Возврата к "холодной войне" не будет |
| 2005-02-10 16:16:00 Вопрос: С каких пор внутренние решения суверенного государства по укреплению власти, по борьбе с экономическими преступлениями становятся поводом для конфронтации с ним?
Ответ: Минувший год оставил миру непростое наследство. Продолжающиеся вылазки международных террористов. Невиданная по масштабам природная катастрофа в районе Индийского океана. Незаживающая рана войны в Ираке. Неурегулированные конфликты и кризисы во многих других точках земного шара.
Все эти трагические события, как набатный колокол, зовут к объединению человечества перед лицом угроз и вызовов, справиться с которыми можно только сообща.
Россия отвечает на этот призыв наращиванием своего вклада в решение наболевших международных проблем. И дело тут не в стремлении во что бы то ни стало утвердить себя в качестве мировой державы, расширить "сферы влияния". Мы прекрасно понимаем, что в современном мире национальные интересы России, особенно в сфере безопасности, могут быть обеспечены только на путях тесного взаимодействия с внешним миром. Вот почему наши усилия по строительству сильной, единой, демократической и свободной России органически сочетаются с ответственной и предсказуемой внешней политикой. Именно такая Россия нужна мировому сообществу - заявления об этом мы постоянно слышим от наших зарубежных партнеров из числа ведущих государств практически во всех регионах мира.
На этом фоне явным диссонансом звучат голоса тех, кто вот уже много месяцев подряд через американские и европейские СМИ твердит об "охлаждении" отношений России и Запада, пытаясь вылепить новый "образ врага" в лице нашей страны.
То, что у России были и есть недоброжелатели, для нас, конечно, не открытие. Удивительно другое: нынешняя антироссийская кампания, в отличие от своих аналогов времен "холодной войны", развернута не в обстановке идеологического противоборства и военно-политического соперничества, а наоборот, в условиях динамично развивающегося партнерства России, США, Европейского союза и НАТО по самому широкому кругу вопросов. Разумеется, далеко не во всем наши отношения выглядят безоблачно. Есть в них и разногласия, и трудности, которые необходимо устранять совместно. Но все это - решаемые проблемы, которые вовсе не являются поводом к противостоянию.
В частности, весь опыт нашего сотрудничества с Соединенными Штатами говорит о способности двух стран даже в условиях достаточно серьезных расхождений, как это было, например, перед началом войны в Ираке, не терять из виду общие стратегические интересы, удерживаться от сползания к конфронтации.
Тем более одиозно выглядят на этом фоне призывы к переходу от партнерства к "сдерживанию" и даже "отбрасыванию" России. Что служит для этого основанием? Недавние решения президента Российской Федерации по укреплению единства и безопасности страны? Что ж, у них есть критики и в самой России, которые, заметим, высказываются на этот счет совершенно открыто и свободно, вопреки утверждениям о будто бы полном "зажиме" независимых СМИ в нашей стране. Да и само российское руководство отнюдь не уходит от разговора с американскими и европейскими коллегами о наших трудностях, связанных, в частности, с возросшей террористической угрозой. Администрация США для борьбы с этой угрозой вынуждена принимать весьма жесткие законодательные и административные меры, в том числе по отношению как к своим, так и к иностранным гражданам, что вызывает у многих вопросы насчет уважения принципов свободного общества. Нам понятна решимость в противостоянии террору, потому что иначе не защитить те фундаментальные ценности, которые объединяют всех нас, прежде всего право каждого человека на жизнь без страха в условиях свободы. Но с каких пор внутренние решения суверенного государства, предпринимаемые в рамках его Конституции, по укреплению власти и целостности страны, по борьбе с экономическими преступлениями или по реформе выборов в органы власти регионов становятся поводом для конфронтации с ним и чуть ли не разжигания нового международного кризиса?
Мы, как и многие другие государства, ищем такие пути дальнейшего развития демократии, которые наиболее соответствуют задачам и вызовам современного этапа. Тот факт, что в отдельных странах законодательные основы политической системы государства не менялись в течение столетий, отнюдь не означает сам по себе, что их модель демократии совершенна и не дает сбоев.
