2005-10-25 13:02:29 Норвежская береговая охрана перехватила еще два российских судна - "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамович" недалеко от острова Медвежий в Баренцевом море.
Российские рыбаки расценили действия норвежцев как вооруженный захват.
Норвежские инспекторы поднялись на борт, просмотрели судовые журналы и все документы россиян. И, по словам моряков, не обнаружили никаких нарушений. Тем не менее инспекторы объявили, что суда находятся под арестом. В качестве причины была названа неподача уведомления норвежским властям о начале операций по разгрузке промысловых судов.
В данный момент на одном из российских судов находятся двое инспекторов норвежской береговой охраны, на другом - одиннадцать. Однако российские капитаны отказались добровольно следовать в норвежский порт для проведения разбирательств. Оба корабля встали на якорь и ожидают указаний от своих судовладельцев.
"Прежде мы никогда не уведомляли норвежцев о начале разгрузки. Российские суда пользуются в этом районе точно такими же правами, как и норвежские", - заявил генеральный директор государственного предприятия "Архангельский траловый флот" Юрий Никулин.
По его словам, он как представитель судовладельца, отдал приказ капитану не подчиняться приказам норвежской стороны проследовать в норвежский порт.
В понедельник вечером в "рыболовный спор" ввязались норвежские и российские дипломаты. Временный поверенный в делах России в Норвегии Александр Гремитских был вызван в норвежский МИД, где ему было высказано недовольство по поводу инцидента.
В свою очередь МИД России вызвал временного поверенного в делах Норвегии на Смоленскую площадь. Ему официально заявили, что очередное задержание двух российских судов близ Шпицбергена не способствует хорошим отношениям между Москвой и Осло.
"Мы ожидаем от норвежской стороны полной информации о случившемся, с учетом того, что новый инцидент произошел на фоне недавнего задержания в том же районе траулера "Электрон", - сообщил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин.
Однако в посольстве России в Норвегии корреспонденту "РГ" заявили, что данное задержание российских судов имеет принципиальные отличия от недавнего случая с "Электроном".
"Судно "Электрон" задержали в международных водах. Однако сейчас российские суда были остановлены в территориальных водах Норвегии. А там они обязаны соблюдать местные законы", - пояснил корреспонденту "РГ" пресс-атташе посольства Алексей Щадский.
По словам дипломата, Осло, скорее всего, наложит арест на два задержанных судна. "Обычно в таких случаях экипаж не арестовывают. Норвежцы выпишут судовладельцам штраф, а суда отпустят под залог", - сказал пресс-секретарь посольства. Он также сообщил, что на российское судно "Метелица", задержанное недавно при таких же обстоятельствах, был наложен штраф в размере 2,25 миллиона рублей.
Тем временем в объединении рыбопромышленников Севера убеждены: Норвегия планомерно вытесняет Россию из наиболее богатых промысловых районов. "Мы стали заложниками межгосударственного спора в области рыболовства. И пока этот спор не разрешится, рыбаки Севера не могут рассчитывать на спокойную работу в Баренцевом море", - убежден директор объединения Павел Виноградов. По его мнению, норвежские инспектора действуют в отношении россиян пиратскими методами.
"Поднявшись на борт транспорта "Дмитрий Покрамович", норвежцы просто украли судовой журнал в тот момент, когда капитан и вахтенный штурман на минуту отлучились с капитанского мостика. При этом инспектор так торопился, что даже забыл на столе свою печать, которая теперь хранится в судовом сейфе российского транспорта", - заметил Виноградов.
Российские пограничники уже заявили о готовности направить свои корабли для охраны отечественных рыбаков в Баренцевом море. Однако командование ВМФ России пока не получало указаний о привлечении боевых кораблей к разрешению данного инцидента.
Между тем
В Федеральном агентстве по рыболовству России сообщили, что норвежская сторона пока не высказала никаких претензий по документации двух арестованных судов. "Если суда находились в территориальных водах Норвегии, тогда претензии норвежской стороны справедливы, если же нет, то, находясь в международной зоне, суда могут действовать по общим правилам, не уведомляя ведомства каких-либо стран о своих намерениях", - пояснили в российском агентстве. Норвегия утверждает, что задержанные суда находились в 12-мильной зоне острова Медвежий, которая является территориальными водами Норвегии. Ранее в районе 12-мильной зоны от острова Шпицберген было задержано судно "Метелица", которое в настоящее время доставлено в порт Тромсе.
|