Дели хочет строить российские самолеты |
| 2005-05-24 16:10:17 Развитие военно-технического сотрудничества стало главной темой рабочей части визита президента Индии Абдула Калама в Россию. В понедельльник глава индийского государства посетил Авиационную холдинговую компанию "Сухой", где вместе с главой компании Михаилом Погосяном обсудил вопрос об участии индийской стороны в проекте перспективного истребителя 5-го поколения и среднемагистрального пассажирского самолета RRJ, создаваемых в АХК "Сухой". Для Москвы визит индийского президента может обернуться крупными инвестициями - только в "пассажирский" самолетный проект Дели готов инвестировать $100 млн.
В прошлом году АХК "Сухой" выиграла гостендер на разработку истребителя 5-го поколения, который должен прийти на смену эксплуатируемым сегодня истребителям марок "Су" и "МиГ". По словам главкома ВВС Владимира Михайлова, летные испытания новой машины начнутся уже в 2007 году. Но для этого необходимо, чтобы ежегодный уровень финансирования программы был на уровне 1-2 млрд рублей. Денег не хватает. Поэтому к участию в разработке истребителя Москва позвала Францию и Индию. Точно так же поступил Вашингтон в вопросе создания своего суперистребителя - F-22 "Raptor".
С Францией "Сухой" имеет опыт сотрудничества с 2002 года. Москва поставляла Дели истребителей Су-30 МКИ с французско-израильской авионикой. Поэтому сотрудничество и по 5-му поколению могло бы быть весьма логичным и перспективным. Однако во время визита в Москву министра обороны Франции Мишель Альо-Мари Париж официально объявил, что не будет вкладывать деньги в российский проект и сконцентрируется на развитии собственного истребителя "Рафаль". С Индией - также проблемы. Дели отказывался подписывать с Москвой соглашение об интеллектуальной собственности (оно предусматривает возможность получения Россией процентов от продажи совместно разработанной техники третьим странам).
- Соглашение по интеллектуальной собственности может быть готово через несколько недель - месяц, - заявил "Известиям" Абдул Калам. - Сейчас над ним работает специальная российско-индийская группа экспертов.
Впрочем, в ходе визита Калама выяснилось, что и это не последнее препятствие.
- Мы пока не можем говорить и о полноправном участии Индии в программе создания истребителя 5-го поколения, - говорят в российском авиапроме. - ВВС Индии все еще не определились с тем, какой самолет они хотят получить.
Но неизвестно, смог ли визит Абдула Калама на АХК "Сухой" снять эту проблему. Стороны не комментируют ситуацию. Официально говорят: это не тот уровень, когда решают конкретные дела. Тем не менее доктор Калам известен как один из "отцов" создания индийского атомного оружия, ракет-носителей и спутниковых систем. Он участвовал и в создании перспективного индийского истребителя и вряд ли бы стал просто так интересоваться российскими боевыми самолетами. В этом году АХК "Сухой" и корпорация "Иркут" поставили индийцам 32 истребителя Су-30 МКИ и приступили к выполнению второй части договора - началу лицензионного производства Су-30 МКИ в Индии. Это самый крупный за всю историю российско-индийского сотрудничества контракт (более $3 млрд). Всего в 2004-2017 Дели планирует построить 140 самолетов.
|