Кстати, Венецианская комиссия Совета Европы сочла наши решения о новой процедуре формирования исполнительной власти регионов соответствующими принципам федерализма.
Можно понять российское общественное мнение, которое испытывает законную тревогу по поводу враждебных выпадов против России в западных СМИ, пытаясь разобраться в истинных целях этой кампании. И все же, думается, нам не следует поддаваться иррациональным антизападным настроениям, создавать у себя в стране атмосферу "осажденной крепости". России новая "холодная война" не нужна. Она лишь затруднила бы решение наших внутренних социально-экономических задач, помешала бы устойчивому развитию страны и ее интеграции в мировую политику и экономику. А значит, необходимо сохранять выдержку, продолжать испытанный временем курс на твердую защиту национальных интересов без скатывания к конфронтации.
Едва ли и наши западные партнеры заинтересованы в возврате к "холодной войне". Вопреки вдохновителям антироссийской кампании, наше реальное партнерство с США, Евросоюзом и НАТО продолжается и набирает темп. Лидеры ведущих западных стран рассматривают Россию как важного партнера в антитеррористической борьбе, в вопросах нераспространения оружия массового уничтожения, в урегулировании региональных кризисов. Видят они в России и перспективного экономического партнера.
Уверен, что ответственные политики в США и Евросоюзе хорошо понимают, каким безумием было бы открытие еще одного "фронта" противостояния в мире в условиях нарастания глобальных угроз, в равной мере затрагивающих интересы безопасности всех без исключения государств.
Во многих западных столицах уже начинают задумываться, к чему ведет бессмысленное, порой переходящее все границы журналистской и простой человеческой этики нагнетание подозрительности и вражды к России. Ведь могут пострадать взаимопонимание и доверие в наших отношениях, которые с таким трудом создавались все годы после окончания "холодной войны". Чтобы этого не произошло, необходимы взаимные усилия. Россия стремится пройти свою часть пути, демонстрируя открытость и готовность к диалогу, ведя постоянный поиск взаимоприемлемых развязок по вопросам, которые нас разделяют. Однако и нашим партнерам не мешало бы отказаться от некоторых стереотипов, которые наносят ущерб взаимному доверию. Чего стоит, например, услужливое предоставление со ссылкой на "уважение свободы СМИ" - телевизионной трибуны убийце Басаеву - организатору чудовищного террористического акта в Беслане, включенному в список террористов Советом Безопасности ООН? Разве сообщение на весь мир с телеэкрана о планируемых новых атаках на мирных жителей не преследует цель посеять страх и не является формой терроризма? И если Басаев заявляет, что он выполняет приказы Масхадова, то разве место Масхадова не в том же списке террористов?
Пора избавиться наконец и от навязчивой привычки видеть за каждым шагом России в отношении стран СНГ проявление "имперских амбиций".
Никаких фатальных причин для конфронтации между Россией и Западом не существует. Нет их и на постсоветском пространстве. Нужно лишь уважать законные интересы друг друга, равно как и интересы независимых государств этого региона. Именно так поступает Москва, отвергая попытки ставить страны СНГ перед ложным выбором "либо с Западом, либо с Россией". Мы признаем их суверенное право строить отношения с внешним миром в соответствии с собственными национальными чаяниями. Но и сами оставляем за собой законное право поддерживать и развивать исторически сложившиеся экономические, культурные и человеческие связи, содействовать интеграционным процессам в регионе.
Не будем строить иллюзий: на пути развития стратегического партнерства России с США и Евросоюзом будет еще немало испытаний. Главное - надо отдавать себе отчет в том, что ни одну из стоящих перед нами проблем на путях конфронтации не решить. "Холодную войну" и "холодный мир" мы уже проходили. Справиться с общими угрозами, отстоять общие ценности можно только объединенными усилиями, действуя в международно-правовом поле, при уважении демократического выбора каждой страны.
Логика многостороннего сотрудничества сильнее логики противостояния и отчуждения. Именно поэтому ей принадлежит будущее.
|