2005-10-15 10:50:58 Желание госсекретаря США Кондолизы Райс прилететь с кратким визитом в Россию только на первый взгляд выглядит неожиданным.
Как сообщил представитель госдепартамента Шон Маккормак, глава американского внешнеполитического ведомства приняла это решение после переговоров с президентом Франции Жаком Шираком и министром иностранных дел Филиппом Дуст-Блази.
Первоначально планировалось, что азиатское турне, в ходе которого Райс посетила Центральную Азию, Афганистан и Пакистан, госсекретарь завершит переговорами в Париже, а затем в Лондоне. Однако, еще будучи в Азии, Райс получила информацию о переговорах, которые вел во Франции министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Очевидно, что политические итоги, достигнутые в ходе российско-французского диалога, встревожили Вашингтон. После визита Райс в Париж Белый дом осознал: пришло время "сверить часы" с Москвой. Или, во всяком случае, услышать российскую точку зрения на достигнутые во Франции договоренности.
А заодно госсекретарю США предстоит проверить, насколько откровенны были ее французские собеседники в оценках итогов встречи с Лавровым. Также нельзя исключать, что, будучи в Париже, глава дипломатического ведомства США услышала от своих французских партнеров по НАТО такого рода информацию, которая заставила ее изменить планы и немедленно направиться в Москву.
И хотя российский МИД не оглашает тему предстоящих переговоров с Райс, почти наверняка можно предположить: вопросы, которые госсекретарь США намерена обсудить, будут в большинстве пунктов совпадать с повесткой дня "парижских" встреч Лаврова.
С геополитической точки зрения Вашингтон не может не замечать опасений Парижа и Москвы в связи с избранием канцлером Германии Ангелы Меркель. Договоренности, достигнутые между немецкими социал-демократами и христианскими партиями, способны привести к распаду бывшего "тройственного союза", в который входили Берлин, Париж и Москва.
Такое весьма вероятное развитие событий неизбежно приведет к еще более тесному сближению Франции и России как блока, способного противостоять усилению роли США в Европе. И возродит геополитическое противостояние Парижа и Берлина. В этой связи визит Райс сначала в Париж, а затем в Москву должен несколько успокоить страсти и, возможно, дать заинтересованным сторонам дополнительные гарантии, что Белый дом не предпримет шагов, направленных против интересов России и Франции в Европе.
Еще одной из тем переговоров могут стать результаты выборов в Польше. Москва, безусловно, хотела бы получить от Райс обещания, что приход в этой стране к власти правых партий, ориентированных на более тесные отношения с Америкой, не приведет к укреплению антироссийского лобби в Евросоюзе. Возможно, Россия захочет также заручиться поддержкой Вашингтона в качестве посредника, способного помочь восстановлению нормальных отношений между Москвой и Варшавой.
Но все же основными темами московской встречи, безусловно, станут ядерные программы Ирана и ситуация на Ближнем Востоке. Северокорейская ядерная проблема будет обсуждаться, но после очередного раунда шестисторонних переговоров в Пекине она не стоит так остро. Не исключено, что Райс хотела бы получить дополнительные разъяснения относительно заявлений в Париже министра обороны России Сергея Иванова о том, что сотрудники его ведомства находятся на палестинских территориях. А также обсудить позицию Москвы в отношении Ирака и Сирии.
Однако центральным на переговорах Лаврова и Райс скорее всего станет вопрос об Иране. Вашингтон опасается, что после встречи глав французского и российского внешнеполитических ведомств позиция Парижа, входящего в "евротройку" (Германия, Франция, Великобритания) могла претерпеть изменения.
До сих пор французы выступали едва ли не как самые жесткие и непримиримые критики ядерных программ "режима аятолл". Такая позиция полностью отвечала интересам Вашингтона, который давно призывает мировое сообщество передать иранское "ядерное досье" на рассмотрение в Совбез ООН. И, вопреки мнению России, на последнем заседании глав управляющих МАГАТЭ такое решение принципиально было принято.
Между тем в ходе пресс-конференции, проведенной по итогам переговоров Лаврова и Дуст-Блази, прозвучало, что позиции Москвы и Парижа по иранской проблематике начали сближаться. И это сближение беспокоит Белый дом. Так что Райс в Москве будет стремиться не только выяснить, о чем на самом деле договорились главы МИД России и Франции, но и попытаться уговорить Лаврова ужесточить позицию в отношении Тегерана. Или хотя бы не "переманивать" на свою сторону другие государства Евросоюза. Ожидается, что после московской встречи Райс направится в Лондон.
|