Обеим сторонам надо успокоиться |
| 2005-09-23 10:53:47 Инцидент с падением российского военного истребителя на территории Литвы все больше из пусть не совсем рядового, но воздушного происшествия приобретает черты полномасштабного политического конфликта. Причем с непредсказуемыми последствиями.
Как сообщила в четверг одна из литовских газет со ссылкой на анонимные источники в российском внешнеполитическом ведомстве, Россия якобы может в ближайшее время уличить в шпионаже литовского дипломата. И затем обменять его на пилота Валерия Троянова, которого удерживает Вильнюс.
При всей, на первый взгляд, абсурдности такого сценария он вполне укладывается в логику отношений, которую последние дни исповедуют друг в отношении друга литовские и российские "силовики".
Вообще действия России по освобождению летчика, даже если признать, что они были спровоцированы литовской стороной, нередко выглядят избыточно нервными. А с учетом исторического прошлого Вильнюсу они и впрямь могут показаться подозрительными.
С самого начала было очевидно, что ответ на вопрос - почему современный истребитель внезапно сбился с курса и рухнул на территорию Литвы - должна дать совместная российско-литовская комиссия. Это нормальная практика в международных отношениях. Тем более когда речь шла о падении российского военного самолета на территорию государства - члена НАТО.
При этом катапультировавшийся летчик мог в принципе, по договоренности сторон, оставаться как на территории Литвы, так и на территории России. Но это в том случае, если между странами установились нормальные, цивилизованные отношения.
Однако в ответ на отказ Вильнюса вернуть пилота до завершения следственных действий - решение, на которое имеет право любое суверенное государство, - Москва отреагировала чрезвычайно болезненно. И вместо подобающих такому случаю закулисных дипломатических переговоров занялась публичным "разбором полетов" с руководством Литвы. При этом заблудившийся над иностранным государством пилот - на счету которого, как говорят, это не первая авария - превратился почти в героя.
Правда, и литовская версия о том, что это крушение может быть секретной операцией российских спецслужб, также скорее годится для журнала "Крокодил". Трудно поверить, что в случае, если бы речь шла о преднамеренной провокации, показания пилота Су-27 и его начальства существенно расходились. Однако именно литовцы говорят о несоответствиях между показаниями летчика Валерия Троянова и заявлениями российского военного руководства.
В то же время та поспешность и та чрезмерная настойчивость, с которой российская сторона требует возвращения пилота и обломков самолета, способна насторожить кого угодно.
Безусловно, Москву раздражает независимое поведение Вильнюса и его ссылки на членство в НАТО. Российские власти еще более раздражены очередным ЧП с нашей сложной техникой, которая ставит под сомнение ее качество и способность наших специалистов этой техникой адекватно пользоваться. Уязвленное самолюбие - это понятно, и даже отчасти простительно.
К тому же Вильнюс высказывает настойчивое желание привлечь к расшифровке "черных ящиков" истребителя независимых специалистов из атлантического альянса. Те, кстати, уже дали согласие на проведение таких работ, и теперь, по словам министра обороны Литвы Гядиминаса Киркиласа, его ведомство анализирует, кому поручить эту весьма щекотливую операцию. В то время как российских специалистов и оборудование к работе над "черным ящиком" литовцы не допустили. Однако теперь отстранение от расшифровки российских военных экспертов, безусловно, даст Москве возможность не признать результаты проведенной на Западе экспертизы.
Словом, с каждым днем авиаинцидент между Россией и Литвой перерастает в повод для серьезного политического конфликта, в который, при неблагоприятном развитии событий, окажутся со временем вовлечены руководство НАТО и Евросоюза. А очевидный отказ российского оборонного ведомства искать компромиссы со своими литовскими коллегами способен отложить в долгий ящик важнейшие совместные политические проекты России и Евросоюза.
Видимо, обеим сторонам надо просто успокоиться. В конце концов у самолетов изредка бывает привычка падать в самых непредусмотренных местах. Надо отдать разрешение конфликта профессионалам-переговорщикам. А ими могут быть только самые спокойные и хладнокровные из чиновников - мидовцы обеих стран.
|