой. Не исключено, впрочем, что, воспринимая нашу страну "в тандеме" с Евросоюзом, Америка постепенно придет и к похожему отношению к России как к стратегическому партнеру с собственными интересами. Следовательно, вполне вероятно, что, продвигаясь на европейском направлении, мы закладываем и новые основания для будущих российско-американских отношений.
Константин Косачев, председатель комитета Государственной думы по международным делам
|