06.07.2007
ОЛИМПИАДА В СОЧИ – КАК ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Победа Сочи в олимпийской гонке – триумф поколения, помнящего грандиозную «Олимпиаду-80». Во многом, заслуга лично Путина – это поколение сегодня олицетворяющего. Президент доказал, что не зря столь часто посещал на деньги налогоплательщиков свою сочинскую резиденцию. Не просто так раскатывал на лыжах по трассам Красной Поляны. Теперь его имя будет неразрывно связано с историей этих мест. Да и дорогостоящая поездка российского лидера в заокеанскую Гватемалу на сессию МОК, в конечном итоге, себя оправдала. Это был смелый шаг, который окончательно склонил чашу весов в пользу России.
Если бы Россия не получила право на Олимпиаду, этот визит означал бы очередной щелчок со стороны мирового сообщества в адрес российского лидера. Поэтому, не полагаясь на волю фортуны, Путин улетел из Гватемалы до оглашения результатов голосования. Негативный результат не стал бы чем-то удивительным для российского общества. Мы привыкли ощущать собственную неполноценность, и, к сожалению, на то есть много оснований. Победа же свидетельствует о многом. Во-первых, это, безусловно, дань уважения российскому лидеру. Во-вторых, это признание выдающегося вклада России в развитие олимпийского движения. В-третьих, это свидетельство возросшего доверия к России и россиянам со стороны мирового сообщества. В-четвертых, огромное желание МОК помочь России окончательно встать на ноги после затяжной депрессии и нестабильности, в т.ч. дать импульс к развитию уникального региона.
Право на проведение Олимпиады – мощнейший бренд. С одной стороны, это позволит повысить привлекательность России для зарубежных туристов и инвесторов. С другой стороны, это объединяющая национальная идея, направленная на созидание, создающая уверенность в будущем. Оргкомитет «Сочи-2014» провел прекрасную пиар-кампанию, направленную как на зарубежную аудиторию, так и на консолидацию российского общества. Теперь, когда мечта стала реальностью, задача с тройной активностью продолжать раскрутку олимпийского бренда. Не расслабляться, не останавливаться, не почивать на лаврах.
О чем сразу нужно подумать – это суммы и сроки. Мировой опыт проведения олимпиад доказывает: сроки всегда срываются. А денег всегда не хватает. Расходы на Олимпиаду в Сочи превысят сегодняшние прогнозы в два – два с половиной раза. Сроки сдачи многих объектов неизбежно будут скорректированы. Властям надо быть к этому готовыми, учитывать возможные корректировки в финансовом планировании. Сегодняшней России – с благоприятной для нашей страны экономической конъюнктурой и огромными резервами – подобные перерасходы не страшны. Однако в 2014 году политическая и экономическая ситуация может измениться. России предстоят минимум две президентские компании. Цены на сырье могут измениться. Также важно учитывать, что на среднесрочную перспективу бюджет Краснодарского края уже отягощен необходимостью создания Рус-Вегаса – особой зоны для развития игорного бизнеса.
Впрочем, если исходить из нынешней ситуации – то возможности России провести Олимпиаду выглядят самыми предпочтительными. А если в ближайшие годы будет создана сквозная трасса через горы, соединяющая с побережьем курорты Домбая, Приэльбрусья и Осетии (строительство которой предусматривает программа «Юг России»), то весь северокавказский регион получит огромный толчок к развитию. Олимпиада станет стимулом для превращения Северного Кавказа в европейскую и российскую туристическую Мекку. Пока же, даже рядовые россияне предпочитают отдых за рубежом кавказским курортам.
Оптимальным для координации столь масштабного проекта представляется создание специального федерального агентства по подготовке к Олимпиаде в структуре Минрегионразвития. Межведомственное взаимодействие – это, конечно, хорошо. Но олимпиада – это прорыв в будущее для России. Гарантия того, что инвестиции принесут осязаемый результат.
Анатолий Баташев, политолог, издатель «Международник.Ру»
|